Исцеление слуги сотника. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мф. 8:5-13

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сейчас слушали евангельский отрывок о том, как исцелился слуга римского сотника. В этой истории очень много удивительного.

Прежде всего, странно то, что Иисус отвечает на молитву язычника, и не просто язычника, а врага своего народа, римского офицера, оккупанта. А в Евангелии мы встречаем совсем другой случай, когда за Иисусом идет женщина, тоже язычница, и просит исцелить ее дочь, а Он ей говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». И женщина получает просимое только после долгого пути за Христом. А здесь враг иудейского народа, язычник, с которым и общаться скверно, еще даже не попросил ни о чем, а только сказал: «Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает», -- и тут же Христос говорит: «Я приду и исцелю его». Такая неожиданная скорость, такое быстрое решение Спасителя прийти к язычнику для того, чтобы исцелить!

Но на это сотник говорит еще более странные слова: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему (видимо, тому самому слуге, который лежит дома и страдает): сделай то, и делает». И Христос на это удивленно отвечает: «И в Израиле не нашел Я такой веры».

И вот еще одна странность этого Евангелия. Христос говорит, что люди, подобные этому языческому воину, придут и возлягут в Царствии Небесном: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (мы с вами) извержены будут во тьму внешнюю».

Апостол Павел часто употребляет слово свобода: «Братия, стойте в свободе, которую даровал вам Христос, не делайтесь рабами человеков».  И вдруг сегодня в своем Послании он говорит, что мы с вами стали рабами праведности. Мы воспринимаем слово «праведность» как сыны царства, о которых сегодня говорит Христос, то есть как фарисеи. Ведь они же были праведными людьми, но почему-то эта праведность все время Христом обличалась: Он обличал праведность молитвы, праведность поста, праведность традиции, праведность хранения субботы, праведность всего, что вполне праведно и правильно делали фарисеи, за что они получали похвалу от людей.

И нами праведность воспринимается, к сожалению, чаще всего таким же образом: праведно – это значит правильно, праведно – это значит «по правилам», как написано. А праведность сегодня явилась в лице вот этого язычника. Он пришел к Христу в заботе о своем слуге, над которым имел огромную власть, который, в общем, для него – никто, раб, в этом языческом мире – абсолютно бесправное существо. А он вдруг приходит и говорит, что его слуга очень страдает. Вот эти евангельские слова – «люте страждет» – говорят о том, что это страдание касается и самого римского офицера. Он тоже страдает, не может сидеть на месте, это беспокойство о своем рабе заставляет его идти и искать помощи. Вот такой римский офицер, начальник над своими рабами! Удивительный человек! Вот она – праведность! Настоящая праведность, которой нам, христианам, часто не хватает. Вот так смотреть на мир, вот так смотреть на ближнего, на того, кто нам подчинен, кто нам принадлежит, кто от нас зависит! И он даже не успевает попросить у Христа помощи, как Тот сразу говорит: «Я приду к нему», потому что такая праведность угодна Богу.

Вот это главное, что подвигает Бога на слышание нас, потому что Господь – именно таков, как этот римский язычник, который уподобился Христу. Христос так же поступает по отношению к нам, к Своим рабам, к Своим слугам, Своим воинам, воинам Христа, как мы назвали себя во время крещения. Вот каков он – воин Христов, который еще умудряется сказать: «Я не достоин, чтобы Ты под кров мой вошел».

Эти слова: «Несмь достоин ... да под кров мой внидеши», — мы читали с вами сегодня и вчера, когда готовились к Святому Причащению. Это слова того самого сотника, которые мы читаем как правило, как то, что необходимо «вычитать», а иначе нам страшно подойти к Причастию. Но за этими словами стоит евангельское повествование о его праведности, о его жизни, о его вере, которой Христос не нашел в Израиле. Еще в одном месте Евангелия Он о том же говорит: «А Сын Человеческий, придя снова, найдет ли веру на земле?» Найдет ли в нас эту праведность?

Это очень сложное Евангелие, и действительно очень странное, когда состояние души человека, его жизнь и его отношение к ближнему Господь ставит выше формальной веры. Поэтому давайте и мы с вами задумаемся о нашей с вами праведности и о том, как нам молиться Господу, чтобы Он слышал наши молитвы и приходил под наш кров. Аминь.

2018

http://trinity-church.ru/prior/outreach/isczelenie_slugi_sotnika