История возникновения «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви». Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь»

Среди множества раскольнических образований, не имеющих признания со стороны Поместных Православных Церквей, но претендующих на каноничность, особое место занимает «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» - БАП(Н)Ц. На фоне всех имеющихся в Православной Церкви расколов БАП(Н)Ц представляет собой уникальное явление, поскольку ее возникновение не связано с формальным отделением группы верующих от Матери-Церкви. Зарождение «Белорусской Народной Автокефальной Православной Церкви» произошло на американском континенте благодаря усилиям и личной инициативе Владислава Рыжего-Рыжского, священнослужителя так называемой «Американской Православной Католической Церкви» (АПКЦ).

Владислав Рыжий родился 26 апреля 1925 г. на хуторе вблизи деревни Латыгало Поставского уезда Виленского воеводства Польской Республики (сейчас Глубокский район Витебской области Республики Беларусь) в белорусской католической семье. С детства проявил большие способности к учебе. До присоединения в 1939 г. Западной Белоруссии к СССР Владислав окончил несколько классов польской гимназии в г. Глубоком, где впервые познакомился с идеологией белорусского национализма. Уже в гимназические годы за Владиславом закрепилось прозвище "патриот", что было обусловлено его всецелой преданностью белорусской национальной идее. В 1940 г. Владислав Рыжий поступил в Глубокский сельскохозяйственный техникум, однако начавшаяся через год Великая Отечественная война не позволила ему окончить обучение в избранном направлениии. Немецкая оккупация внесла свои коррективы в жизнь будущего основателя "Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви". Поступив на учительские курсы, открывшиеся в г. Глубоком, Владислав продолжил там свое участие в движении белорусских националистов .

Следует отметить, что оккупационная политика немецких властей включала в себя поощрение деятельности националистических организаций, преследуя этим цель возбуждения в народе антипатий к советской политической системе, стоявшей на платформе интернационализма. В этой связи работа всех белорусских националистических организаций проходила в русле коллаборационизма, заключавшегося в сотрудничестве с "врагом внешним" (нацистским режимом) против "врага внутреннего" (большевистского режима). Работая учителем в одной из сельских школ на Витебщине, Владислав Рыжий активно участвовал в таких националистических организациях, как «Беларуская Незалежніцкая Партыя» («Белорусская Независимая Партия»), «Саюз Беларускай Моладзі» («Союз Белорусской Молодежи»), «Беларуская народная самапомач» («Белорусская народная самопомощь»). В 1943 г. Вл. Рыжий был назначен секретарем отдела молодежи при марионеточном пронемецком белорусском правительстве - «Беларускай Цэнтральнай Радзе» («Белорусском Центральном Совете»), а некоторое время спустя он был направлен на работу в отдел пропаганды «Беларускай Краевай Самаабароны» («Белорусской Краевой Сомообороны»), представлявшей собой вооруженные силы белорусских коллаборационистов. Летом 1944 г. Вл. Рыжий был зачислен в формировавшийся на территоррии Восточной Пруссии белорусский десантный батальон «Дальвиц». На белорусских десантников командование вермахта возлагало задачи организации национально-повстанческого партизанского движения среди белорусского населения в советском тылу. В отличие от многих десантников «Дальвица», Владислав Рыжий избежал переброски на территорию БССР и к моменту окончания Второй Мировой войны оказался в англо-американской оккупационной зоне. Последнее обстоятельство позволило ему избежать принудительной высылки в Советский Союз и строгого осуждения .

Оказавшись в условиях эмиграции, Вл. Рыжий сперва проживал в Германии, а во второй половине 1940-х гг. переехал в Бельгию. Продолжая служение белорусской национальной идее, Владислав Рыжий в 1946 г. выступил с инициативой создания «Саюза беларусаў Бэльгіі» («Союза белорусов Бельгии») и сам стал во главе его «Генэральнае Рады» («Центрального Совета»). На протяжении 1946-1947 гг. Вл. Рыжий являлся редактором газеты «Беларуская праўда» («Белорусская правда»), а несколько позднее он занимался изданием журнала «За незалежнасьць» («За независимость»). Свою национально-политическую деятельность Владислав Рыжий совмещал с подготовкой к принятию священного сана в Римо-Католической Церкви. Сперва он поступил в Парижскую духовную семинарию, затем на богословский факультет Лювенского университета, где организовал белорусский студенческий союз. Дальнейшее свое обучение Вл. Рыжий продолжил в Ватиканском теологическом институте «Russicum», однако был отчислен из состава учащихся за неподобающую студенту духовного учебного заведения чрезмерную политическую активность и критику постановки учебного процесса в институте. Направившись в Испанию, Владислав поступил в Мадридский университет, где снова выступил инициатором создания белорусского студенческого союза. Во время пребывания в Мадриде он приложил немало усилий к появлению белорусских программ на испанском радио, а также редактировал журнал «Беларускі прапаведднік» («Белорусский проповедник»). В 1956 г. Владислав Рыжий переехал в США (при получении американского гражданства к его фамилии «Рыжий» было сделано дополнение «Рыжски» - Ryzy-Ryski), где поступил в Принстонский университет, защитил докторскую диссертацию по теологии и был оставлен на преподавательской должности. Впоследствии Владислав Рыжий-Рыски выступил с инициативой и явился одним из основателей «Научно-исследовательского института имени Льва Сапеги», «Интернационального института белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой «Беларусікум» и «Университета народов Америки». Помимо научной и национально-политической деятельности, богато одаренный от природы Вл. Рыжий проявил себя и на литературном поприще. Его перу принадлежат религиозно-философские произведения «Чалавек у гісторыі» («Человек в истории»), «Матэрыялістычнае талкаваньне гісторыі» («Материалистическое толкование истории»), «Выклад інстытуцыі хрысьціянскай рэлігіі Яна Кальвіна» («Изложении институции христианской религии Жана Кальвина»). Под псевдонимом У. Сноп Владислав Рыжий сотрудничал с белорусской эмигрантской печатью, издал поэтический сборник «Маці мая» («Мать моя»), редактировал и издавал религиозный журнал «Беларускі каталік» («Белорусский католик») .

Проявляя кипучую энергию в научной, творческой и общественно-политической сфере, Владислав Рыжий-Рыски сделал попытку осмысления религиозной идентичности белорусской нации. Он пришел к выводу, что для белорусов в равной степени чужды не только Русская Православная Церковь, но и римо-католицизм, греко-католицизм (униатство), а также протестантизм. Согласно его представлениям, единственной религиозной конфессией, которая могла бы объединить вокруг себя всех белорусов, является организованная на основах автокефалии Белорусская Православная Церковь. Желая осуществить идею создания единой национальной Белорусской Автокефальной Церкви, Владислав Рыжий-Рыски отказался от перспективы присоединения к уже существовавшей Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ), провозглашенной в 1942 г. и не имевшей признания со стороны Поместных Православных Церквей. В своей попытке разрешения многовекового религиозного вопроса белорусской нации Вл. Рыжий принял решение о создании новой юрисдикции под уже использовавшимся наименованием «Белорусская Автокефальная Православная Церковь». Столь неординарное решение может быть отчасти объяснимо влиянием на белорусского эмигранта духа американского религиозного плюрализма. В своих воспоминаниях Юрий Рыжий, брат Владислава, пишет: «Веротерпимость - лучшая черта американцев, а свобода совести считается в США наиглавнейшей свободой. Религия же в американской обществе имеет очень большое значение. Национальный американский девиз: «Мы верим в Бога». Около 98% американцев относят себя к числу верующих. В Америке представлены почти все вероисповедания мира. Еще находясь в Испании, мой брат понял, что только в США он, с Божией помощью, сможет осуществить свою мечту - создать независимый ни от Москвы, ни от Варшавы белорусский патриархат, который по прошествии времени обязательно переместится в родное Отечество» .

 

Патриарх Вальтер Мирон ПрофетаМитрополит Петр Журавецкий

В 1960 г. Владислав Рыжий-Рыжски присоединился к так называемой "Американской Православной Католической Церкви" (АПКЦ), являвшейся одной из многочисленных американских маргинальных юрисдикций, не имеющей призания со стороны канонических Поместных Православных Церквей. 19 сентября 1965 г. состоялась «хиротония» Владислава Рыжего-Рыского во «священника», а 20 сентября 1965 г. во «епископа Лаконийского, Нового Хемпшира и Новой Англии». Данное, весьма сомнительное с канонической точки зрения, «рукоположение» было проведено «митрополитом» Петром Журавецким, «иерархом» «Американской Православной Католической Церкви». Кроме него в «епископской хиротонии» также приняли участие «иерархи» других маргинальных юрисдикций: «патриарх» Вальтер Мирон Профета (Walter Myron Propheta), «иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви и «Украинской Православной Церкви Америки», и "епископ" Лоренс Ф. Пьерр (Lawrence F. Pierre), «иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви, «Украинской Православной Церкви Америки» и Коптской Православной Церкви .

В свою очередь, Петр Журавецкий, также являвшийся белорусским эмигрантом, был рукоположен во «епископа» 15 октября 1950 г. В его «хиротонии» принимали участие представители нескольких маргинальных юрисдикций: «патриарх» «Православного Католического Патриархата Америки» Жозеф (Иосиф) Климович («Американская Святая Православная Католическая Восточная Церковь»), «архиепископ» Константин Ярошевич («иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви), «архиепископ» Жозеф Зелонка («Польская Старокатолическая Церковь Америки и Европы»), «митрополит» Николай Богатырец («Украинская Православная Католическая Церковь») и «епископ» Петр Веллиамович («Старокатолическая Церковь Утрехта») .

Автор данной статьи не ставил перед собой задачу проведения обстоятельного канонического анализа иерархического преемства во всех вышепоименованных религиозных организациях. Однако вполне очевидно, что все они не имеют признания со стороны Поместных Православных Церквей и это обстоятельство позволяет судить об их неканоническом статусе.

В 1966 г. по инициативе «епископа» Владислава Рыжего-Рыского в составе «Американской Православной Католической Церкви» была образована «Православная Кафолическая Белорусская Христианская Церковь». Следует отметить, что «митрополит» Петр Журавецкий и возведенный в 1967 г. в сан «архиепископа» Владислав Рыжий-Рыски провели целый ряд «архиерейских хиротоний» для различных малочисленных маргинальных церковных юрисдикций, образованных по национальному признаку. Весьма примечательно, что от «новорукоположенных» «иерархов» не требовалось присоединения к «Американской Православной Католической Церкви», что способствовало увеличению численности религиозных организаций, использующих православную обрядность и претендующих на статус Православных Поместных Церквей. Столь либеральный подход к вопросу «епископских рукоположений» для иных юрисдикций вызвал возмущение у части «епископата» АПКЦ. На соборе «Американской Православной Католической Церкви», состоявшемся в 1972 г., было принято решение о даровании «автокефалии» той части АПКЦ, которая желала беспрепятственного содействия созданию различных национальных религиозных организаций. Новообразованная структура получила наименование «Православная Кафолическая Автокефальная Церковь Соединенных Штатов Америки», в том же году переименованная в «Американский Всемирный Патриархат» (АВП). Во главе «Американского Всемирного Патриархата» стал возведенный в сан «патриарха» Владислав Рыжий-Рыжски. Весьма примечательно, что большинство «иерархов» данной религиозной организации имели белорусское, украинское или польское происхождение, а первоначально «Американский Всемирный Патриархат» именовался «Белорусским Патриархатом». Полиэтничный характер данного образования обусловил включение в его наименование слова «Всемирный», однако в составе АВП продолжала существовать образованная еще в 1966 году в рамках «Американской Православной Католической Церкви» «Православная Кафолическая Белорусская Христианская Церковь».

Митрополит Петр Журавецкий (слева) и патриарх Владислав Рыжий (справа)В первой половине 1970-х гг. численность «Американского Всемирного Патриархата» заметным образом увеличилась за счет вхождения в состав данной религиозной организации приходских общин из Северной и Латинской Америк, покинувших Римо-Католическую Церковь. Достаточно распространенной побудительной причиной к такому шагу являлись случаи нарушения католическими клириками обета безбрачия, что неизбежно вело наложение на них канонических прещений и отстранение от священнослужения. Противясь отстранению от приходской работы, такие священнослужители инициировали присоединение своих приходов к «Американскому Всемирному Патриархату», где им не только гарантировалась отмена положенных наказаний, но и дозволялось дальнейшее проведение богослужений по привычному западному обряду. Помимо принятия запрещенных в служении клириков, «Американский Всемирный Патриархат» всецело содействовал образованию новых национальных «епархий», «митрополий» и даже «патриархатов». В результате означенной активности были образованы независимые «патриархаты» для Канады, Германии, Норвегии, Швеции, Венгрии, Колумбии, Гаити, Бразилии, Перу, Аргентины, Сальвадора, Западной Индии. Кроме того, поставлялись «епископы» для многочисленных и разрозненных юрисдикций «Украинской Автокефальной Церкви» в эмиграции .

С целью подготовки священнослужителей «Американского Всемирного Патриархата» по инициативе Владислава Рыжего-Рыжского был основан «Университет народов Америки», имевший свои филиалы в Швеции и Пуэрто-Рико. В Нью-Йорке на базе данного университета был открыт «Институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой» .

В марте 1978 г. скончался «патриарх» «Американского Всемирного Патриархата» Владислав Рыжий-Рыжски. Причиной его смерти стало заболевание лейкемией. Незадолго де смерти он пригласил к себе своего родного брата Эмгидиуша (Юрия) Рыжего, являвшегося священником «Американского Всемирного Патриархата», и передал ему управление «Православной Кафолической Белорусской Христианской Церковью». Посвящение Юрия Рыжего во «епископа» совершил сам «патриарх» Владислав Рыжий-Рыжски, совместно с «митрополитом» Петром Журавецким.

После смерти Владислава Рыжего-Рыского на соборе «Американского Всемирного Патриархата» в 1978 г. новым «патриархом» был избран «митрополит» Адам Билецкий. «Епископ» Юрий Рыжий получил титул «апостольского администратора Патриархата». Спустя несколько месяцев, весной 1978 г., Юрий Рыжий был возведен в достоинство «архиепископа».

По состоянию на 1997 г. в составе «Американского Всемирного Патриархата» начитывалось около 20 тысяч последователей, входящих в одну из 17 национальных конгрегаций (практически независимых национальных религиозных организаций в составе АВП) .


Источник: Анти-Раскол