ИЗ ИСТОРИИ СИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ: КАТОЛИКОС МАР АВА I
VI в. был временем расцвета не только Византийской Церкви и государства. В соседней Персии в это время проводились реформы в Ассирийской Церкви Востока.
В 540–552 г этой церковью руководил выдающийся богослов Мар Ава. Он родился в г. Хала в зороастрийской семье от родителей маздакистов. Он принял крещение и окончил Низибинскую школу. В Эдессе у своего друга Фомы Мар Ава изучил греческий язык. Вместе с другом он посетил отцов-пустынников в Палестине и Египте, был также в Греции и Константинополе. В Александрии познакомился с Космой Индокопловом. Уже тогда Мар Ава проявил себя приверженцем богословия Феодора Мопсуэстийского. В 532 г., во время посещения им Константинополя, император желал убедить Мар Аву отречься от своих взглядов, однако тот не пожелал с ним встретиться, понимая, что тогда он перестанет быть верным последователем своей Церкви, которая на соборе 424 г при католикосе Дадишо приняла богословие Феодора Мопсуестийского.
Как пишет современный исследователь Игнасио Ортис де Урбина, «Map Ава был вынужден бежать из Константинополя, вероятно, из-за догматических разногласий и прибыл в Нисибин с намерением посвятить себя монашеской жизни, однако был вынужден преподавать в школе. В это время он составил комментарии, не сохранившиеся до сегодня»[1].
По смерти католикоса Павла, его преемниками стали два католикоса, один из которых был самозванец, а второй, — Мар Ава I, — избранный единогласно в январе 540 г, и отличавшийся знаниями и добродетелью. С целью сохранения целостности Церкви и устранения раскола, Мар Ава посетил южные области Кашкар, Парс, Мессину, дошел до Рев-Ардаршира и низложил незаконную иерархию, а также устранил пребывание двух епископов (законного и конкурирующего) в одном городе.
Путешествие Мар Авы завершилось в Бет Лапате, где на созванном в октябре 540 г. соборе было запрещено наличие двух епископов в одном городе, запрещена незаконная иерархия, а также приняты решения против моральных преступлений мирян.
В 541 г. Мар Ава основал богословскую школу в Селевкии-Ктесифоне. В 540-х гг. во время вспыхнувшей войны Византии с Сасанидами Мар Ава был обвинен магами перед шахиншахом в вероотступничестве и прозелитизме среди зороастрийцев и сослан в Азербайджан, в одну из четырех тогдащних провинций персов — Адурбайган. Мар Ава не был посажен в тюрьму по причине негодования несториан. Он был отдан судье Адорбайгана Дадину, который создал католикосу настолько благоприятные условия, что знатные маги стали клеветать царю на справедливого судью. В итоге католикоса переместили как бы по ошибке в область Ганзак в селение Сирош, где находилась школа зороастрийского жречества. Здесь он вступил в споры с магами, пытавшимися вернуть его в зороастризм. Мар Ава не покидал это место даже во время вспыхнувшей чумы. Несториане быстро освоили дорогу к католикосу, который в какой-то степени мог продолжать свою деятельность, хотя и находился под пристальным присмотром. Здесь же в 544 католикос созвал собор.
После семилетней ссылки Мар Авы в Азербайджане объявился Петр Гурганара бывший клирик, принявший зороастризм, который сделал несколько попыток тайно убить католикоса. Последний понимая свое значение в государстве Сасанидов, решил апеллировать к общественному мнению, желая открыто умереть, предполагая, что в этом случае он избежит смерти. Зимой 548–549 гг. католикос Мар Ава идя через горы, по снегу и холоду достиг столицы, Селевкии-Ктесифона. Хосров, узнав о действиях католикоса, был удивлен и направил к нему доверенное лицо из своей охраны, от которого узнал, что Мар Аву желали убить тайно, но он сам прибыл явно умереть по приказу шахиншаха. Хосрову импонировал такой решительный шаг католикоса, к тому же столичные несториане испытали радость возвращения Мар Авы. Католикос был оставлен в столице и ему позволили вернуться в свой дом: ему простили не только возвращение, но также и обращение четырех магов, занимавших видное положение. Возврат католикоса в столицу вызвал неудовольствие магов, в результате чего Хосров был заключен в оковы, и с закрытым лицом, чтобы его не узнали, был перевезен в тюрьму, где поручен надзору палача, «господину мучений». В 549 г. закованный в оковах Мар Ава сопровождал Хосрова в отдельном обозе, когда тот направился в Азербайджан во время кампании против Лазики. Это положение продолжалось в течение нескольких месяцев, когда католикос следовал в кортеже шахиншаха то в цепях, то с облегчением сурового режима.
В 551 г. против Хосрова восстает его сын и Мар Ава по приказу Хосрова объезжает империю, чтобы не допустить христиан к участию в восстании. Исполнив долг, Мар Ава получает свободу. 29 февраля 552 г.[2]. Мар Ава умирает, после нескольких месяцев болезни, и тщетных усилий врачей, присланных Хосровом к католикосу в Селевкию. Персидская Церковь причислила его к лику святых. Мар Ава наиболее чтимый святой в церквях Востока.
Из сочинений Мар Авы известны: 1) утраченные толкования на Ветхий Завет; 2) редакция литургии, авторство которой приписывается Несторию и Феодору Мопсуестийскому; 3) первый сирийский свод брачного права (первый свод канонического права сирийской Церкви), в котором Мар Ава осуждает браки между братьями и сестрами.
Собор 544 года
Собор под председательством Мар Авы состоялся в декабре 543 — январе 544 г. с целью разрешить спор об избрании двух католикосов Мар Елисея и Мар Нарсе. Собор состоялся в Азербайджане.
Принятые постановления были таковы: 1) подтверждение решений провинциального собора в Бет-Лапате о запрете инцеста, многоженства, а также о необходимости назначать в один город лишь одного епископа; 2) о сохранении веры; 3) об исправлении добрых нравов; 4) о низложении епископов, создающих параллельную иерархию и об уступках и санкциях в отношении к ним; 5) о духовных лицах и об избрании епископов, которое полностью осуществляется католикосом; 6) «Деяния», которые включают все принятое на более ранних соборах.
В «Деяниях» говорится и о порядке избрания католикоса. «В случае смерти последнего никто не может самовольно занять его место. Тогда провинциальные епископы идут к епископам Бет-Лапата, Перат Майшана, Арбелы, и Бет-Селока. Эти четверо (или хотя бы трое) епископов со своими епископами в Селевкии-Ктесифоне вместе с горожанами избирают человека, который тверд в вере, проповедует православную веру, хранит больше жизни церковные каноны, мудро управляет, во всем чист и целомудрен. Они посвящают его в церкви Селевкии-Ктесифона в традиции Отцов и садят его на кафолический престол принимая наше место после нашей смерти (Мар Ава свидетельствует от своего лица — прим. прот. А. У.)»[3].
В «Деяниях» Мар Ава еще раз засвидетельствовал о своей поездке в персидские епархии, чтобы устранить самозваных иерархов, восстановить порядок избрания епископов. Католикос, который получил посвящение не в церкви Селевкии-Ктесифона признается незаконным.
Собор 544 года издал 40 канонов. «Эти каноны отражают законодательство Никейского, Анкирского, Кесарийского (в Каппадокии), Неокеарийского, Гангрского, Антиохийского и Халкидонского[4] соборов, а также других соборов Востока, которые происходили в Селевкии-Ктесифоне от времен Мар Исака до времени Мар Авы»[5].
Ниже мы приводим полный текст этих сорока канонов. Они были написаны на сирийском языке. Мы осуществили перевод с французского перевода по изданию французского ориенталиста Жана-Батиста Шабо, осуществленному в 1902 г.
1) Сельские священники не совершают Евхаристию и не преподают Причастие в городских церквах, если в них есть епископ или священник. В случае их отсутствия, сельские священники могут их заменить.
2) Если священник или диакон какой-либо церкви, или кто-либо из городского духовенства, оставит свою страну или свое служение, чтобы в другом месте совершать свое служение в течение длительного времени, этим он не сделает больше для своего чин. Более того, если его епископ напоминает и советует ему прийти к нему, возвратиться в свою страну и принять свое служение и если он проявляет неповиновение, то полностью лишается своего сана и места служения.
3) Не должно диакону сидеть в присутствии священника, если ему не разрешит священник. Также диаконы должны блюсти честь в отношении иподиаконов и всего клира.
4) Иподиакон не носит орарь как диакон и во время служения не удаляется от дверей храма.
5) Иподиаконы не должны иметь места в диаконнике и касаться евхаристических сосудов.
6) Никто не может заниматься экзорцизмом ни в храме ни в доме, если не получит на то позволения епископа.
7) Если кто под предлогом благочестия или по причине презрения держит пост в воскресенье, тому анафема!
8) Если женщина под предлогом благочестия или совершенствования одевает мужскую одежду и перенимает мужские привычки, анафема!
9) Если кто осуждает тех, кто ест мясо согласно церковным установлениям — за исключением идоложертвенного, задушенного или с кровью, — потому что считает, что употребляя мясо они теряют всякую надежду на Бога, тому анафема!
10) Пусть никто не принимает хвалений еретиков, потому что их хваления заключают проклятия, а не благословения.
11) Никто не должен молиться с еретиками на богослужении в церкви, в монастыре или даже за пределами церкви.
12) Те, кто похищают женщин ради брака, или которые содействуют в этом похитителям, Священный Синод предписывает, если они клирики, то полностью изгоняются из Церкви.
13) Запрещается архиепископу оставлять епархию, в которую он назначен и перейти в другую, или епископу оставить свой город, в который назначен и идти в другой. Он должен добровольно туда придти, не дожидаясь настояния народа или давления епископов; но должен оставаться в церкви к которой впервые призван Богом, а не отказываться, в соответствии с определением, установленном в настоящее время и ранее.
14) Великому и святому Синоду стало известно, что в некоторых местах и некоторых городах диаконы преподают священникам евхаристию, что недозволенно ни церковными правилами не настоящими обычаями. Как могут преподавать Евхаристию те, кто ее не совершают? Нам также стало известно, что диаконы предстоят на Евхаристии перед епископами и священниками. Отныне этого не должно быть. Диаконы пусть остаются в том служении, к которому они приставлены и к которому они призваны; они знают, что они служители епископа и что они ниже священников; они причащаются после их чина, затем священники по чину. Диакону преподает дары епископ или священник. Не должно диакону сидеть ни внутри, ни снаружи церкви, ни среди священников; это выходит за пределы церковных канонов. Если кто не желает выполнять все эти суждения и определения, то пусть оставляет свое служение.
15) Относительно тех девушек, которые были помолвлены с одними, а были похищены другими, наше общее мнение таково, что они должны быть возвращены своим первым женихам, даже если над ними было произведено насилие.
16) Женщина, которая вышла замуж за двух братьев, должна быть отвергнута до своей смерти. Однако, если, будучи больна, она должна принести искреннее покаяние и перед всей Церковью полностью вознамерится освободиться от этого позорного двоебрачия, и когда вылечится, пусть несет епитимью; в день ее смерти можно проявить к ней милосердие и похоронить ее при церкви.
17) Если женщина под предлогом религиозности отреза себе волосы, которые Бог дал ей в память о ее повиновении, да будет анафема, в нарушение завета о ее повиновении.
18) Не должно быть теперь двух или трех епископов в одном городе, но только один епископ в городе и в его окрестностях. В случае смерти епископа, на его место не может претендовать другой епископ (соседний епископ или другой не может включить в свою епархию эту вдовствующую епархию), ни в течение его жизни, ни в день его смерти[6].
19) Епископ, поставленный одним или двумя епископами, считается незаконным, но тот который поставлен тремя, даже если они находятся достаточно далеко. Его поставление должно быть сделано в присутствии митрополита или через соответствующее послание митрополита, главы епископов[7].
20) Касательно евнуха и кастратов, мы соблюдаем предписанное святым Синодом (который говорит), что любой человек, добровольно сделавшийся евнухом или отнявший природный свой член не будет принят Церковью. Но если в юности он был изуродован или господином или язычником, или врачами, может быть принят в клир Церкви, поскольку (это разрешено тем же каноном), они непреднамеренно изуродованы людьми[8].
21) В отношении неправедных доходов, взимания процента и ростовщичества мы соблюдаем предписанное святым Синодом, который говорит, что любой человек, являясь служителем Церкви любого чина, взимающий процент и занимающийся ростовщичеством отчуждается церковного служения и любого общения с нами[9].
Клирик, совершивший прелюбодеяние должен оставить свое служение и любое общение с народом[10].
22) Приметы, гадание, колдовство, повязки, амулеты, заклятия, культ демонов, любые деяния, связанные с призванием демона в оккультных, безбожных и грешных действиях расцениваются как язычество. Оно должно быть удалено от наших церквей и тех, кто исповедует нашу веру, через анафему, и любыми другими средствами. Тот, кого застигнут за подобными занятиями, будет безжалостно оставлен всей Христианской Церковью и к нему не будет проявлено никакого милосердия.
23) Мы призываем все священные чины — священников, диаконов, иподиаконов и собственно привратников, — приглашенных на поминальные трапезы или пиры к умеренности и не прожорливости[11]… чтобы не навлекать пренебрежение достоинством Церкви.
24) Каждое воскресенье Евангелие должно быть читаемо с другими книгами, в которых Слово Божие было бы проповедано трижды или четырежды, пока совершается богослужение.
25) Епископ да не вторгается к соседним епископам и не пересекает пределов своих епархий. Пусть он не проявляет повышенного интереса к соседствующему епископу и не делает по отношению к нему того, чего не допустил бы в своей епархии.
26) Священник или диакон, запрещенный своим епископом и восстающий против него, не может получить разрешение от другого епископа.
27) Пусть при всех городских епископов будет архидиакон, чтобы он был знающий, красноречив в словах и мудр в учении, который бы заботился о бедных и занимался пришельцами, который бы мог направлять и руководить всем, что касается служения Церкви. В воскресенье в присутствии епископа, он произносить проповедь с обыкновенного для этого случая места[12].
28)[13] В случае отсутствия епископа, архидиакон поручает священнику совершать богослужение; если же епископ присутствует, да служит самостоятельно[14].
29) Если священник находится в городе и не болен и отсутствует за богослужением и не стоит по чину с другими священниками в алтаре вовремя Евхаристии, должен быть удален от своего служения[15].
30) Если диакон находится в городе и не болен, но отсутствует в Церкви во время Евхаристии, должен быть лишен своего чина. Он должен исполнять указания архидиакона, и прочитать на аналое книгу, которую тот ему даст. Он не может оставить народ и уйти, кроме как вследствие болезни. Архидиакон должен исправлять нарушителей[16].
31) То же касается и иподиаконов. Если иподиакон отсутствует во время Евхаристии, не по причине болезни и если в это время он не находится среди псаломщиков и не наблюдает за дверями храма, должен быть лишен своего чина[17].
32) Священники и диаконы должны быть в алтаре, когда совершается Евхаристия; они должны помогать друг другу[18].
33) Молодых людей или тех, кто еще не выучился наукам не следует рукополагать во священника. Рукополагать можно мужчин достигших 30 лет[19].
34) Епископ не может рукополагать священников или диаконов в светских местах, но только в церкви перед алтарем[20].
35) Доходы, пожертвования, церковное имущество должно быть возложено на верного эконома. Он получает ключи от алтаря и когда освобождается от своего служения, или увольняется епископом, то оставляет документы и ключи на алтаре и Владыка алтаря вознаграждает его[21].
36) Иподиакон не может быть рукоположен, если не знает наизусть псалтырь, чтобы не ослаблять Церковь. Священники или диаконы, получившие дары служения должны быть образованы так, чтобы служители Христа не были так невежественны как миряне[22].
37) В случае смерти епископа, митрополит должен собрать епархиальных епископов, и возвести на кафедру того, кто будет избран народом города. После рукоположения он должен быть отправлен к Патриарху для узаконения от него[23].
38) ………и[24] по вышеизложенным причинам есть те, которые осмелились совокупиться с женой своего отца, или с женой своего дяди, братом своего отца или с женой своего дяди, братом матери или со своей тетей (сестрой своего отца) или тетей (сестрой своей матери) или с сестрой или с дочерью, или с дочерью сына (внучкой) или с дочерью дочери (внучкой), или с дочерью дочери своей жены как маги; или с женой своего брата как евреи, или с неверующим как язычники. Относительно этого и подобного этому мы (митрополит, епископы и те, кто с нами) постановляем и определяем: отныне и теперь клирики, миряне, мужчины и женщины, которые осмеливаются заниматься этим гнусным и бесстыдным делом и те, кто помогает им, будут осуждены и отлучены на небе и на земле (в частности от вхождения в церковь, приобщения к таинствам и общения с верными). Гнев с небес сойдет на них и порицание всеми христианами. Никто из клириков или верным мирян… И все это будет постоянно защищаться[25].
39) Мы также должны определить в нашем собрании, и соблюдать следующее: если какой диакон будет запрещен священником, или священник благочинным, или благочинный епископом, или епископ митрополитом, или митрополит патриархом, несмотря даже на несправедливость запрета, он должен бдительно соблюдаться. Тот, кто был запрещен, должен оставаться под своим запретом; он может спросить о справедливости своего запрещения Собор, который на первой своей встрече вынесет решение о справедливости запрета[26].
40) Все мы епископы Востока, будем продолжать в нашем правосознании и нашем преломлении исповедовать веру, установленную 318 отцами, ту которую нам предложил друг Божий блаженный Мар Феодор, епископ, Толкователь и Переписчик святых Книг.
Итак, вышеизложенные правила, основанные на постановлениях Вселенских и Поместных Соборах Восточной Церкви, устанавливают дисциплинарную норму для христиан Ассирийской Церкви. Некоторые правила, выработанные на ранних соборах Ассирийской Церкви, были повторены, что показывает необходимость вновь осудить искаженную практику, расходящуюся с догматами христианства или дисциплинарными устоями Византийских правил. Некоторые правила направлены против устоявшихся культурных традиций Сасанидской империи, — инцеста, похищения девушек с целью женитьбы.
Cобор 544 года состоялся в период правления Хосрова I (12 июля 531–579 гг.), время экономического и политического апогея. В 540 г. Хосров I пожелал построить дворец около Ктесифона, от которого сегодня осталась только арка (Taq Kisra). Именно для этого он привел депортированных из Антиохии строителей. Созданный, таким образом, трудовой лагерь для военнопленных возвел великолепный римский город с банями, ипподромом, церквями, который назывался «лучшая Антиохия Хосрова». В этой третьей Антиохии (названной арабами Аль-Румийя, Al-Rumiya), как и во второй, Гондишапуре, было введено управление по греческому образцу.
К 540 г. в Гондишапуре были такие церкви: две в честь сирийских святых (Мар Авраам и Бар Нахл), и две в честь иранских святых (Михр Бозид и Язд-и Дад), с 10, 11, 3 и 5 священниками соответственно. Христиане Гондишапура представляли различные профессии: начальник рабочих шахиншаха, купцы, глава гильдии, начальники торговцев серебром, ювелиры, жестянщики и т. д.
В то же время сирийские пленники (из Реш-Айны, Рас-эль-Айн) были проданы гуннам-эфталитам и перевезены в район Багис. Туда переселяют автохтонное население и одного представителя из них представляют патриарху Мар Аве, в 549 году, для епископского посвящения. Это было уже известно Косьме Индокоплаву, сообщившему о распространении христианства среди гуннов.
Симпатизировавший христианству шахиншах позволил Ассирийской Церкви в лице ее католикоса Мар Авы провести целый ряд реформ и узаконений, которых он добивался путем личной христианской стойкости и настойчивости как предстоятеля Церкви, понимая меру своей ответственности. За свои деяния Мар Ава был прозван «Великим». Скончался Мар Ава в 552 г.
Однако не все узаконения Собора 544 г. удалось соблюсти: уже в 552 г преемником Мар Авы под давлением Хосрова с нарушением процедуры был поставлен католикос Иосиф (552–567 гг.).
Протоиерей Андрей Ухтомский
Примечания:
1. Урбина И. Ортис де. Сирийская патрология. М., 2011. С. 130.
2. Точную дату (29 февраля 552 г.) нам дает житие Мар Авы и такие исследования как: Labourt J. Le règne de Maraba. Chosrau I et les chrétiens (540-552) // Le christianisme dans l'empire perse sous la dynastie Sassanide (224-632). Paris. 1904. P. 190; Пигулевская Н. Мар Аба I. К истории культуры VI в. н. э. // «Советское востоковедение». 1947, V, С. 84. Позднейшие исследования ограничиваются указанием только года смерти: Bruns P. Aba I. // Lexikon der Antiken christlichen Literatur / von Siegmar Döpp. Freiburg-Basel-Wien. Herder. 2002. S. 1. Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. Т. 43. М. 2016. С. 424.
3. Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens / ed. Jean Baptiste Chabot. Paris, 1902. Р. 554.
4. «Несториане приняли Халкидонский Собор, даже осуждение Евтихия. Монофизиты позже пришли к выводу, что этот Собор учил несторианству» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 556).
5. Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 555–556.
6. 5 канон Никейского собора.
7. 1 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
8. 2 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
9. 4 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
10. «Этот канон отсутствует в сирийском тексте деяний. Возможно, он подобен 21 канону в изложении Ibn at-Tayyib, и не соответствует другим сирийским канонам, но оформлен таким образом». (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 558.).
11. «Последующий текст слишком искажен, но мы попробуем его восстановить. Легко можно предположить, что правило запрещает клирикам посещать кабаки и большие банкеты» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 559.).
12. 15 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне. «Здесь оканчивается сирийский текст правил. Вероятно, что он включал еще несколько фраз раскрывающих данное правило» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 559, f.3.)
13. «Начиная отсюда и до канона 38 сирийский текст отсутствует вообще. Мы даем перевод по арабскому тексту Ибн ат-Таиба. Эти сокращения показывают, что тексты этих канонов были утеряны и позднее заимствованы и вставлены в уже существующий текст, где места для этого почти не хватало… (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 559, f.4.)
14. «Ср. 15 канон собора Исаака (собор 410 г. в Селевкии-Ктесифоне)… Lamy. Concil Seleuciae et Ctesiphonti habium, col.67, или это иная формулировка 19 канона» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 559, f.5.).
15. 15 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. 16 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
20. Там же.
21. 15 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
22. 16 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
23. 20 канон собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне.
24. «Начало сирийского текста неполное. Начало арабского текста, вполне вероятно, показывает, что этот канон был полностью взят из третьего послания Мар Абы, и начинается словами «Бог установил брак» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 561, f.2.).
25. «Отрывок дословно взят из третьего письма Мар Абы» (Synodicon orientale ou recueil de synodes nestoriens. Р. 561. F. 3.).
26. 23 канон Собора 544 г.
https://pravlife.org/ru/content/iz-istorii-siriyskoy-cerkvi-katolikos-ma...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии