Из раскола и в раскол: почему украинские священники меняют патриархаты. Кирилл Александров
В Украине время от времени происходят случаи, когда священники одной конфессии переходят в другую, самостоятельно или же вместе со своими приходами.
Киевский патриархат, а также симпатизирующие этой организации политики и общественные деятели постоянно заявляют о том, что к ним переходят десятки (сотни, тысячи – у кого насколько хватает фантазии) священников из Украинской Православной Церкви. В УПЦ тоже переходят служители из других конфессий. Что же толкает людей на подобные действия? И тут выясняется одна интересная закономерность.
Но сначала проясним ситуацию. Вопреки победным реляциям раскольников, что, мол «общины УПЦ массово переходят в Киевский патриархат», это далеко не так. Точную цифру переходов УПЦ, причем не только в Киевский патриархат, а и в другие конфессии, озвучил управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич). Таковых всего 9 за два последних года. Еще 43 храма было захвачено насильно, вопреки воле прихожан.
Чем аргументируют свои действия священники, решившие отойти от УПЦ и перейти в раскол, а также те, кто движется в обратном направлении? Проанализируем несколько наиболее раскрученных в СМИ случаев.
Сразу же бросаются в глаза слова о позиционировании себя как «белила для Церкви». Ну, хоть документы на канонизацию подавай! Правда, с Евангелием эти слова расходятся кардинально: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11). Еще более кардинально расходится с Евангелием пассаж о том, что «нужно строить свою Церковь в Украине для украинцев». Христос строил Церковь для всех, и в ней, по словам апостола Павла, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Кол. 3, 11). А представление о том, что существуют Церкви для украинцев, греков, русских, сербов и так далее, свидетельствует о чисто языческом мировоззрении, для которого характерно наличие отдельных богов для каждого народа.
Что же заставило этого человека уйти из Церкви? Цитата из интервью: «Я заехал в Лавру, ну, все-таки это же моя Церковь. И попросил, мне нужно было на тот момент 500 грн, поменять четыре колеса. На этой резине уже ехать было нельзя. И мне сказали, что денег нет, все сложно и так далее. Я просто пишу пост в Facebook и смотрю, кто мне высылает деньги – греко-католики, Киевский патриархат... И я такой думаю: "А что я делаю в этой Церкви?"»
Оказывается, все банально – человек продает свою веру (да-да, именно веру, ибо «Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь» (Символ веры)) за 500 грн, за то, чтобы поменять износившуюся резину на автомобиле!
Еще один пример.
Он покорил крестьян патриотизмом! Не верой, не подвижничеством, не молитвенностью. А патриотизмом. Патриотизм – это хорошо, но какой же это патриотизм, если человек не приводит людей к Богу, а уводит от Него в раскол? Да и какой ценой достигнуто это торжество «патриотизма» в данном случае? Оказывается, немалой: «отец» Димитрий бросил на Луганщине жену с дочерью и поехал покорять полтавских крестьян «патриотизмом». Но настоящий, а не мнимый патриотизм заключается как раз в том, чтобы хранить свою семью, а не оставлять ребенка сиротой при живом отце. Разве не так?
А из-за чего ушел из Церкви? Может быть, он понял, что УПЦ – не истинная Церковь, или что таинства не благодатны, или что Она отступила от вероучительных истин? Нет, с этим все в порядке. А ушел из-за «поведения братьев по епархии». Из-за того, что эти братья якобы освящали блокпосты в непризнанной ЛНР. Правда, то, что священники УПЦ КП освящают представителей организации С14, внесенной в список международных террористических организаций (Terrorism Research & Analysis Consortium), «отца» Димитрия не смущает.
А вот один из самых первых случаев перехода из Церкви в раскол после событий Майдана.
Эйсмонт – первый слева.
И как по-иезуитски ТСН озаглавил материал: лишили священства якобы за молитву об Украине. Да не за молитву об Украине, а за сослужение раскольникам!
Но из-за чего ушел в Киевский патриархат о. Виталий Эйсмонт? Человек, богословски образованный, пишущий статьи, ведущий блоги, выкладывающий в интернет видеопроповеди и т.д.
От него следовало бы ожидать какого-то более-менее серьезного богословского обоснования для своего поступка. Но нет, дело опять в деньгах и политике.
Из интервью порталу РИСУ: «У меня шестеро детей, а приход очень маленький, да и в вымирающем селе. Не раз обращался к владыке с просьбой перевести меня на другой приход, чтобы я смог хотя бы прокормить семью». Опять деньги! Поднять на ноги шестерых детей – это, конечно, трудно, но в Церкви сотни многодетных священников, которые служат на бедных сельских приходах. Или каждому подавай свой приход на выбор – в зависимости от количества детей?
И политика: «А я ждал, когда же моя Церковь сделает заявление, где будет говориться не только о том, что "терпите, молитесь о мире". Это хорошо, это необходимые слова, но нужно признать: то, что Крым был захвачен российской стороной, является попыткой захватить восток и юг страны, что такие факты присутствуют. Однако в официальных кругах РПЦ эти факты обошли молчанием, а в самой УПЦ о путинской агрессии тоже почти не было слышно» (из того же интервью порталу РИСУ).
Получается, что человек ушел из Церкви потому, что она не заявила о «путинской агрессии»?
Подобные примеры можно продолжать, но выводы из всех них однозначные: никаких религиозных мотивов для переходов из УПЦ в Киевский патриархат нет. Никто из перешедших не обвиняет УПЦ в безблагодатности или отступлении от догматов веры. Все аргументы – исключительно политические. Они обусловлены не стремлением к Истине, к Богу, к Царству Небесному, а лишь текущей политической ситуацией. Да, и еще деньгами, конечно.
А теперь посмотрим, что говорят те, кто перешел из раскольнических деноминаций в Украинскую Православную Церковь.
Архимандрит Диодор также богословски образован. Он является заведующим кафедрой практического богословия и церковного искусства, председателем издательского отдела Карпатского университета имени Августина Волошина и Украинской богословской академии, доктор богословских наук, доцент. Вот что он пишет в рапорте архиерею УПЦ: «Выражаю глубокое раскаяние, что некоторое время своей жизни находился в раскольнической организации под названием "Украинская Православная Автокефальная Церковь", а именно в ее так называемой "Карпатской епархии"». То есть главная причина его перехода в том, что УАПЦ – это раскольническая организация, а не Церковь Христова. Человек думает о спасении своей души, а не о политике.
Случаи перехода в УПЦ немногочисленны и, казалось бы, Мукачевский архиепископ Феодор должен был его принять с распростертыми объятиями и устроить на какое-то тепленькое местечко (как поступают в УПЦ КП). Но нет, сайт Мукаческой епархии скупо сообщает: «Священник направлен на покаяние в один из монастырей Мукачевской епархии УПЦ». То есть архиерей тоже думает прежде всего о спасении души этого человека, а не о том, чтобы его показательно обласкать и подтолкнуть тем самым к переходу в УПЦ других раскольников.
А вот совсем недавний случай.
Сайт Овручской епархии приводит оригинал его покаянного письма.
Полезно, кстати, сравнить это покаянное письмо с «покаянным письмом» Михаила Денисенко в адрес Патриарха Кирилла.
Что же подтолкнуло этого Анатолия Станиславовича на такой Поступок. Именно Поступок, с большой буквы, ибо священник прекрасно понимает, какой опасности от радикалов-националистов подвергает себя в Коростене. Понимает, какую травлю ему могут устроить псевдопатриоты. Но он не побоялся не просто написать такое письмо и занести его в канцелярию епархии, а выйти на амвон Свято-Покровского храма в Коростене и зачитать его перед всем честным народом.
А в письме исключительно религиозные аргументы! «Киевский патриархат не является Канонической Церковью» и за это «нужно будет отвечать перед Богом».
Хотя к Киевскому патриархату можно предъявить массу других претензий. Например, поддержку воинствующих радикалов, в т.ч. террористических организаций (по версииTerrorism Research & Analysis Consortium).
А еще г-н Денисенко издевался над страданиями жителей Донбасса.
Цитата: «Не нужно думать, что население Донбасса невиновно в своих страданиях. Виновно. И свою вину должно искупить страданиями и кровью. Голосовали на референдуме за федерализацию? Голосовали. Грешили? Грешили. Вот это следствие этого греха».
Такие слова кого угодно могут повергнуть в шок, хоть богослова, хоть простолюдина!
А еще священнослужителей из раскольнических деноминаций обвиняют в содомии, махинациях с деньгами и имуществом, открытой лжи и так далее (с соответствующими журналистскими расследованиями). То есть чем упрекнуть раскольников, имеется в избытке. Но ни о чем таком не говорят бывшие раскольники, возвращающиеся в лоно Церкви. Они говорят лишь о том, что раскол не есть Церковь и пребывание в расколе лишает человека надежды на спасение. На их решение не влияют ни политика, ни финансы. Влияют лишь слова священномученика Игнатия Богоносца: «Не обольщайтесь братья мои! Кто следует за вводящим в раскол, тот не наследует Царства Божия!» и многих других святых отцов.
Таким образом, в Украинской Православной Церкви находят свое пристанище ищущие спасения и жизни с Богом, а в УПЦ КП – те, кто ищет земного: денег, удовлетворения своих националистических чувств, правильной политической ориентации и так далее. Вот по каким критериям священники в Украине меняют патриархаты.
http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/iz-raskola-i-v-raskol-p...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии