Исцеление Христом скрюченной женщины. Виктор Чернышев
Проповедь, произнесенная в Академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы 11 декабря 2016 года …
Сегодня мы читаем в Евангелии от Луки, что в синагоге находилась несчастная скрюченная женщина. Однако это была суббота. Суббота в Израиле - день покоя, согласно IV заповеди Закона Синая.
Как известно, на Синае было дано два закона - обрядовый, т.н. «церемониальный» закон, и Нравственный, написанный на каменных скрижалях. 613 мицвот, заповедей, запрещающих и предписывающих, касающихся частной и общественной жизни иудеев: законодательные нормы гражданской и уголовной ответственности за нарушения и преступления; постановления, касающиеся ритуальной чистоты; санитарно-гигиенические правила и обращения с больными; предписания о приготовлении кошерной пищи; правила чтения Торы; обрезание младенцев; торговые операции, обеты и клятвы; описаниепразднования суббот и проч.
И все эти «бремена неудобоносимые» (Лк. 11:46) создавали предпосылку неисполнения субботы в той мере, как этого требовало Синайское Законодательство. Да и многие постановления в этих обрядах ставили исполнителя в тупик - он не знал, как в деталях поступать тут или там.
Поэтому на Закон был написан обширный комментарий, который именовался Мишна. Но и это не спасло положения, т.к. еще больше вносило путаницы в детальное освещение ритуальной стороны соблюдения многочисленных законов и предписаний.
И тогда, уже как комментарий на Мишну, была написана еще одна книга - Гемара, уже более подробно разъясняющая правила и указания всех предписаний. В совокупности Мишна и Гемара представляют из себя Талмуд, который хасиды-наставники изучают всю свою жизнь.
Заранее скажем, что все формально-обрядовые элементы, а точнее обрядовый закон Христос упразднил Своим Крестом, пригвоздив его к древу Искупления (Кол.2:14).
Христос прославил Своим Воскресением другой день - не субботний. Поэтому у Воскресения уникальный статус - он одновременно и первый день недели, и - восьмой. Восьмой день вплетается в вечность, где происходит сорастворениедвух порядков бытия - там человек выходит за рамки сиюминутной ограниченности. Именно об этом говорит апостол Варнава: «Мы проводим в радости 8-й день, в который Иисус воскрес из мертвых».
И как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья - это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник. Таким образом, суббота не заменилась воскресеньем, а именно «раскрылась» в нем.
Однако вернемся в синагогу, где осталась женщина 18 лет страдавшая от немощи телесной. Ее скорби были тем плугом, который вспахал ее сердце, приготовляя почву для посева Божиих семян - семян добра и любви.
Скажем так: благословенна Рука, наносящая нам раны, чтобы заставить нас опомниться и остановиться на греховных путях наших. (Поэтому Бог допускает нам страдания).
Драгоценно Вино, выжатое силою убеждения в правде Его вечных глаголов. (Вот отчего мы так доверяем нашему Спасителю).
Благословенно чистое Золото, переплавленное в горниле покаяния. (Поэтому так искренне мы спешим покаяться в грехах наших).
Чуден Жемчуг, собранный в пещерах глубокого огорчения нашего о грехах соделанных уже. (Ориген говорил: «Христос низвел на землю молнию, огонь которой, сорастворяясь со скорбью человека, претворяет его слезы печали в жемчуг дивной красоты»).
И вот, Господь, обращаясь к женщине, уже не скрывает лица Своего за скрижалями бескомпромиссной заповеди, высеченной в камне - заповеди о Субботе. Он здесь, в синагоге - Он пристально всматривается в душу ее. И вот она выпрямилась и стала славить Господа за Его несказанный подарок.
Книга Экклезиаста говорит: «Кривое не может сделаться правым, и чего нет - того нельзя считать» (Эккл. 1:15). Однако женщина выпрямилась. «Сделайте прямыми пути ваши, нечестивые!» - как бы говорит нам Господь. Мы все «согбенные» под ношей грехов; Христос делает нас «прямыми» - и прямыми делает пути наши в этой жизни.
Христос пришел не нарушить Закон, а исполнить: Он исполнил его, изгнав в субботу нечистого духа из страждущего (Лк. 4:31); оживил усохшую руку несчастного в субботу (Лк. 6:6); от Его прикосновения освободился в субботу страждущий водянкой (Лк.14:21), а у купели Вифезда расслабленный (Ин. 5:1-9); в субботу отвез глаза слепому (Ин. 9:1-14)...
Вошел Христос в мир - и исполнилась Суббота. То есть наполнилась Смыслом, Логосом, ибо «Смысл» - это одно из имен Бога. Христос - это конец Закона, поскольку Сам стал для нас Живой Субботой. Скажем так: Покой=Христос=Шаббат=Суббота - это идентичные понятия. Мы читаем в Писании, что Авраам поверил Богу, и Он вменил ему это в праведность. Что вменил? Веру. Потому что верить - это значит дать право Богу. Так и мы, по вере в Исполнившего субботу - причастны становимся этому исполнению.По вере в Господина субботы (Христа) - мы причастны исполнению этой заповеди.
Несчастная больная женщина так ждала этого часа! Ведь по-настоящему Бога встретить и узнать можно лишь из глубины истосковавшегося по Нему сердца. Потому что «сумма страданий души пропорциональна степени ее совершенства» - говорил Ф.М.Достоевский.
Именно этого мы часто боимся: мы боимся раскрыться внутреннему голоду и внутренней тоске. Мы боимся заглянуть в себя и увидеть - какая же бездна кривизны есть в нас самих! Мы боимся - а вдруг эту кривизну мы не сможем выправить. Да и привыкли мы к ней... Вдруг действительно ее выправят - и как тогда!?
А эта женщина была на пределе своей тоски о здоровье, которого у нее не было. Ее душа и тело исстрадались от болезни. Если бы Христос стал говорить ей назидание - то Его слова стали подобны хлопьям снега, упавшим в ручей - они только бы увеличили количество воды в нем. Часто люди говорят, что надо жить правильно, не грешить. Но это лишь слова, которые редко приносят пользу. Нужен Он Сам. Как путеводная Звезда и Компас нашей жизни. Как Доктор и Целитель наших язв.
Один доктор советовал бедной вдове, у которой был больной сын, увезти его на воды, хорошенько кормить, давать дорогие лекарства. А у нее и на хлеб не было денег.
Христос оказался Тем врачом, Который исцелил в субботу без лекарств и денег.
Начальник синагоги о с т а л с я н е д о в о л е н: Закон должен превосходить любовь. Но Христос думал иначе. Мы уделяем много внимания внешнему благочестию, забывая, что главное - это суд, милость и вера. Суд к самому себе, милость к ближнему и вера в Бога, для Которого нет невозможного.
Евреи и сегодня «хранят» субботу в комфортной обстановке. Кто был в Израиле, знает, что в лифте совсем не обязательно давить кнопки этажей, субботние термосы со специальным подогревом, ибо в субботу нельзя разогревать пищу. Вл.Марцинковский вспоминал по жизни в Одессе, как еврей, чтобы не нарушить субботу чрезмерным количеством шагов, что строго оговаривает Галаха, садился в бричку, ставил таз с водой на пол и, опустив туда ноги, ехал куда нужно. Оказывается, плыть на пароходе можно без оговорок...
Разве это не фарисейство?
Мы часто, подобно им (фарисеям), смотрим: нет ли в печенье молока на обертке упаковки, боимся невзначай съесть скоромное в пост, а чашу сосуда своего сердца оставляем холодной и безучастной к другим людям.
Господь говорит: «Не жертвы хочу, а милости!» А мы наблюдаем, как и кто приходит в храм, в чем одеты, покрыта ли голова у женщин и не в брюках ли они? Все это вызывает у нас праведное недовольство и гнев.
Разве это не фарисейство?
Или учимся в Московской Духовной академии, а потом плюем в лицо Русской Матери-Церкви, которая дала, по сути, путевку тебе в жизнь, и, крадучись как вор, подталкиваем исподтишка УПЦ к автокефалии, разрывая единство Церкви. Но при этом делаем кроткий и смиренный вид и даже благочестиво закатываем глаза.
Разве это не фарисейство?
Или, заседая в Верховной Раде и принимая антикоррупционные законы, при этом в своих декларациях о собственных доходах ставим цифры с шестью или семью нулями...
Разве это не фарисейство?
Или еще вчера, посещая и даже прислуживая в Ионовском монастыре - сегодня, являясь государственным мужем - все преференции отдаем анафеме Филарету, и уже вместе с ним боремся с канонической Церковью, строя планы по Ее уничтожению.
Разве это не фарисейство?
Или, будучи министром культуры и вещая на всю Украину о том, что это унитарное государство и один народ, тут же обвиняем жителей Донбасса в «недостаточной генетичности»? Мы что, живем в Германии конца 30-х годов?
Разве это не фарисейство?
К этой женщине «искривленной» лишь телесно вполне можно отнести строки Алексея Хомякова, русского славянофила:
Бесплоден всякий дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка.
Но кроток ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука.
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна -
Глагол Творца прияла ты.
«П р и я л а» - и в ы п р я м и л а с ь.
Все остальное может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии