Исцеление прокаженных. Иеромонах Амвросий (Пархетов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим повествование о том, как Господь исцелил десять прокаженных. И что самое неприятное для нас слышать, что только один воздал славу Господу, вернулся и поблагодарил Его за содеянное. И то был, как написано в Евангелии, самарянин, то есть не иудей, которых Господь пришел спасать — род иудейский, а иноплеменник.
Нам с вами, конечно, всем хочется быть в роли этого самарянина. Но почему-то мы не задумываемся, что такое соотношение - один к девяти,- это было реальное соотношение... Пришел Он к иудеям, к людям верующим в Бога. Так и сейчас Господь, тоже к нам приходит, часто посещает нас, но мы с вами не благодарим Его за содеянное. Как-то оно вскользь проходит. Ведь проказа на самом деле это серьезная болезнь. В то время людей, болящих проказой, все чуждались. Они даже не могли войти в город, отдельно слоняясь, вместе создавая какие-то общежития. И тут такое исцеление, такая, казалось бы, радость. Конечно, они временно как-то возрадовались и сходили к священнику, как это было положено в те времена, принесли благодарение, но не вернулись и не принесли благодарение Богу. Они не сказали Ему спасибо. Вот даже у нас в человеческом обществе, если кто-то не благодарит, говорят: черный какой-то он, неблагодарный. Считается, что это некрасиво, просто как то даже нагло со стороны человека не поблагодарившего.
В ветхие времена Господь, также приходил через пророков, через судей и исцелял болезни многие, проповедовал слово Божие в народе. И народ временно тоже на какое-то время менялся, благодарил Бога, начинались Богослужения, а затем вновь возвращалась вот эта чернота. Не благодаря Бога, мы сами многого лишаемся. Благодарение-то нужно не Ему, а нам, ибо через благодарение приходят последующие какие-то дарования Божия. Не благодаря Бога, мы ропщем на Его промысел, ропщем на людей, которые находятся рядом с нами. Нам подобает благодарить Бога за каждый прожитый день. Ведь все, что мы имеем, это дар Божий. Наша жизнь, наши способности — все является дарованием. Есть у нас здоровье — будем благодарить Господа и использовать его во благо, в помощь ближним. Нет здоровья, какие-то болезни нам Господь послал, будем благодарить Господа, что дал нам поскорбеть за какие-то наши грехи, прегрешения для очищения нас. Ведь наша жизнь, которую мы здесь проживаем, это какой-то суетный небольшой миг, в который мы выбираем, быть нам с Богом или нет.
Благодарение это первое, чем мы должны заниматься. И не случайно все святые говорили, что надо начинать молитву с благодарения. Утренние молитвы мы с чего начинаем? «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». И это первые наши слова, которые мы произносим, к Богу. А потом уже идет «Царю небесный», Трисвятое. И тоже все эти первые молитвы благодарственные. Все святые угодники Божие радовались и благодарили за каждый день. Василий Великий пишет: Прошел ли день, благодари даровавшего нам солнце, и для отправления дневных дел, и давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Он же пишет: Бог как врач человеческих душ по свойству болезни соразмеряет достаточную силу врачевания, чтобы как сие нужно очистить глубоко вошедшую порчу. Ясно сия зная, всегда будем благодарить, хотя и испытываем на себе и сильное врачевание, очищаемое от разных видов нерадения.
Надо понимать, что все скорби, болезни, встречающиеся обстоятельства — за них мы должны благодарить Бога. Мы не думаем о том, что когда мы на кого-то обижаемся, ропщем, завидуем кому-то, мы наносим и себе урон и Богу, ибо осуждая этого человека, мы осуждаем Бога, что Он послал его нам. Завидуя ему, мы осуждаем опять же Бога, потому что говорим: Господи, вот Ты дал ему и то и это, а мне не дал. Поэтому любой грех он против Бога получается. И наше осуждение, наш ропот, непринятие промысла Божия оно все отражается против нашего спасения, против каких-то благодеяний для нас, которые Господь бы мог нам дать. И из-за отсутствия благодарения мы этого лишаемся. Игнатий Брянчанинов говорил: «С благодарной покорностью воздай славословию Суду Божию и оправдай орудие, избранное Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в твое сердце». Видите, как важно благодарить. Только при этом мы будем иметь мир Христов. Только при этом мы можем должным образом молиться. Если у нас сердце оскорбленное, ропотливое, мы даже на молитву с вами стать не сможем, пока мы его не очистим, пока не возблагодарим Бога.
Поэтому почаще будем произносить вот эти благодарственные слова: «Слава Богу за все», которые так очень любил Иоанн Златоуст и произносил их в своих скорбях. И множество дивных песнопений: «Слава Богу за все», «Слава Богу за скорбь и за радость», что мы слышали. Такие народные душевные песнопения, которые нам позволяют принять промысел Божий и увидеть в нем смысл. Во всем, что с нами происходит, есть глубокий таинственный смысл. И подчас мы его и не понимаем, но сердцем мы должны его принять. А принимая его, Господь нас освобождает от многих терзаний внутренних, переживаний и дает нам Свою благодать.
«Слава Богу!» — могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят и окружат в сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольства, ропота, то нужно принудить себя к частому неспешному внимательному повторению слов: «Слава Богу», сказал тоже Игнатий Брянчанинов. Наши Оптинские старцы тоже очень любили благодарить Господа, много писали об этом. В частности, преподобный Антоний Оптинский написал следующие строчки: «Скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах», (это из Псалтиря, 114-й псалом) говорит святой царь Давид. А мы убогие на том же пути в чем другом найдем себе помощь в благодарении премилостивому Богу, все действующему во благое». Иоанн Златоуст говорил: «Случилось ли хорошее — благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое — благословляй Бога, и худое прекратится».
Будем и мы с вами стараться благодарить Бога за все — за скорбь и за радость, за все наши дарования, за все наши какие-то болячки, которые нам Господь для врачевания подает, и будем этому учиться. Как написано в апостольском послании и о чем говорит преподобный Амвросий Оптинский: «С помощью Божьей умудряемся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который по апостольскому слову состоит из четырех частей: во всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия». Начинать должно с последнего, то есть с благодарения, с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением.
Помоги, Господи, и нам этим положением нашим быть довольным тем, что есть, не роптать, все принимать и радоваться при этом о Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии