Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Гавриил (Кикодзе)

Молитва. Быть христианином. Грех. Соблазны диавола. Добродетель. Свеча. Порядочность.

Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» – но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва – это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, – это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно – быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином – это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми – злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир – море лжи и несправедливости, то неминуемо утонишь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие – копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя большую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый – меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно – одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил – он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг – диавол – соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом – молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви – заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да – да, а нет – нет – и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность – это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность – это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство – это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность – соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность – это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36–37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Перевел с грузинского Мераб Джикия


Источник: Православие. Ru