Издание Live Science знакомит читателя с 11-й табличкой «Эпоса о Гильгамеше», описывающей великий потоп в Вавилонии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Издание Live Science знакомит читателя с 11-й табличкой «Эпоса о Гильгамеше», описывающей великий потоп в Вавилонии
Повествование возрастом 2600 лет весьма сходно с библейской историей Ноева ковчега

ЛОНДОН. Издание Live Science знакомит читателя с 11-й табличкой «Эпоса о Гильгамеше» возрастом в 2600 лет, она приводит новый перевод описания великого потопа в Вавилонии, весьма сходного с библейской историей Ноева ковчега, сообщается в статье.

История эпического вавилонского потопа излагается клинописью на глиняной табличке №11 «Эпоса о Гильгамеше», найденной в в древнем ассирийском городе Ниневия (ныне Куюнджик), в Верхней Месопотамии (современный Ирак). «Эпос о Гильгамеше», или поэма «О все видавшем» (аккад. ša nagba imuru) считается одним из древнейших сохранившихся литературных произведений в мире, самым крупным произведением, написанным клинописью, и одним из величайших произведений литературы Древнего Востока.

«Эпос» создавался на аккадском языке на основе шумерских сказаний, охватывающих период порядка полутора тысяч лет. По мнению исследователей «Эпоса», первые песни о Гильгамеше возникли еще в конце первой половины III тысячелетия до нашей эры, однако древнейшие из дошедших до нас табличек были созданы на 800 лет позже. Наиболее полная версия «Эпоса» обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она записана мелкой клинописью на двенадцати табличках в шесть колонок каждая, а всего в поэме 3 тысяч стихов. Эти таблички датированы VII веком до нашей эры.

В 1852 году часть библиотеки Ашшурбанипала попала с этих раскопок в Британский музей. Исследованиями табличек занимался талантливый самоучка, ассистент египетско-ассирийского отделения музея Джордж Смит. Очень скоро он с гордостью заявил: «Я первый человек, прочитавший эти записи после более чем двух тысяч лет забвения».В 1872 году он выступил с докладом в «Обществе библейской археологии», и сообщил, что обнаружил миф о потопе, сходный с изложенным в Библии. Это сообщение вызвало сенсацию и всеобщий интерес. Позднее, уже в XX веке, ученым удалось найти отрывки других вариантов этого эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках.

Эпическое повествование и в самом деле поразительно похоже на Библейскую повесть о Ноевом ковчеге в Книге Бытия. Табличка описывает, как гневные боги решили наслать потоп, дабы уничтожить Землю. Однако благосклонный бог Эа заранее предупреждает о грядущем бедствии правителя древнего царства Утунапиштима, и повелевает ему построить судно, дабы спасти себя и свой род, а также «птиц и зверей всех видов». Как и в Книге Бытия, мореплаватели выпускают птиц, чтобы узнать, не спали ли воды, не появилась ли суша. Позже Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о своем приключении.

Хотя 11-я табличка стала первым свидетельством возможного заимствования предания о Ное из более ранней культуры, археологи с тех пор обнаружили еще более древние клинописные таблички с похожими мифами о потопе, которые еще раз подтверждают, что подобные предания бытовали задолго до написания еврейской Библии. Иными словами, «Эпос о Гильгамеше» или аналогичное предание, возможно, послужило источником для создателей повествования о Ноевом ковчеге. Современный английский перевод 11-й таблички «Эпоса о Гильгамеше» можно прочитать здесь.

Эпос о Гильгамеше

Книга Бытие

Богов великих потоп устроить склонило их сердце (11.14)

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

(6:13)

…построй корабль… (11.24)

Сделай себе ковчег … ( 6:14)

На свой корабль погрузи все живое. (11.27)

чтобы сохранить племя для всей земли…( 7:3)

…покрой его кровлей! (11.31)

Сделай для него крышу… 6.16

Три меры смолы туда налил я (11.66)

…осмоли его смолою внутри и снаружи (6:14)

Поднял на корабль всю семью и род мой (11.84)

…войди ты и все семейство твое в ковчег(7:1)

Скот степной и зверье … я поднял (11.85)

И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле…

(7:8)

Я вошел на корабль, засмолил его двери (11.93)

…вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним. (7:16)

И все человечество стало глиной! (11.133)

И лишилась жизни всякая плоть… и все люди…

(7:21)

Я открыл отдушину — свет упал на лицо мне (11.135)

Ной открыл сделанное им окно ковчега (8:6)

У горы Ницир корабль остановился. (11.140)

И остановился ковчег ... на горах Араратских.

(8:4)

При наступлении дня седьмого

Вынес голубя и отпустил я;

Отправившись, голубь назад вернулся:

Места не нашел, прилетел обратно (11.147)

Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

(8:8-10)

Вынес ворона и отпустил я

Ворон же, отправившись, спад воды увидел,

Не вернулся; каркает, ест и гадит. (11.152)

…и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. (8:7)

Я вышел, … принес я жертву… (11.155)

И вышел Ной… И устроил Ной жертвенник Господу … и принес во всесожжение на жертвеннике.(8:18,20)

Боги почуяли запах, Боги почуяли добрый запах (11.160)

И обонял Господь приятное благоухание…(8:21)

Так эти дни я воистину помню,

Во веки веков я их не забуду! (11.165)

...и Я вспомню завет Мой, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою ...(9:15,16)

На согрешившего грех возложи ты,

На виноватого вину возложи ты… (11.180)

кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека...(9:6)

К нашим лбам прикоснулся, встал между нами, благословлял нас (11.192)

И благословил Бог Ноя и сынов … (9:1)

 

 

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10410558.html