Иван III: выставка в Кремле
Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Крест-мощевик. Москва, начало XVI века. По описи Благовещенского собора, крест сделан из дерева от Креста Господня
На выставке в Одностолпной палате Московского Кремля, посвященной великому князю Ивану III, раз за разом раздавались вопросы журналистов к куратору и историкам: «Где же светская жизнь эпохи? Почему столько икон и церковной утвари?»
Речь идет о второй половине XV – начале XVI века, и о светской жизни как таковой для России говорить рано: быт был пронизан благочестием, и сутки, и год строились по церковному календарю и богослужебному кругу. Бытовые памятники вроде сапог, которые носил бы Иван III, или платьев его супруги, или посуды, из которой они ели, либо не сохранилось, либо эти предметы в таком состоянии, что в витрину их не поставишь.
Единственная скульптура на выставке, например, изображает святого Георгия Победоносца, а большая часть книг (за исключением Судебника и Чина поставления на престол) — духовные.
Наследник Византии
Одна из основных тем выставки — «Византийское наследие и личное благочестие государя». Тезис «Москва — Третий Рим» появится несколько позже, однако Константинополь уже пал под ударами турок, и мыль о наследовании и принятой эстафете от византийских императоров на Руси уже была.
Русские государи состояли в кровном родстве с византийскими императорами (будущий император Иоанн VIII Палеолог был женат на русской царевне Анне, сестре Великого князя Василия II, и хотя из-за ранней смерти она не взошла на престол, Великий князь именовал себя братом византийского император). Логическим финалом развития идеи византийских корней Московского царства стала женитьба овдовевшего Ивана III на принцессе Зое (Софье), дочери Фомы Палеолога и племяннице последнего византийского императора Константина.
Зримо идея о наследовании Византии проявлялась в использовании в политическом и религиозном церемониале ее символов. На выставке показывают мощевики, наперсные кресты, панагии, принадлежавшие Великому князю и членам его семьи.
Например, наперсный складень-мощевик с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы уникален по своей иконографии, считают эксперты. В 1459 году в день Похвалы Богородицы была одержана крупная победа над ордынцами, и праздник стал особенно почитаться: в Успенском соборе построили придел в его честь, стали писать иконы.
Мощевик с изображением Похвалы Богородицы из Благовещенского собора
На обороте складня-мощевика на серебряной пластине гравированы святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, а ниже — русские святые: московские митрополиты Петр и Алексий, святитель Леонтий Ростовский, преподобный Сергий Радонежский. На внутренних сторонах створок — рельефные изображения двунадесятых праздников и пророков.
С иконами и реликвиями византийской традиции соседствует «Корсунский» крест католической формы со вставками из горного хрусталя с серебряными обкладками и резьбой. По преданию, его привезла с собой на Русь Зоя (Софья) Палеолог. Летопись сообщает, что принцессу — воспитанницу византийского гуманиста Виссариона Никейского, переехавшего в Италию и ставшего кардиналом, — сопровождал легат с «крыжом». По замыслу Рима, Софья должна была въехать в Кремль с торжественно предносимым крестом, однако князь Иван III выслал навстречу посла, и тот велел убрать «крыж» в обоз.
Крест выносной Корсунский. Западная Европа, XV век
Впрочем, крест оказался в алтаре Успенского собора и использовался при крестных ходах и процессиях.
Собиратель Руси
Иван III ставил перед собой задачу объединить разрозненные русские земли вокруг Москвы. Речь идет не только о договорах с Тверским и Белозерским княжествами, о переходе Ярославского и Ростовского князей на службу Москве или о войнах с Новгородом. Великий князь заботился и о культурном единстве государства: заказывал росписи и иконы в храмы в отдаленных уголках Руси. Благодаря ему появились, например, фрески в Ферапонтовском монастыре и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Иван III обращался к почти былинным временам Владимира Крестителя, когда Русь была единой, и представлял объединение княжеств как торжество исторической справедливости. Князь Владимир и его сыновья Борис и Глеб возглавили чин небесных молитвенников за великокняжескую семью. Например, они изображены в виде рельефов на одном из экспонатов выставки — Киликийском кресте.
Киликиевский крест
Этот восьмиконечный деревянный крест украшен резными вставками из кости (эти вставки различаются по времени). По преданию, сам крест был принесен из области Киликия в Малой Азии. Иван III брал святыню в первый поход на Казанское ханство в начале XVI века, затем она оказалась в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой, а еще позже Иван IV Грозный брал дедовскую святыню в победоносный поход на Казань. Изображенные на Киликийском кресте русские святые, как Владимир с Борисом и Глебом, так и ярославский князь Федор с сыновьями Давидом и Константином, должны были испросить у Бога победы русскому оружию.
Киликиевский крест. Фрагмент
О программе на воссоединение Руси красноречиво свидетельствует один из самых маленьких экспонатов выставки — «угорский» золотой. До Ивана III своей золотой монеты на Руси не было, и за образец взяли дукаты венгерского короля.
Чеканка собственной монеты была политической акцией; по кругу золотого идет надпись о Иване III как великом князе всея Руси. Монет, видимо, было немного: на выставке показывают единственный сохранившийся экземпляр.
Московский золотой (угорский) дукат Ивана III и его сына и соправителя Ивана Ивановича. Сохранился в единственном экземпляре
На выставке представлена строительная плита, на которой впервые был приведен полный титул великого князя Московского Ивана III и зафиксировано объединение русских земель под эгидой Москвы: «Иван Васильевич, Божьей милостью великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Солари медиоланец в лето от воплощения Господня 1491».
Плита строительная с упоминанием строительства башен Кремля по указу Ивана III и подписью архитектора Пьетро Антонио Солари
Автокефалия Церкви
Когда Иван III был еще младенцем, Русская Церковь отказалась от Флорентийской унии, и принявший ее от имени Руси митрополит Исидор, грек по происхождению, бежал. А когда будущему Великому князю было восемь лет, великий князь и собор русских епископов приняли решение об избрании митрополита в Москве из числа русских архиереев. Церковный собор избрал на митрополичью кафедру рязанского епископа Иону, и 5 декабря 1448 года состоялось торжественное поставление Ионы в русские митрополиты. Это событие стало началом автокефалии, то есть самостоятельности Русской Православной Церкви.
После падения Византии Константинопольский патриархат существовал под контролем турецкого султана. Идея независимости Русской Церкви стала центральной для Ивана III.
Возвышению Русской Церкви должно было способствовать почитание собственных русских святых. Именно при Иване III обновлена память святого митрополита Петра и утверждено его почитание как молитвенника не только за Москву, но и за всю Русскую землю. Его икона с житием — один из центральных экспонатов выставки.
Выставка продлится до 14 июня 2013 года.
Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые. Пелена
Чудо архангела Михаила в Хонех. Сударь
Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Пелена. Москва, конец XV века
Деньга московская, 1480-е гг. В латинской надписи на оборотной стороне монеты и изображении цветка под ногами коня специалисты видят участие итальянских мастеров
Кадило и чаша
Сион малый
Сборник библейских книг. Москва, последняя четверть XV века
Судебник Ивана III
Александра СОПОВА
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии