Из истории праздника Сретения Господня
Начало праздника Сретения восходит к глубокой древности. Несомненно, что этот праздник был известен Церкви Иерусалимской в IV веке. Из Иерусалима он перешел к другим Церквам.
Собственно, торжественное празднование его в Церкви Западной и Восточной началось не в одно и то же время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление торжественного празднования Сретения (собственно литии) одни папе Геласию (496 год), другие святому Григорию Великому (600 год) и полагают, что таким путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалиев, который попадал на февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В Церкви Восточной торжественное празднование Сретения относится ко времени Юстиниана (542 год). В конце 541 года в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 месяца и под конец поражавшая смертью ежедневно от 10 до 15 тысяч человек.
К этому бедствию скоро присоединилось новое — землетрясение в Антиохии Сирийской, разрушившее многие здания и погубившее много народа. Во время этих бедствий в праздник Сретения в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление, и бедствие прекратилось. В благодарное воспоминание избавления от зол Церковью было установлено совершать в этот праздник Крестный Ход и Литию.
Празднованием Сретения Господня Святая Церковь, исповедуя и утверждая, что Христос «явился мирови не привидением, не мнением, но истиною», обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и не истинным.
Из «Настольной книги священнослужителя»
Богослужение Праздника
Воспоминание Сретения Господня начинается с 28 января, пением в честь Сретения: «Сушу глубородительную землю», и в пределах предпразднества и попразднства продолжается 9 дней, — с 14 по 22 февраля, если не сократит сего времени Великий Пост, во время котораго он бывает иногда. В этом случае празднуется Сретению столько дней, сколько останется до поста.
Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего, с участниками празднуемаго события — Богородицею Приснодевою и Симеоном.
«Радуйся, благодатная Богородице Дево», возглашает Церковь в день Сретения, «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещая сущия во тме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». А равно прославляет и избавление от бед, некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане. "И ныне спасл еси нас, Христе Боже, восклицает Церковь: но умири во бранех жительство и укрепи Императора (Юстиниана), егоже возлюбил еси». На Всенощном Бдении произносятся три Паримии:
Первая — об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем Законе очищения;
Вторая — о духовном очищении от грехов, виденном пророком Исаиею в прикосновении горящаго угля к устам Исаии;
Третья — о видении Исаии на Египет, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь Египтяном,—что вскоре после сретения Господа действительно и исполнилось, когда Он с Мариею Матерью Своею и Иосифом удалился от Ирода в Египет.
В Евангелии на Всенощном Бдении Церковь благовествует о событии Сретения Господня во Храме Иерусалимском.
Апостол на Литургии произносится о вечном и превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову, пред священством ветхозаветным или Аароновым;
Евангелие на Литургии повествует о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицею во Храме Иерусалимском.
Праздник Сретения отмечается духовенством в золотом или голубом облачении и после Божественной Литургии совершается Водосвятный Молебен с «Чином освящения свечей в день Сретения Господня».
На следующий день Сретения Господня, 16 февраля, Церковь воспоминает Симеона Богоприимца и Анну пророчицу, сретивших Господа во храме Иерусалимском.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии