ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ. Священник Олег Булычев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Немало Русская Православная Церковь явила миру таких светильников веры и святости, чьи имена нам хорошо известны. Святые — это слава и украшение не только Церкви, но и всего народа. Со славой, которой увенчал их Сам Бог, не сравнятся земные почести великих мира сего.  Ведь  присутствие в том или ином  обществе святых людей говорит о том, что этому сообществу людей Господь благоволит и этот народ достоин населять свою землю.

А можно ли сказать о нас, что нам благоволит Господь, если мы порой не ценим или по грехам своим не понимаем чьей-то очевидной святости и не стремимся ей подражать? В наш жесткий век, когда даже героическая святость новомучеников, вопиющая к Богу, потрясает далеко не всякую душу, — мы видим, что незаметный подвиг живущих преподобнической жизнью тем более не многих вдохновляет смиренно идти евангельской стезей.  Вот и получается: то, что у живших 100 лет назад было славой, ныне большинством из нас пренебрегается. А ведь путь к небесам открыт не только через крест мученичества, но и через каждодневное Богообщение, через стремление постоянно исполнять евангельские заповеди.  Примером тому служат тысячи преподобных отцов. И не только христианской древности, но и подвизавшиеся совсем, кажется, недавно.

Хотелось бы обратить внимание неравнодушных православных людей  как раз на такой драгоценнейший камень в духовной сокровищнице Русской Православной Церкви. Речь идёт о великом угоднике Божием – затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии Алексеевиче Машурине (1789-1836), чьи изданные по его смерти письма стали настольной книгой почти у всех русских подвижников XIX века.

Родом Георгий Затворник был из Вологды, принадлежал дворянскому сословию. Из этого города, как мы помним, происходил и святитель Игнатий (Брянчанинов). Воспитывался Георгий в любви к Богу благочестивой матерью Анной, которая, Промыслом Божиим, стала вдовой, нося под сердцем будущего святого. Примечательно, что весть о рождении сына и каким именем она должна его назвать, Анна получила в сонном откровении.

С юных лет Георгий выделялся тихим и кротким нравом и послушанием. В 18 лет он  был отдан в военную службу, где честно служил царю и Отечеству в Лубенском гусарском и Казанском драгунском полках. В составе этих полков Георгий был участником Бородинской битвы и  заграничных походов Русской Армии. Нельзя было не выделить Георгия среди его сослуживцев. Он избегал так распространенных среди военных различных увеселений, игр и пустых занятий. Он любил уединение, богомыслие и молитву. Нередко его можно было увидеть на кладбище, куда он приходил поразмышлять о бренности и суетности всего земного. Командиры и любили Георгия Машурина за исполнительность, строгость к себе и готовность всегда выручить товарища.

Претерпев во время службы в армии немало скорбей и злостраданий ( речь идет о военных походах) и видя всегда спасающую руку Божию, Георгий уже тогда определился со своим будущим. Он, всегда чувствуя склонность к монашеству, решил оставить военную службу и вышел в отставку в чине поручика. Местом его служения теперь уже Царю Небесному стал известный Рождества Богородицы Задонский монастырь, в который он поступил в 1818 году.

По особому Божиему указанию, почти все свое время в монастыре до самой кончины Георгий Алексеевич провел в затворе, утесняя себя даже в самом необходимом для жизни и терпя всяческую клевету и унижения от непонимающей его братии. Целых 17 лет он пребывал только в Богообщении, молитвах, безмолвии и строжайшем посте и достиг таких высот духовной жизни, что стал подобен отцам древности. Пришло время, и слух о его праведности и духовных дарованиях вскоре вышел далеко за пределы монастыря. И поэтому со всей России стали обращаться к нему за утешением и помощью люди всяких сословий: князья, дворяне, купцы и крестьяне, монахи и духовенство. Со многими из них Георгий Затворник вел многолетнюю духовную переписку. Даже бывший его командир приезжал в Задонский монастырь с целью увидеться с ним для беседы. Одним из его почитателей был знаменитый святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский, который особенно покровительствовал Затворнику, будучи и сам великим аскетом и делателем Иисусовой молитвы. По своему смирению послушник Георгий никому не открывал, что был тайно пострижен в монашество, с именем Стратоник.

Свою кончину Георгий Затворник  предузнал заранее и прикровенно сообщил о ней духовным чадам, которых Бог не оставил сиротами, а вместе с ними и нас. Божиим провидением сразу по преставлении ко Господу праведника  были собраны и изданы  его богодохновенные письма. Труд по их собиранию взял на себя оптинский монах Порфирий (Григоров), бывший его келейник.

Письма Задонского затворника Георгия поражают своей духовной глубиной, дерзновенным проникновением в божественные тайны. В них каждый может найти  ключ к своему сердцу, понять особенности евангельского пути в Царство Небесное. В них сказано всё о любви как высшей добродетели, о пользе памяти смертной. Особенностью же его писем является то, что часто он духовные советы облекал в стихотворную форму.

Святоотеческая мудрость писем Георгия Затворника может дать обильную духовную пищу всякому алчущему и жаждущему правды Божией  человеку. Каждый найдет в них что-то близкое и для своей души. Это особенно видно в переписке и отзывах его современников. Оптинский монах Порфирий (Григоров) в письме к Н.В. Гоголю писал: «Препровождаю к вам обещанные мною книги затворника Задонского Георгия… Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу…Я надеюсь, что и жизнь его прочтете с удовольствием».

Вот один из примеров стихотворной духовной мудрости Затворника:

Лишь грешный человек мятется суетою.

Молитвой гнать бесов, смирять постами плоть,

А мир забвением попрать велит Господь.

Свобода нас губит, свобода избавляет;

Свобода вяжет нас, свобода – и венчает.

Хотя до сих пор Задонский затворник Георгий официально не прославлен земной Церковью, отнюдь не дерзость называть его «великим угодником Божиим». Ведь это всего лишь повторение одного из многочисленных подобных эпитетов, которыми уже издавна наделяли его. Некоторые из этих почитателей его  канонизированы нашей Церковью, будучи духовными учителями православных христиан на протяжении последних почти двухсот лет.

       Это, прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), в письмах которого ясно видно его преклонение перед высотой духовного подвига  Георгия Затворника. В своих письмах святитель постоянно пишет или упоминает о нем, настоятельно рекомендует его письма всем своим духовным чадам, родственникам, преподносит книгу писем святого Георгия в качестве подарка.

Приведем лишь некоторые высказывания святителя Игнатия о Задонском затворнике:

       «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… духовным успехом заменив лета многа. С пера его текут струи благодатные, и недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одной из моих настольных… Вы будете пить чашу утешения, которая вам теперь нужна» (С.Д. Нечаеву). «Ныне выходят вновь письма Задонского Затворника… эта книжка многим чрезвычайно понравилась».

Ставя Затворника Георгия в один ряд с древними отцами, святитель Игнатий пишет: «… в простом монашеском  чине есть много светильников от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали».  «… прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия» (преподобному Макарию Оптинскому).

Неоднократно святитель Игнатий прямо называет Георгия святым: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих. … украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, Затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…» (II т., «Аскетические опыты»).

Письма Георгия Затворника были любимым духовным чтением российских боголюбцев на протяжении всего XIX века. До прихода безбожной власти в 1917 году книга его выдержала 6 переизданий. Его любили и почитали такие духоносные святители, как Феофан Затворник, Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), который лично навещал Затворника и общался с ним.

 Его письма — это не просто духовное чтение, это духовная пища очень высокого качества. И по преставлении ко Господу Георгия они руководили в духовной жизни многих православных подвижников и их духовных чад.

       Старец Югской пустыни Адриан в своих наставлениях духовным чадам всё время призывает их руководствоваться книгой писем Георгия Затворника: «Советую с уважением читать письма Георгия Затворника Задонского» (1849 г.); «Прошу слушаться Георгия Задонского» (1852 г.); «Отец Георгий меня кругом стыдит» (1851 г.); «Будем чаще прибегать к Затворнику Георгию… Пролог вас да вразумляет; Георгий да подкрепляет» (1851 г.); «Письма Георгия Затворника премного могут утешать в горестях», и т.д. и т.п.

       А вот слова ученика старца, подвижника благочестия, Ивана Ивановича Троицкого: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно, — оно, как говаривал батюшка Адриан, приводит к чтению «Добротолюбия», и чрез письма Затворника и «Добротолюбие» понятнее, я разумею, славянское. В письмах этих найдёте удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов» (1882 г.).

       Он же говорит: «С истиною, учением и советами, преподанными Георгием Затворником и другими св. Отцами, дружитесь крепко умом и сердцем,… и свет в душе умножится».  «Предайтеся искренно и всецело Господу и Его святым евангельским заповедям; Георгия Затворника держитеся крепче, и вернее будет».

       Все вышеуказанные подвижники воспринимали Георгия Задонского как одного из святых отцов. Однако надеяться на канонизацию подобных Затворнику Георгию угодников Божиих реалии того времени отучили. Достаточно вспомнить  затянувшиеся канонизации святителя Тихона Задонского или преподобного Серафима Саровского. Поэтому народ в то время называл праведников святыми за их жизнь и славу, не ожидая их официального прославления.

       А почитание среди всех сословий Георгий Затворник имел большое вплоть до 1917 года, когда только приход новой власти не дал завершить его всецерковную канонизацию. Известный историк профессор П.В. Знаменский (1856-1917) писал: «В Задонском монастыре пользовался таким же почитанием, как старец Серафим Саровский, прозорливый Затворник Георгий из дворян Машуриных». Напомним, что старец Серафим и Георгий Затворник имели  между собой духовное общение, знали друг о друге, о чём свидетельствует яркий рассказ самого Затворника.

Издавать же письма и житие Затворника первой начала, как уже упоминалось, колыбель русского старчества — Оптина пустынь под руководством старца Макария (Иванова).

     Великий классик русской литературы, Н.В.Гоголь, имея дружбу с бывшим келейником Затворника Георгия оптинским монахом Порфирием (Григоровым), писал ему: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!» Писатель даже делал выписки из книги писем Затворника.

       Друг А.С. Пушкина, глубоко верующий русский поэт и переводчик В.А.Жуковский, воспитатель цесаревича, в 1837 году побывал в Задонской обители и оставил в дневнике запись, что посетил там могилу «знаменитого Затворника Георгия».

       Сейчас иногда принято говорить, что, мол, зачем канонизировать того или иного праведника? Ведь у Бога они прославлены...

Спору нет — то, что Затворник Георгий прославлен у Бога, легко убедиться, почитав его письма. Через них человек, поистинне, питается  благодатью. За последние 190 лет многих людей они пленили духовной силой и необыкновенной способностью утешать. Православные всегда ощущали, что автор писем говорит, как «власть имеющий», что Евангелие есть содержание его души. Об этом же свидетельствует сам святитель Игнатий: «…книга писем святого Затворника … имея значительное достоинство духовное и не имея плотского: ибо письма произнесены благодатью. Слово же благодатное не может быть познано плотским человеком». «Читай письма Задонского Затворника Георгия. Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих».

       А сколько в наше время людей, нуждающихся в утешении духовном, в поддержке и укреплении на путях веры! Святитель Игнатий с сонмом почитателей святого Георгия Задонского обязательно посоветовали бы этим страждущим, в первую очередь, обратиться к «чаше утешения» его духовного наследия.

       Поэтому всецерковная канонизация этого угодника Божия нужна всем нам. Благодаря ей, о любимом святом русских подвижников узнает больше людей и это, несомненно, послужит к преображению их жизни. Да и рука как-то не подымается служить по этому угоднику Божию панихиды, когда совесть требует обращаться к нему с молитвами и поминать его на проскомидии с другими нашими святыми.

Порой вызывает недоумение, что настоящих праведников многие из православных не ведают или по недомыслию пренебрегают ими. И не станет ли это в конце концов неким божественным укором для нас? Возможно ли не заметить «город, стоящий на верху горы?» ( Мф. 5,14). Ведь для этого нужно быть слепым. Может быть, по этой причине в неком пренебрежении сейчас находится святоотеческое наследие, что оно обличает нашу духовную слепоту? И наше поколение просто не заслужило прославить в лике святых Георгия Затворника?

       Однако есть и много утешительного, внушающего надежды, что не все так уж и безнадежно. Ведь всё больше становится людей, неподдельно интересующихся наследием Затворника. В 1990-е годы издательства выпускали репринтные издания писем Георгия Затворника. В 2008 году Сретенский монастырь с участием Задонской епархии выпустил книгу писем Георгия Задонского, дополнив её ранее неизвестными письмами и сведениями о нём (составитель Е.А. Смирнова). Московский храм Сошествия Святого Духа на апостолов издал в 2009 году книжку поучений Георгия Задонского с комментариями. Профессор Московской Духовной Академии К.Е.Скурат издал в 2011 году «Алфавит Духовный» на основе писем Затворника и провел цикл передач о святом на радио «Радонеж».  В 2013 году была издана Православная энциклопедия духовной жизни на основе сочинений и писем трех угодников Божиих – Георгия Затворника и святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника.  В различных изданиях люди цитируют Задонского подвижника, выходят даже молитвословы с цитатами из его писем.

К сожалению, у нас порой судят о подвижниках больше по внешним проявлениям, по чудесам и знамениям. Хотя Сам Господь отвергает такой взгляд на духовную жизнь ( Мф. 7, 22—23): ведь антихрист прельстит многих именно своими чудесами и знамениями. Главное чудо в праведнике — это евангельский Дух, который от него исходит и все вокруг преображает. Евангелие само по себе уже чудо, небесное явление, и всякий человек познается по своему отношению к нему. Мы не ждем от Евангелия знамений внешних, мироточений, мы любим его за его содержание.

Вот и святитель Игнатий не был знаком в земной жизни с затворником Георгием, но пришел в восхищение от благодатности и богодухновенности только его писем. Ему не нужны были никакие внешние свидетельства. Поэтому и мы должны суметь духовным взором постичь этот светильник веры, увидеть свет, от него исходящий.

Не замечать святого Георгия Задонского то же самое, что не отозваться на Евангельскую весть. Главные свойства жизни по Евангелию — это любовь и смирение, две небесные добродетели. Святой Затворник так часто о них пишет и с такой любовью открывает для нас их несказанные действия, что сразу становится ясной его духовная опытность в стяжании этих добродетелей. А как он учит о страхе Божием и Страшном Суде Христовом! После его слов душа предает полному забвению земную суету и исполняется новых сил для прохождения поприща земной жизни.

Святой Георгий Задонский был земным Ангелом и небесным человеком. Преподобне отче наш Георгие, моли Бога о нас! 

http://radonezh.ru/87012