Иван Божий. Священник Феодор Людоговский
В неделю пред Рождеством Христовым, святых отец – Мф 1:1–25 (зач. 1–2):
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя.
Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.
Евангелие от Матфея (а с ним – и весь Новый Завет) открывается родословием Спасителя. Подобные книги родства мы видим и в Ветхом Завете. В книге Бытия это родословия Адама, сынов Ноевых, Фарры (отца Авраама), Измаила, Исаака и Иакова. Конечно, о потомках Каина в книге Бытия тоже сказано, и довольно подробно. Но надписания «книга родства» в этом случае нет – Каин и его потомки как бы выпали из течения человеческой истории, которая одновременно является историейБожия Промысла.
В Ветхом Завете родословие надписывается именем родоначальника. «Вот родословие Адама…» (Быт 5) – читаем мы о потомках первочеловека вплоть до Ноя и его сыновей. Но в Евангелии книга родства надписана именем Богочеловека – далекого потомка Авраама. И мы понимаем, почему это так: вся эта цепочка поколений, все эти незабвенные имена – они имели не только причину, но и цель: воплощение Бога от Девы, пришествие обетованного Мессии на землю. И вот теперь это обетование сбылось, цель достигнута: Сын Божий становится Сыном Девы.
Родословие, которое мы слышим сегодня, свидетельствует, что Господь Иисус Христос, наш Творец и Спаситель, вписан в историю Своего народа, в историю человечества. Его рождение, земная жизнь, смерть и воскресение – центральная, важнейшая страница всемирной истории. Но и прочие страницы этой великой книги остаются на своем месте, и нам по-прежнему дороги и повествования о ветхозаветных праведниках – Ное, Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе, и их родословия. Мы помним эти имена и дорожим ими.
Дороги нам и иные имена. Когда в храме или дома мы молимся о упокоении в Небесном Царствии душ наших родственников, друзей, всех тех, кого мы любили и продолжаем любить, мы просим Бога сотворить им вечную память. Да и сама молитва о живых и усопших нередко называется поминовением. На проскомидии священник вынимает частицу из отдельной просфоры «в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» – мы осмеливаемся напоминать Богу о Его Пречистой Матери!
Но если так важна эта память, если столь желанно для нас, чтобы каждого христианина, живущего ли на этой земле или отошедшего в мир иной, Господь содержал в Своей памяти – не пристало ли и нам позаботиться о том же? Общеизвестную горькую истину, которую я имею в виду, можно было бы изложить и своими словами. Но я приведу цитату из мемуаров одного моего родственника, написанных еще в XIX веке: «Меня всегда почти огорчала мысль, что у нас, на Руси, дети еще знают о своих отцах, знают кое-что и внуки о своих дедах, но правнуки о своих прадедах, за весьма немногими исключениями, ничего не знают; так что прошлое и даже весьма недавнее громадного большинства наших фамилий покрыто для потомства непроницаемою тьмою». Сказанное около полутора веков назад в наши справедливо как нельзя более.
Речь не идет о том, чтобы всем нам срочно заняться генеалогическими исследованиями и отыскивать своих предков до пятнадцатого колена (хотя это и чрезвычайно увлекательно). Но никакой человек (не говорю – христианин) не может, не должен быть равнодушен к жизни своей семьи, своего рода. Если даже наши ближайшие предки не были православными христианами – но ведь они родили нас, растили, воспитывали. Казалось бы, интерес к их жизни – естественная потребность, элементарная благодарность, задел на будущее: ведь и у нас будут дети и внуки, и мы поймем тогда, как важны семейные традиции, как важна благодарная память. Но гораздо привычнее и обычнее иное отношение к минувшим эпохам. Хорошо сказал об этом литературный критик В. Н. Майков, брат поэта: «Каждое новое поколение считает себя последним цветом органического развития человечества. Век всегда так доволен собою, что прошлое кажется ему смешным, а будущее – излишним».
Связь поколений – это не пропагандистский штамп. Это то, что делает нас людьми, что нас очеловечивает. Вспомним Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»; «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам». Те, кто были до нас, кто дал нам жизнь, – они не сгинули в небытие. Это живые души, которые содержит в Своей памяти Господь, которые во всеобщее воскресение воссоединятся с обновленными телами – и мы встретимся и узнаем друг друга. Но хорошо бы эту встречу и узнавание не откладывать до Страшного Суда. Хорошо бы нам еще в этой жизни держать в благодарной памяти имена и образы наших предков, передавая накопленные сокровища семейного тепла и доброты своим детям.
Наступивший новый год еще больше отдаляет нас от прошлого и неизбежно приближает к концу человеческой истории – истории, которая, как мы видим, всё ускоряет и ускоряет свой ход. Но христианин не должен плыть по течению вместе со всеми. У него – своя скорость и свое направление. И, думается, будет хорошей прививкой от нынешней суматошной жизни, от беспамятства и неблагодарности нашего времени, если вечером мы сядем домашним кругом, откроем семейный альбом и расскажем своим детям: вот это твоя бабушка, когда ей было столько же, сколько сейчас тебе. А это дед твоей бабушки, он воевал в Первую мировую войну. Вот он, какой красавец, в офицерской форме. А вот – его сестра, миловидная барышня, сестра милосердия…
…А вот и мы – не иваны, не помнящие родства, но благодарные потомки, о которых не стыдно сказать: это Иван, Петров сын, Иванов внук, Андреев, Владимиров … Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии