История Шекснинского монашества
К "сокровищу" земли шекснинской
13 июля 2014 года вдохновителем похода на Черное озеро стал череповецкий историк Михаил Геннадьевич Мальцев, серьезно изучавший историю обители. Шли не как туристы, а как паломники. Крестный ход начался от часовни Антония Черноезерского в деревне Анисимово. Икону преподобного Антония паломники несли по очереди. Прошли деревню, поле, и через 10-15 минут ходьбы по лесной тропинке вышли к живописному озеру, рядом с которым находится кладбищенский погост. Здесь, на невысоком холме из битого кирпича возвышается поклонный крест, установленный в память о древней Антониевой Черноезерской пустыни - одной из самых интересных и загадочных святынь Вологодской земли. К сожалению, эта обитель ныне разрушена до основания. Но место, где она находилась, даже поруганное и осквернённое, продолжает таить в себе глубокую тайну - тайну веры и святости.
Над местом упокоения преподобного Антония верующие прочитали акафист основателю пустыни, после чего жители деревни Анисимово пригласили всех отведать приготовленную трапезу. Они приготовили наваристую уху, вкуснейший плов, квас с пирогами. С глубокой старины и по наши дни в православных монастырях во время общей трапезы один из монахов читал вслух жития святых, чтобы, во-первых, познакомить всех с житием, а во-вторых, не дать место суетным разговорам во время еды. Вот и Михаил Геннадьевич предложил всем кушать, а сам начал рассказывать об Антонии Черноезерском и о монастыре, обращая внимание на удивительные факты и невероятные события в истории монашеской обители.
Первоначальная история пустыни может показаться одним большим чудом, совершенным по молитвам преподобного Антония. Обитель, расположенная за "превеликими грязями" и топкими местами, вдали от крупных селений, казалось бы, неминуемо должна была придти в полное запустение и забвение. Но этого не происходило. В тот момент, когда память о ней уже готова была изгладиться из людских сердец, она на короткое время неожиданно возрождалась вновь, открывая источник спасения для всех страждущих и обременённых.
Но самым удивительным оказался последний этап существования монастыря, связанный с именами выдающихся подвижников ХХ века: святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Варсонофия (Лебедева), митрополита Арсения (Стадницкого) и игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой). Их совместными усилиями удалось воссоздать обитель, которая оказалась настолько крепкой, что смогла относительно благополучно пережить самый кровавый этап гонений на веру. Только вдумайтесь! Есть все основания полагать, что во второй половине 1930-х годов Черноезерский монастырь оставался единственной действующей обителью на территории Советской России.
Впрочем, обо всем по порядку…
Антоний - угодник Божий
О жизни преподобного Антония Черноезерского до нас дошли весьма краткие сведения. Неизвестно, где он родился и принял монашество, откуда и когда пришёл на берег Черного озера, где впоследствии устроилась Черноезерская пустынь. Согласно утверждению дореволюционных краеведов, преподобный Антоний поселился на Черном озере в XVI веке, в то время это было труднодоступное место среди лесов и болот. Можно предположить, что он приплыл по реке Шексне, бывшей тогда основной транспортной магистралью нашего края. Вначале отшельник подвизался в полном одиночестве. Черное озеро, овальным зеркалом лежащее среди густого леса, было малодоступно и тем самым представляло собой идеальное место для спасительного уединения. Собственно, в то время существовало два Черных озера - Большое и Малое. Большое в настоящее время подтоплено Шексной. Преподобный Антоний поселился на Малом Черном озере.
Крайняя скудость информации, сохранившейся о святом, лучше всего свидетельствует о великом смирении угодника, бежавшего от людской славы в глухие труднопроходимые леса и болота. Только одному Богу были известны подвиги преподобного, которые, по-видимому, были немалыми. Преставился Антоний Черноезерский в 1598 году.
Спустя три века после представления преподобного Антония знаменитый церковный иерарх и богослов (один из трёх кандидатов на патриарший престол в 1918 году) митрополит Арсений (Стадницкий) сказал об Антонии Черноезерском удивительные слова: Чёрные озерки (а значит и весь Шекснинский край) "обладают более дорогим, чем золото и серебро, сокровищем: здесь почивают мощи святого преподобного Антония, которым когда-то светилось это место. Преподобный почивает скромно, вдали от шумных городов и больших сёл; он избрал местом своего упокоения уединенную весь, вероятно, потому, что люди недостойны видеть его. Верно, люди не умеют достодолжно чтить угодника, и Господь взял его от них, как некогда отнял у евреев Ковчег Завета. Но настанет время явиться преподобному; и когда он откроется миру, то здесь явится источник спасения, и все обратятся к преподобному для просвещения верою Христовою".
Своеобразным подтверждением его слов является история Черноезерской пустыни, то приходившей в запустение, то вновь возрождавшейся. Причём в этих периодах запустения и расцвета древней обители чётко прослеживались периоды упадка и духовного возрождения русского народа.
За "превеликими грязями"
Уже после смерти преподобного, в начале XVII века монастырь подвергся нападению поляков. Шайки разбойников специально искали монастыри, потому что им нужны были золото, деньги, богатства. Не взирая на болота и леса, они искали монастыри, и даже если ничего не находили в пустынях, то раззоряли их. По преданию (достоверных источников нет), поляки пришли на Черное озеро приблизительно в 1610-1615 годах - так называемое Смутное время в истории России. После разбойничьего нападения длительное время монастырь пребывал в запустении, монахов здесь не осталось. Казалось бы, духовная жизнь в этом отдалённом месте должна была заглохнуть и имя преподобного забыться, но Богу было угодно, чтобы молитва вновь была возносима среди дремучих лесов шекснинского края.
Смутное время прошло, и вот уже царь Михаил Романов - первый из дома Романовых - в знак благодарности наделял земли тем, кто помог ему в борьбе с поляками. Одному из помещиков - "смолнянину" (жителю Смоленска) Даниилу Стефановичу Ширкову - в числе прочих земель были пожалованы Черные озерки. Узнав о необычной истории приобретенного места и о преподобном Антонии, он решил возобновить здесь монастырь, снабдив его землей. Не исключено, что причиной благородного поступка стало какое-то чудесное явление, может быть, видение преподобного Антония или другое указание свыше.
В переписной книге Белозерского уезда 1678-79 годов указывается, что на поместной земле Даниила Стефановича Ширкова возле Черного озера стоят церковь Рождества Пресвятой Богородицы, часовня над мощами преподобного и две кельи. Вполне возможно, что все это было построено на деньги помещика.
Правда, братия новоустроенной обители была крайне малочисленной. В 1678 году в ней проживал всего один монах - старец Тихон. Причиной тому, по-видимому, являлась крайняя бедность пустыни, связанная с её удалённостью от крупных селений и неудобством путей сообщения.
Всё это предопределило скорое её запустение. Уже в 1710 году в переписной книге об Антониево-Черноезерской пустыни говорится: "церковь Рождества Пресвятыя Богородицы деревянная, ветха, и службы никогда не бывает. В той же пустыне келья пуста. Прежде сего жили монахи, питались мирским подаянием милостынею и в прошлых давних годах померли".
В таком состоянии обитель пребывала достаточно долго. Иноческая жизнь в Черных озерках восстанавливается уже во времена императрицы Елизаветы Петровны. Эта царица была человеком глубоко верующим и много делала для возрождения русских монастырей, пришедших в упадок вследствие необдуманных реформ её предшественников.
В 1755 году в Антониевой Черноезерской пустыни появляются насельники. Достоверно известно, что в 1764 году в ней проживали три человека: строитель иеромонах Иринарх, дьячок Андрей Лаврентьев и его сын Иван Андреев, служивший в пустыни пономарем. Жалования они не получали и довольствовались от земли, которая была расчищена и распахана тщанием иеромонаха Иринарха.
По-видимому, его трудами были отремонтированы и основные постройки монастыря: храм, колокольня, кельи, ограда и часовня над мощами преподобного Антония. Однако просуществовала пустынь, возобновленная трудом ее насельников, недолго - всего девять лет.
Реформа Екатерины Второй
1764 год - особый период в истории Русской Церкви. Это реформа Екатерины Второй под называнием "секуляризация монастырских земель", или, попросту говоря - отъем земли. Екатерина Вторая стала правительницей России, убив своего мужа. Лучшей наградой для фаворитов, которые помогли ей взойти на престол, были земли, приносящие стабильный доход. Земли она решила отобрать у монастырей, несмотря на то, что обители без земли выжить не могли, особенно находящиеся в глухих безлюдных местах. Следствием указа императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель стало упразднение около половины великорусских монастырей.
Вопрос о возможности сохранения обителей решался епархиальным руководством, которое тщательно анализировало источники существования монастырей в новых условиях. Если монастырь не мог себя содержать, то на его месте устраивали приходы, т.е. когда церковь существует за счет прихожан из ближайших селений.
Из-за этой реформы в Вологодской епархии количество монастырей сократилось в пять раз. В число упраздненных монастырей попала и Черноезерская пустынь, в отношении которой было проведено тщательное расследование. Выяснилось, что обитель крестьян не имела. В ней проживал престарелый (80-летний) иеромонах Иринарх, который исправлял богослужение в церкви. Ему помогали белые (немонашествующие) дьячок и пономарь. Жалования они не получали, довольствовались от земли, а также от "доброхотных подателей" и впредь содержать себя этим вполне могли.
Окончательный вывод комиссии был неутешителен: пустынь следовало упразднить. Иеромонаха Иринарха перевели в Глушицкий монастырь, а на месте Черноезерского монастыря епархиальные власти создали бесприходную церковь. В церкви служили священник, дьячок и пономарь, но прихода, т.е. прихожан, не было, ведь обитель находилась в глухом лесу. Ближайшей к пустыне приходская церковь была в семи верстах - в Ирме.
Священник и его помощники служили на Черном озере, не получая никаких доходов, исключительно ради того, чтобы послужить преподобному.
Так продолжалось до 1821 года.
Статья составлена на основании устного рассказа историка М. Г. Мальцева и глав из его книги "Антониева Черноезерская пустынь", напечатанных в приходском листе "Фонарик" храма Казанского образа Божией Матери (Шексна).
Опубликовано в газете «Звезда». № 5 от 24 января 2015 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии