ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННЫХ - ДИАГНОЗ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
Тема Евангелия этой недели – исцеление болезни Христом. Это не притча, а событие, которое происходило в реальности. Об актуальности этого евангельского повествования для современного православного верующего – профессор Киевской духовной академии, протоиерей Сергий Ющик.
Брайан Кершиснайк. «Исцеление десяти прокаженных»
– Прежде всего я хотел бы обратить внимание не на факт исцеления, а на факт встречи прокаженных с Иисусом Христом. Проказа – страшная болезнь того времени, которая уничтожила жизнь не одного человека, но целые поселения. При ней человек заживо сгнивает. Заболевших проказой выселяли с оседлых мест, поселков, городов. Эти люди фактически поселялись в покинутых гробницах и потому не имели возможности общаться со своими родственниками, которые приносили им еду в установленное время в указанное место, затем отходили на большое расстояние. Прокаженный забирал еду, и они могли перекликаться: «Жив ли ты там еще?» – «Да». В Евангелии описывается достаточно известное на то время объединение прокаженных в небольшие группы для того, чтобы в страданиях помочь друг другу. Когда человек понимает, что он обречен, то учится любить, проявлять милосердие, переступать через свою гордость, через свое самолюбие и помогать ближнему.
Из Нового Завета узнаем, что иудеи не общаются с самарянами и не считают их людьми. Христос, чтобы посрамить эту горделивость, неоднократно в притчах показывает, что важно быть не по рождению дитем Божьим, а по вере. И среди десяти прокаженных мы видим одного самарянина. Беда объединила, беда сломила горделивость, национальную, этническую неприязнь. Услышав, что по их селению идет Христос, прокаженные начали звать: «Иисус Наставник, помилуй нас». Господь не исцелял их, Он сказал: «Пойдите покажитесь священникам». Действительно, если человек заболел, ему следовало пойти к ветхозаветному священнику, и тот должен был определить, что это за болезнь и нужно ли этого страдающего отселить от сообщества. В случае выздоровления он мог вернуться домой. Слова Иисуса: «Пойдите покажитесь священникам» – это своего рода проверка веры болеющих. По дороге они получают исцеление, ибо доверились Христу. Как видим, болезнь привела людей не только к межнациональному, межэтническому диалогу, но и к смирению. Главный акцент этого евангельского чтения: самарянин возвращается к Богу для того, чтобы славить Иисуса и поблагодарить Его за милость и исцеление.
Как нельзя лучше объясняет это место Священного Писания свт. Иоанн Златоуст: «Если ты даже в моменты горя научился благодарить Бога – ты недалеко от святости». Конечно, когда гром ударит, мужик перекрестится, мы падаем на колени и говорим: «Господи, все я сделаю, только дай, только помоги…» Но если выходим из кризисной жизненной ситуации, то сразу становимся победителями, лидерами и хвастаемся своими (!) достижениями перед родными, забывая слова Иисуса Христа из данного текста, которые должны всегда звучать для нас.
Исцеленный самарянин прибежал благодарить Бога. «Не десять ли очистились? Где же девять?» – спросил Иисус. Это своеобразный диагноз обществу: 1 из 10. И хвала Богу. Мы научились гордиться многим: возрождением и традиций, и национального самосознания, и ценностей. Но забыли, что мы 1000 лет христиане и источником всех наших национальных, этнических, ментальных традиций являются молитвы преподобных Антония, Феодосия, Иова Почаевского и других святых угодников. Гордиться нужно не тем, что одна сотая населения ходит в храм и благодарит Бога, следует переступать через светскую систему ценностей и думать о Всевышнем не только тогда, когда нам плохо, но и когда хорошо. Важно с Божьей помощью решать наши проблемы (раздор, войну, агрессию не только в государстве, но и в семьях) и с благодарностью Богу жить далее.
http://pravlife.org/content/professor-kda-iscelenie-prokazhennyh-diagnoz...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии