ИСТРЕБЛЕНИЕ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

19 мая 1919 г – день памяти геноцида понтийских греков – одного из жесточайших антихристианских геноцидов XX века.

Османская империя боролась против населявших ее христиан. Одними из них были греки. Это событие известно как геноцид малоазийских греков. Начало второй волны истребления греков, собственно 19 мая 1919 г., высадка войск Ататюрка в Самсуне считается днем Геноцида малоазийских греков.

Это было систематическое убийство христианского османского греческого населения, совершенное в Анатолии во время Первой мировой войны и в послевоенное время (1914–1922 гг.) по религиозной и этнической причине[1]. Оно было спровоцировано правительством Османской империи и турецким национальным движением против коренного греческого населения Империи и включал массовые убийства, принудительные депортации с участием маршей смерти, массовые изгнания, произвольные казни и уничтожение культурно-исторических, исторических и религиозных памятников восточного Православия. По разным данным, за этот период погибло несколько сотен тысяч османских греков[2]. Большинство беженцев и выживших бежали в Грецию (увеличив население Греции более чем на четверть)[3]. Некоторые греки, особенно из восточных провинций, нашли убежище в соседней Российской империи.

К концу 1922 г. большинство малоазийских греков бежали или были убиты[4]. Оставшиеся были отправлены в Грецию в соответствии с условиями последующего обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 г., что оформило исход и запретило возвращение беженцев. Другие этнические и религиозные группы (например, ассирийцы и армяне) были атакованы Османской империей в тот же период; некоторые ученые и организации признали эти события как часть той же политики геноцида[5].

Союзники Первой мировой войны осудили убийства, спонсируемые Османским правительством, как преступления против человечества. Международная ассоциация исследователей геноцида приняла в 2007 г. резолюцию, в которой османская кампания против христианских меньшинств Империи, включая греков, была названа геноцидом[6]. Некоторые другие организации также приняли резолюции о признании османской кампании против этих христианских меньшинств геноцидом, как и национальные законодательные органы Греции[7], Кипра, США[8], Швеция, Армения, Нидерланды, Германия, Австрия и Чешская Республика[9].

В начале Первой мировой войны Малая Азия была этнически разнообразной. Ее население, включая турок и азербайджанцев, составляли туземные группы, которые населяли этот регион до турецкого завоевания: понтийские греки, кавказские греки, каппадокийские греки, армяне, курды, зазы, грузины, черкесы, ассирийцы, евреи и лазы.
Среди причин турецкой кампании против грекоязычного христианского населения был страх, что они будут приветствовать освобождение врагами Османской империи, и убеждение некоторых турок в том, что для формирования современной страны в эпоху национализма необходимо провести чистку своих территорий ото всех меньшинств, которые могут угрожать целостности этнической турецкой нации.

По словам немецкого военного атташе, османский военный министр Исмаил Энвер заявил в октябре 1915 г., что он хотел «решить греческую проблему во время войны... так же, как он полагает, что он решил армянскую проблему». ссылаясь на геноцид армян[10]. (Германия и Османская империя были союзниками непосредственно перед и во время Первой мировой войны). К 31 января 1917 г. канцлер Германии Теобальд фон Бетманн-Хольвег сообщил: «Есть признаки того, что турки планируют уничтожить греческий элемент как врагов государства, как они это делали ранее с армянами. Стратегия, осуществляемая турками, состоит в том, чтобы перемещать людей внутрь страны, не принимая мер для их выживания, подвергая их смерти, голоду и болезням. Заброшенные дома затем будут разграблены и сожжены или уничтожены. Все, что было сделано с армянами, повторяется с греками»[11].

Греческое присутствие в Малой Азии датируется как минимум поздним бронзовым веком (1450 г. до Р. Х.)[12]. Греческий поэт Гомер жил в регионе около 800 г. до Р.Х.[13]. Географ Страбон назвал Смирну первым греческим городом в Малой Азии, а многочисленные древнегреческие ученые были выходцами из Анатолии, в том числе математик Фалес Милетский (VII в. до Р. Х.), философ Гераклит Эфесский (VI в. до Р. Х.). Греки называли Черное море «Понт Эвксинский» или «гостеприимное море», и начиная с VIII в. до Р. Х. они плавали вдоль его берегов и оседали на анатолийском побережья. Самыми известными греческими городами Черного моря были Трапезунт, Синоп и Гераклея Понтийская.

В эллинистический период (334 г. до Р. Х. — I в. до Р. Х.), греческая культура и язык стали доминировать даже во внутренней части Малой Азии. Эллинизация региона ускорилась при римском и ранневизантийском правлении, и к началу христианского времени местные индоевропейские анатолийские языки вымерли, и их заменил греческий язык койне. С этого момента и до позднего средневековья все коренные жители Малой Азии исповедовали христианство и говорили по-гречески как на своем родном языке.

Получившаяся греческая культура в Малой Азии процветала в течение тысячелетия (IV–XV вв.) в основном под влиянием грекоязычной Византийской империи. Выходцы из Малой Азии составляли основную часть грекоязычных православных христиан Империи. Таким образом, многие известные греческие деятели поздней античности, средневековья и эпохи Возрождения пришли из Малой Азии: в том числе святитель Николай (270–343), святитель Иоанн Златоуст (349–407), архитектор собора Святой Софии Исидор Милетский (VI в), несколько имперских династий, в том числе Фоки (X в.) и Комнины (XI в.), а также ученые эпохи Возрождения Георгий Трапезундский (1395–1472) и Виссарион (1403–1472).

Когда тюркские народы начали свое позднесредневековое завоевание Малой Азии, византийские греческие граждане были самой многочисленной группой жителей там. Даже после тюркских завоеваний внутренних районов гористое Черноморское побережье Малой Азии остававшееся сердцем густонаселенного греческой христианской Трапезунтской империи, вплоть до его возможного завоевания турками-османами в 1461 г., и теперь называют Грецией. В течение следующих четырех веков греческие выходцы из Малой Азии постепенно становились меньшинством на этих землях, поскольку члены их общины подверглись тюркизации, приняв ислам, чтобы избежать обременительных налоговых обязательств и правовых ограничений, налагаемых на религиозные меньшинства, или просто для того, чтобы ассимилироваться с доминирующей турецкой культурой.

Начиная с весны 1913 г., османы осуществили программу изгнания и насильственной миграции, ориентируясь на греков Эгейского региона и восточной Фракии, чье присутствие в этих районах считалось угрозой для национальной безопасности. Османское правительство приняло «двойную игру», позволяющую ему отрицать ответственность и предварительное знание об этой кампании запугивания и опустошения христианских деревень. Участие в некоторых случаях местных военных и гражданских чиновников в планировании и осуществлении антигреческого насилия и мародерства привело к тому, что послы Греции, великих держав и Патриархии обращались с жалобами в Высокую Порту[14]. В знак протеста против бездействия правительства перед лицом этих нападений и так называемого «мусульманского бойкота» греческой продукции, начавшейся в 1913 г., Патриархат закрыл греческие церкви и школы в июне 1914 года.

Одна из самых страшных атак этой кампании произошла в Фокее (греч. Φώκαια), в ночь на 12 июня 1914 г., в городе на западе Анатолии, рядом со Смирной, где турецкие нерегулярные войска разрушили город, убив 50 или 100 мирных жителей и в результате чего его население бежит в Грецию. В ходе другого нападения на Серенкиюя в районе Менемен жители деревни сформировали вооруженные группы сопротивления, но лишь немногим удалось выжить, если их численно превосходили нападающие мусульманские нерегулярные банды. Летом того же года Специальная организация (Teşkilat -ı Mahsusa) при содействии правительственных и армейских чиновников завербовала греческих мужчин военного возраста из Фракии и Западной Анатолии в трудовые батальоны, в которых погибли сотни тысяч. Эти призывники, после того как их отправили за сотни миль в глубь Анатолии, были заняты на строительстве дорог, строительстве туннелей и других полевых работах; но их число сильно сократилось из-за лишений и жестокого обращения, а также в результате резни со стороны их османских охранников.

После аналогичных соглашений, заключенных с Болгарией и Сербией, Османская империя подписала небольшое добровольное соглашение об обмене населением с Грецией 14 ноября 1913 . Еще одно такое соглашение было подписано 1 июля 1914 г. для обмена «турок» (то есть мусульман) Греции на греков Айдына и Западной Фракии после того, как османы вынудили этих греков покинуть свои дома в ответ на аннексию Греции. несколько островов. Обмен не был завершен из-за начала Первой мировой войны. Хотя дискуссии об обмене населением все еще велись, подразделения Специальной организации напали на греческие деревни, вынудив их жителей покинуть свои дома для Греции, и их заменили мусульманские беженцы[15].

Насильственное изгнание христиан из Западной Анатолии, особенно оттоманских греков, имеет много общего с политикой в отношении армян, что было отмечено послом США Генри Моргентау и историком Арнольдом Тойнби. В обоих случаях некоторые османские должностные лица, такие как Шюкрю Кая, Назим Бей и Мехмед Решид, сыграли свою роль; Были задействованы подразделения специальной организации и трудовые батальоны; и был реализован двойной план, сочетающий неофициальное насилие и прикрытие государственной политики в области народонаселения. Эта политика преследований и этнических чисток была распространена на другие части Османской империи, включая греческие общины в Понте, Каппадокии и Киликии.

После ноября 1914 г. османская политика в отношении греческого населения изменилась; государственная политика была ограничена насильственной миграцией греков во внутренние районы Анатолии, греков, проживающих в прибрежных районах, в частности в черноморском регионе, вблизи турецко-российского фронта . Это изменение политики было связано с требованием Германии прекратить преследование османских греков после того, как Элефтериос Венизелос сделал это условием нейтралитета Греции, когда говорил с немецким послом в Афинах. Венизелос также угрожал провести аналогичную кампанию против мусульман, проживающих в Греции, в случае, если политика Османской империи не изменится. Хотя правительство Османской империи пыталось осуществить это изменение в политике, оно было безуспешным, и местные власти в провинциях продолжали совершать нападения, даже убийства, несмотря на неоднократные инструкции в телеграммах, отправленных из центральной администрации. Произвольное насилие и вымогательство денег усилились позже, предоставив боеприпасы для венизелистов, утверждающих, что Греция должна присоединиться к Антанте.

В июле 1915 г. Временный Поверенный в делах Греции заявил, что депортации «не могут быть ничем иным, как война на уничтожение греческого народа в Турции, и в качестве мер по этому вопросу они осуществляли насильственное обращение в ислам с очевидной целью: после окончания войны снова встанет вопрос о европейской интервенции для защиты христиан, их останется как можно меньше»[16]. Было депортировано более 500 000 греков, из которых выжило сравнительно немного. В своих мемуарах посол Соединенных Штатов в Османской империи в период с 1913 по 1916 г. Ганс Моргентау писал: «Повсюду греки собирались группами, и под так называемой защитой турецких жандармов они перемещались во внутренние районы, большей частью которых пешком. Сколько точно было разбросано таким образом, точно не известно, оценки варьируются от 200 000 до 1 000 000»[17].

Несмотря на изменение политики, практика эвакуации греческих поселений и переселения жителей была продолжена, хотя и в ограниченных масштабах. Переселение было нацелено на конкретные регионы, которые считались уязвимыми в военном отношении, а не на все население Греции. Эвакуация многих деревень сопровождалась грабежами и убийствами, в то время как многие погибли в результате того, что им не было предоставлено время для принятия необходимых мер или их перемещение в необитаемые места.

Осенью 1916 г. государственная политика в отношении османских греков вновь изменилась. Поскольку силы Антанты с весны занимали Лесбос, Хиос и Самос, русские, наступавшие в Анатолии и Греции, ожидали вступить в войну на стороне союзников; греки, жившие в приграничных районах были подготовлены к депортации. В январе 1917 г. Талат-паша послал телеграмму о депортации греков из Самсунского района «в тридцати-пятидесяти километрах от берега», заботясь о том, чтобы «никаких нападений на людей или имущество» не было[18]. Однако исполнение правительственных указов, принявших систематическую форму с декабря 1916 г. не велось, в соответствии с приказом: мужчины были взяты в трудовые батальоны, женщины и дети подверглись нападению, деревни были разграблены соседями-мусульманами. По приказу немецкого генерала Лимана фон Сандерса 30 000 жителей Эгейского побережья были принудительно депортированы во внутренние районы Анатолии. Операция включала в себя марши смерти, грабежи, пытки и расправы над гражданским населением. Германос Каравангелис, епископ Самсунский, сообщил Патриархату, что тридцать тысяч человек были депортированы в регион Анкары, а автоколонны депортированных были атакованы, многие были убиты. Талат-паша приказал провести расследование по факту грабежа и разрушения греческих деревень бандитами[19]. Позднее, в 1917 г., были направлены инструкции уполномочить военных чиновников контролировать операцию и расширить ее масштабы. Тем не менее, в некоторых районах греческое население оставалось недопортированным.


Греческих депортированных отправляли жить в греческие деревни во внутренних провинциях или, в некоторых случаях, в деревни, где армяне жили до депортации. Греческие деревни, эвакуированные во время войны из-за военных проблем, были затем переселены с мусульманскими иммигрантами и беженцами. Согласно телеграммам, направленным в провинции в течение этого времени, оставленная движимая и неподвижная греческая собственность должна была быть ликвидирована не так, как армянская, а «сохранена».

Депортации подвергались не только мужчины, но также женщины и дети. Предположительно это сделано для того, чтобы намного легче было конфисковать имущество депортированных.

Такие зверства, как депортация с участием маршей смерти, голод в трудовых лагерях и т. д., назывались «белыми бойнями». Османский чиновник Рафет Бей принимал активное участие в геноциде греков, и в ноябре 1916 г. австрийский консул в Самсуне, Квятковский, сообщил, что он сказал ему: «Мы должны прикончить греков, как мы это делали с армянами... сегодня я послал отряды внутрь убить каждого грека на месте»[20].

В ответ на это понтийские греки сформировали повстанческие группировки, которые имели оружие, взятое с полей сражений в ходе Кавказской кампании Первой мировой войны или напрямую поставлено Российской армией. В 1920 г. восстания достигли своего пика: восставших было 18 000 человек. 15 ноября 1917 г. была создана единая армия, состоящая из этнически однородных частей: грекам была выделена дивизия, состоящая из трех полков. Была сформирована греко-кавказская дивизия из этнических греков, служивших в российских подразделениях, размещенных на Кавказе, и из числа новобранцев из местного населения, включая бывших повстанцев. Дивизия принимала участие в многочисленных боях против османской армии, а также против мусульманских и армянских вооруженных формирований, обеспечивающих вывод греческих беженцев на удерживаемый русскими Кавказ, а затем была расформирована после заключения Потийского договора.

После того как Османская империя капитулировала 30 октября 1918 г., она де-юре попала под контроль победоносных держав Антанты. Однако последняя не смогла привлечь к ответственности виновных в геноциде, несмотря на то, что в 1919–1920 гг. ряд ведущих османских чиновников были обвинены в организации массовых убийств, как греков, так и армян. Таким образом, убийства, массовые убийства и депортации продолжались под предлогом национального движения Мустафы Кемаля (позже Ататюрка).

Систематическая резня и депортация греков в Малой Азии, программа, которая вступила в силу в 1914 г., стала предвестником злодеяний, совершенных как греческими, так и турецкими армиями во время греко-турецкой войны, конфликта, последовавшего за высадкой греков в Смирну Великого пожара в Смирне в мае 1919 г. и продолжалась до захвата Смирны турками в сентябре 1922 г. В период с 1919 по 1922 год было убито от 213 000 до 368 000 анатолийских греков. Были также массовые убийства турок, совершенные греческими войсками во время оккупации Западной Анатолии с мая 1919 года по сентябрь 1922 года.

В связи с массовыми убийствами, которые произошли во время греко-турецкой войны 1919–1922 г., британский историк Арнольд Дж. Тойнби писал, что именно греческие десанты создали Турецкое национальное движение во главе с Мустафой Кемалем: ««Греки Понта» и турки с греческих оккупированных территорий были в некоторой степени жертвами первоначальных просчетов г-на Венизелоса и г-на Ллойда Джорджа в Париже»[21].

В 1917 г. в ответ на депортацию и массовые убийства греков в Османской империи была создана гуманитарная организация под названием Комитет по оказанию помощи грекам Малой Азии. Комитет работал в сотрудничестве с Ближневосточным фондом помощи в распределении помощи османским грекам во Фракии и Малой Азии. Организация была распущена летом 1921 г., но другие гуманитарные организации продолжили работу по оказанию помощи Греции.

Немецкие и австро-венгерские дипломаты, а также меморандум 1922 г., составленный британским дипломатом Джорджем В. Ренделем о «турецких убийствах и преследованиях», предоставили доказательства серии систематических убийств и этнических чисток греков в Малой Азии.

Отчеты описывают систематические массовые убийства, изнасилования и поджоги греческих деревень и приписывают намерения официальным лицам Османской империи, включая премьер-министра Османской империи Махмуда Севкета-паши, Рафет-бея, Талата-паши и Энвера-паши.

Кроме того, The New York Times и ее корреспонденты широко ссылались на события, записывая массовые убийства, депортации, индивидуальные убийства, изнасилования, сжигание целых греческих деревень, разрушение греческих православных церквей и монастырей, проекты для «Трудовых бригад», мародерство, терроризм и другие «зверства» греков, армян, а также британских и американских граждан и правительственных чиновников[22].

Генри Моргентау, посол Соединенных Штатов в Османской империи с 1913 по 1916 г., обвинил «турецкое правительство» в кампании «ужасного терроризма, жестоких пыток, изгнания женщин в гаремы, разврата невинных девушек, продажи многих из них», по 80 центов за каждое убийство сотен тысяч и депортация и голод в пустыне других сотен тысяч [и] уничтожение сотен деревень и многих городов», все это является частью« «преднамеренного казни» «схемой уничтожения армянских, греческих и сирийских христиан Турции»[23]. Однако за несколько месяцев до Первой мировой войны 100 000 греков были депортированы на греческие острова или во внутренние районы, которые, по словам Моргентау, «по большей части были добросовестными депортациями; то есть греческие жители фактически были переселены в новые места и не подвергались массовым убийствам. Вероятно, это было причиной того, что цивилизованный мир не протестовал против этих депортаций»[24].

Генеральный консул США Джордж Хортон, чей отчет был раскритикован учеными как антитюркский, заявил: «Одно из самых умных заявлений, распространенных турецкими пропагандистами, заключается в том, что убитые христиане были так плохи, как и их палачи, что это было «50–50». По этому вопросу он комментирует: «Если бы греки, после резни в Понте и в Смирне, убили всех турок в Греции, рекорд был бы почти 50–50»[25]. Как свидетель, он также хвалит греков за их «поведение... по отношению к тысячам турок, проживающих в Греции, в то время как происходили жестокие расправы», что, по его мнению, было «одним из самых вдохновляющих и прекрасные главы во всей истории этой страны».

За весь период между 1914 и 1922 годами и для всей Анатолии погибло около 1,5 млн армян и 500 тыс. греков.

В статье 142 Севрского договора 1920 г., подготовленной после Первой мировой войны, турецкий режим назывался «террористическим» и содержал положения, «по возможности, исправляющие правонарушения, причиненные отдельным лицам в ходе массовых убийств, совершенных в Турции во время войны»[26]. Севрский договор никогда не был ратифицирован турецким правительством и в конечном итоге был заменен Лозаннским договором. Этот договор сопровождался «Декларацией об амнистии», в которой не содержалось положений о наказании за военные преступления.

В 1923 г. обмен населением между Грецией и Турцией привел к почти полному прекращению греческого этнического присутствия в Турции и аналогичному прекращению турецкого этнического присутствия на большей части Греции. Согласно греческой переписи 1928 года, 1 104 216 османских греков достигли Греции. Невозможно точно знать, сколько греческих жителей Турции умерло между 1914 и 1923 годами, и сколько этнических греков Анатолии были высланы в Грецию или бежали в Советский Союз. Некоторые из оставшихся в живых и изгнанных нашли убежище в соседней Российской империи (позже, в Советском Союзе). Подобные планы обмена населением были обсуждены ранее, в 1913–1914 гг., между османскими и греческими официальными лицами во время первой стадии греческий геноцида, но был прерван началом Первой мировой войны.

В 1955 году Стамбульский погром заставил большинство оставшихся греческих жителей Стамбула бежать из страны. Историк Альфред-Морис де Зайяс определяет погром как преступление против человечности и утверждает, что бегство и миграция греков впоследствии соответствуют «намерению полностью или частично уничтожить» критерии Конвенции о геноциде[27].

Мемориалы, посвященные тяжелому положению османских греков, были установлены по всей Греции, а также в ряде других стран, включая Австралию, Канаду, Германию, Швецию и Соединенные Штаты.

Протоиерей Андрей Ухтомский?
кандидат богословия,
преподаватель КДА

Примечания:

1. Adam J. Genocide: A Comprehensive Introduction. Routledge. 2010. P. 163
2. Adam J. Genocide: A Comprehensive Introduction. Routledge. 2010. Pр. 154–155.
3. Charles P. H. Greece and Her Refugees // Foreign Affairs, The Council on Foreign Relations. July. 1926.
4. Charles P. H. Greece and Her Refugees // Foreign Affairs, The Council on Foreign Relations. July. 1926.
5. Adam J. Genocide: A Comprehensive Introduction. Routledge. 2010. Pр. 171–172 Dominik J. Zimmerer J. Late Ottoman genocides: the dissolution of the Ottoman Empire and Young Turkish population and extermination policies – Introduction // Journal of Genocide Research. 2008. 10 (1). Pp. 7–14.
6. Resolution. IAGS. 16 December 2007.
7. Tsolakidou S. May 19, Pontian Greek Genocide Remembrance Day. // Greek Reporter.  18 May 2013
8. US House says Armenian mass killing was genocide // BBC News. 30 October 2019.
9. Czech Parliament Approves Armenian Genocide Resolution. // The Armenian Weekly. 2017.
10. Ferguson N. The War of the World: Twentieth-century Conflict And the Descent of the West. 2006. New York: Penguin. P.  180.
11. Bethmann-Hollweg Theobald von. The Killing Trap: Genocide in the Twentieth Century in: Midlarsky M. I. The Killing Trap: Genocide in the Twentieth Century. 2005. Cambridge University Press. Pp. 342–343.
12. Kelder J. The Chariots of Ahhiyawa. // Dacia, Revue d'Archéologie et d'Histoire Ancienne. 2004–2005 (48–49): 151–152.
13. Hobsbawm E. Nations and nationalism since 1780 programme, myth, reality. 1992. Cambridge, UK: Cambridge University Press. P. 133.
14. Akçam T. The Young Turks' Crime Against Humanity: The Armenian Genocide and Ethnic Cleansing in the Ottoman Empire. 2012. Princeton/Oxford: Princeton University Press. Pp. 68, 71, 80-82, 84.
15. Akçam T. The Young Turks' Crime Against Humanity: The Armenian Genocide and Ethnic Cleansing in the Ottoman Empire. 2012. Princeton/Oxford: Princeton University Press. P. 69.
16. Avedian V. The Armenian Genocide 1915: From a Neutral Small State's Perspective: Sweden 2010. P. 40.
17. Morgenthau H. Ambassador Morgenthau's Story, 1919. Garden City, NY: Doubleday, Page & Co. P. 326.
18. Akçam T. The Young Turks' Crime Against Humanity: The Armenian Genocide and Ethnic Cleansing in the Ottoman Empire. 2012. Princeton/Oxford: Princeton University Press. P. 111.
19. Akçam T. The Young Turks' Crime Against Humanity: The Armenian Genocide and Ethnic Cleansing in the Ottoman Empire. 2012. Princeton/Oxford: Princeton University Press. P. 112.
20. Midlarsky M. I. The Killing Trap: Genocide in the Twentieth Century. 2005. Cambridge University Press. Pp. 342–343.
21. Toynbee A. J (1922), The Western question in Greece and Turkey: a study in the contact of civilisations. 1922. Boston: Houghton Mifflin. Pp 312-313.
22. Westwood A., and  O'Brien D., Selected bylines and letters from The New York Times. 2007.
23. Morgenthau Calls for Check on Turks // The New York Times, 5 September 1922. P. 3.
24. Morgenthau H. Ambassador Morgenthau's Story, 1919. Garden City, NY: Doubleday, Page & Co. P. 201.
25. Buzanski  P. M.  Admiral Mark L. Bristol and Turkish-American Relations, 1919–1922. 1960. University of California, Berkeley. P. 176.
26. The Treaty of Sèvres, 1920 // https://wwi.lib.byu.edu/index.php/Section_I,_Articles_1_-_260
27. Zayas A. de. The Istanbul Pogrom of 6–7 September 1955 in the Light of International Law // Genocide Studies and Prevention: An International Journal. International Association of Genocide Scholars. 2007. 2 (2/4). Pp. 137–138.

https://pravlife.org/ru/content/istreblenie-pontiyskih-grekov-v-pervuyu-...