История Шекснинского монашества. Продолжение

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
На снимке: Шекснинские паломники побывали на Черном озере. 30 января 2015 года.

Закладка каменного храма
 
     К июлю 1912 года было полностью завершено строительство деревянной ограды со святыми вратами, приобретён большой 70-пудовый колокол, который за неимением колокольни повесили на четырёх столбах. Внутри ограды был почти построен игуменский деревянный корпус, рядом с ним деревянный дом для монахинь, баня с прачечной.
     Главным событием лета 1912 года стала закладка каменного храма, которую совершил архиепископ Арсений.
     Постройка каменного собора в Черноезерье стало наиболее трудоёмким и затратным начинанием матушки Таисии. Игумения Таисия прилагала много сил для поисков благотворителей, сумела добиться небольшой дотации от Святейшего Синода, но денег катастрофически не хватало. Она использовала любую возможность получить помощь. Так, при содействии новгородского губернатора Новгородским Управлением Земледелия и Государственных Имуществ было бесплатно выделено 966 брёвен.
     Благодаря хлопотам матушки Таисии о бедной глухой Черноезерской обители стало известно даже императору Николаю Второму.
     Аудиенция у царя была по другому поводу, но когда в разговоре возник удобный момент, игумения Таисия рассказала о своём детище. В ходе беседы она подарила царю книгу о Ферапонтовом монастыре и позже писала об этом архиепископу Арсению: "…С благословения Вашего я упоминала Его Величеству о Черноезерской возрождающейся пустыни и то потому, что пришлось к слову, когда Он, любуясь книгою о Ферапонтовом монастыре, спросил меня: "Это уже последний монастырь вы восстановили?" (Раньше мы говорили о моем участии в устройстве монастырей о. Иоанна). Вот на этот вопрос я и ответила, что уже после того, только в прошлом году летом мне поручил наш архиепископ Арсений восстановить эту пустынь с миссионерскою целью, среди раскольнических скитов, изобилующих в той местности. На это Он сказал: "Это тоже великое дело", - и стал расспрашивать меня о Черноезерье. Конечно, я ответила Ему всю правду, закончив, что ни средств даже, ни обеспечения не имеется никакого. Он ответил: "Но в такой короткий срок, конечно, нельзя все сделать, - Бог даст, будет все".
     Николай Второй поспособствовал, чтобы Черноезерской пустыне были выделены средства из госказны. Почти полностью храм был построен в 1919 году, когда уже не было в живых ни царя, ни матушки Таисии, и когда страной правили большевики. 
 
Страстная пятница русского монашества
 
     Большевики не скрывали своей ненависти к монастырям. В 1917 году, когда они ещё не обладали реальной властью, уже был принят декрет о закрытии всех монастырей на территории России. Некоторые умные игумены и игумении нашли способ сохранить свои монастыри, преобразовывая их в сельхозкомунны, артели, совхозы на базе монастырей. Интересно получалось: председатель совхоза - игумен, а работники - монахи.
     Черноезерская пустынь преобразовалась в сельхозартель достаточно поздно - в 1923 году. В 1924 году началось окончательное закрытие всех монастырей. В это время монахи были выселены из самых знаменитых монастырей Вологодчины: Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Нило-Сорского и др. Власти прекрасно знали, что на Черном озере живут монахини, в сводках ОГПУ они перечислены по именам. Но желание властей выселить монахинь так и не осуществилось, и они проживали здесь вплоть до 1940 года.
     Удивительно, но черноезерские монахини относительно благополучно пережили 1931 и 1932 годы, которые называют "страстной пятницей русского монашества". В эти годы были поголовно арестованы все монашествующие по всей России. Черноезерскую пустынь чаша сия миновала. Священников арестовывали, а монахини продолжали жить на Черном озере и трудиться. Есть все основания полагать, что к концу тридцатых годов Черноезерский монастырь был единственным действующим монастырём на всей территории Советской России в границах 1939 года. Как известно, избежал закрытия и Псково-Печерский монастырь, но именно в то время он находился на территории Эстонии.
     Расправившись с монашествующими, власти принялись в массовом порядке закрывать храмы. Делалось это по отработанной схеме. С церковными общинами заключались договоры о том, что они обязаны платить налоги, содержать храм в порядке, совершать ремонты и т.д. А потом приезжала комиссия, находила нарушения, и тогда как бы на законном основании храм закрывался. 
     В середине тридцатых годов комиссия добралась и до Черного озера. Осмотрели церковь. Она к тому времени действительно пришла в ветхость, и её нужно было ремонтировать. Требовалось перестелить пол, поставить новые переводы. У наклоненной колокольни нужно было заменить венцы. Осмотр храма проводился 30 июля, а срок исправления недостатков в постановлении значился… 1 августа. Один день! Для работ, которые опытная бригада плотников делала бы больше месяца. Что оставалось бедным монахиням? Только молиться преподобному Антонию. И власти на время забыли о них. А из Леноблисполкома в Пришекснинский район постоянно шли резолюции с требованием закрытия ВСЕХ храмов. Резолюцию выполнили, и к 1939 году на территории района остался лишь один действующий храм - на Черном озере. Его закрыли последним, в 1940 году. Храм разобрали и в том же 1940 году перевезли в Шексну для устройства военкомата. Другие монастырские постройки сохранялись еще после войны, а затем они тоже были разобраны и перевезены в Шексну. Материалы пошли на строительство больницы, морга.
 
Священники и монахини   
 
     Священникам, служившим в пустыни после октябрьского переворота, выпала нелёгкая судьба. Иеромонах Паисий Вдовин был расстрелян в 30-х годах. После него в Черноезерский монастырь с Крыма был переведен священник Валентин Томкевич. Его расстреляли в 1937 году. Когда арестовали отца Валентина, митрополит Алексей Симанский (будущий патриарх) поручил череповецкому епископу Тихону Рождественскому подобрать монахиням достойного священника. Выбор пал на Иоанна Савичева. Отец Иоанн подал необходимые документы для регистрации, но власти не дали ему здесь служить.
     Почти все монахини избежали репрессий. Они жили в кельях и имели в своем распоряжении монастырский храм вплоть до 1940 года. Потом монахини разъехались по деревням и умерли своей смертью.
 
XXI век. Возрождение
 
     К началу XXI века на Черном озере внешне почти ничто не напоминало о бывшей здесь обители. 10 июня 2005 года перед паломниками, впервые посетившими Черное озеро после долгих лет забвенья, предстала печальная картина. От старинного деревянного храма не осталось никаких следов. На его месте выросли ели и расположилось сельское кладбище. От каменного храма остались руины, поросшие мелколесьем. Среди паломников были местные жители и прихожане Леушинского подворья, которые очень хотели посетить обитель, возрожденную игуменией Таисией. Возвращались из пустыни с твердой мыслью о том, что здесь нужно установить крест. Удивительно, но именно в это время в Санкт-Петербурге один мастер начал изготовлять крест, желая установить его в каком-нибудь святом месте. И когда он узнал о Черном озере, то решил, что его крест должен быть установлен там. 29 июня крест был доставлен из Санкт-Петербурга в Череповец, а 30 числа установлен в Черноезерской пустыни.
     Крест, высотой в 3,5 метра был поставлен посреди разрушенного храма, а к подножию креста паломники грудой сложили кирпичи, оставшиеся от храма. 8 июля 2005 года при стечении большого количества местных жителей и паломников из Петербурга, Череповца и Шексны состоялось торжественное освящение поклонного креста. (на снимке: Поклонный крест на Черном озере. У подножия креста - фотография игумении Таисии)
     С тех пор православные христиане не оставляют святое место и поддерживают там порядок.
 
Статья составлена на основании устного рассказа историка М.Г. Мальцева и глав из его книги "Антониева Черноезерская пустынь", напечатанных в приходском листе "Фонарик" храма Казанского образа Божией Матери (Шексна).
 
Опубликовано в газете «Звезда». № 8 от 3 февраля 2015 года.
http://zwezda.net/tags/prepodobnyy-antoniy-chernoezerskiy?page=33