Избежать ошибок католицизма. Протоиерей Андрей Ткачёв о целибате в православии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Прот. Андрей Ткачёв

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия.

Предполагается, что в Церкви будет развернута широкая дискуссия по целому ряду важнейших проблем. В связи с этим предлагаем вниманию мнение известного пастыря, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП протоиерея Андрея Ткачёва, по одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии по вопросам церковного права: критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве.

Целибат, как явление, существовать в Православии не должен. Он может существовать как исключение, а не правило. Первый целибатный священник - это профессор А.В.Горский, который был рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым), но он был уже в зрелом возрасте. Поэтому очень важен возрастной ценз. Человек до 35-40 лет, однозначно, не должен рукополагаться в приходские священники в безбрачном состоянии. Тот возраст, который особо отмечен накалом страстей и необходимостью в брачной жизни, пик детородного возраста, порождает много сложностей. Человек, не имеющий семьи и вынужденный выслушивать исповеди, венчать и крестить, погруженный в духовную работу, в общение с большим числом людей, находится на острие опасностей.

Также очень важно, был ли человек женат, знает ли он эту сторону жизни. Потому что есть люди, которые были женаты, но брак их был неуспешен, неудачен, после какого-то времени совместной жизни распался, они не желают вступать в брак повторно, но имеют опыт брака. Такие люди в некотором смысле более защищены, имеют психологическую защиту, поскольку они знают, что такое брак изнутри. У них нет иллюзий на счет брака, каковые могут быть у тех, кто не был в браке никогда и желание брака в них может проснуться в любое время. Поэтому, люди, которые имеют опыт брака и на рубеже 40 лет более не желают вступать в брак, более защищены от такого соблазна на будущее. Хотя всё равно человек - это существо семейное по определению. Если у него нет своей семьи, то он всё равно должен быть членом другой семьи - монашеской. Безбрачие наиболее удобно реализуется в общине таких же безбрачных, т.е. в монастыре, где семейственность есть, но без плотских уз.

Целибат вообще проблематичен в современном мире, разогретом от похоти, в мире, где целомудрие осмеяно, где у человека нет навыка борьбы с собой. Есть только навыки потакания страстям или тонкое их обслуживание. Поэтому целибат может быть только исключением. Должно быть внимательное отношение к опыту прожитой жизни. Если человек видел жизнь и «съел пуд соли», то с некоторым риском, но можно идти на целибат. Если же он ещё юн, невинен и неоперен, не тертый жизнью, то это опасно.

В любом случае, проблема, касающаяся человека, является всегда частным случаем. Там где люди, там нет общих правил. Как и в медицине, где любая болезнь - это частный случай. Поэтому здесь должна быть внимательность духовников и архиереев. Нельзя рукополагать человека не зная его, не общаясь с ним, не познакомившись с его внутренним миром, не узнав его прежней жизни. Не должно быть поспешной хиротонии, возлагания рук, без знания человека. «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).

В вопросах хиротонии не может быть конвейера. Надо знать ставленника и не спешить с рукоположением. Надо понимать, что либо рождается пастырь, который спасет многих, либо рождается проблема, которая погубит многих и за неё придется рукополагающему архиерею отвечать. Если создать идеальный образ целибатного ставленника, то это взрослый человек, «земную жизнь, пройдя до половины» как у Данте, человек, который имеет опыт гражданской жизни, имеет гражданскую профессию, имеет опыт жизни в миру, знает жизнь и людей, возможно, имеет печальный, неудавшийся опыт брачной жизни, не желающий более создавать семью. Это человек, который имеет соответствующее духовное образование и духовный опыт для того, чтобы принять священство, хорошо обдумавший свой поступок во второй половине жизни, испытанный духовником и хорошо известный рукополагающему архиерею, который, глядя на него, исходя уже из своих духовнических обязанностей, понимает, что этот человек сможет жить в миру, не иметь семьи и нести на себе груз ответственности за паству, вникая в их нужды, занимаясь делами, связанными с исповедью, венчанием, крещением. Вот такое моё личное мнение.

Для Православия целибат должен быть исключением из правил. Есть монашество и супружество. Мы должны избежать ошибок католицизма, потому что, судя по всему, рано или поздно, католики будут возвращаться к апостольской практике, к необязательному целибату. Будет плохо, если они вернутся к апостольским нормам, а мы у себя распространим католические заблуждения.


Источник: Русская линия