История разделения церквей. А. П. Лебедев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Выдающийся русский учёный, автор обширного курса истории Восточной Церкви А.П. Лебедев родился в селе Очаково Московского уезда в семье священника. По окончании Московской Духовной Академии в 1870 г. был назначен на кафедру древней церковной истории и прослужил в МДА 25 лет. Профессор А.П. Лебедев пользовался большой популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Из его «школы» вышли более десяти магистров, пять его учеников заняли кафедры в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и Одессы. И хотя взгляды Лебедева часто и необоснованно подвергались критике, он был одним из самых популярных профессоров МДА.  Характеризуя литературную деятельность и заслуги А.П. Лебедева в области церковно-исторической науки, профессор А.А. Спасский писал: «Он не только поднял русскую науку на надлежащую высоту, но и привлёк к ней внимание учёного Запада, сделав её общеевропейским явлением». В книге рассказывается о причинах и «механизме» разделения Вселенской Христианской Церкви на Православную и Католическую.

Содержание:

 

Около середины IX века в недрах Византийской Церкви возникают сильные движения. Среди смут и нестроений возникают две церковные партии — игнатиане и фотиане. Они берут свои названия от имен двух Константинопольских Патриархов — Игнатия и Фотия, по два раза вступавших на Византийскую Патриаршую кафедру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Византия последних веков своего существования часто была местом беспорядков и неустройства. Это давало ее врагам готовое средство пользоваться ее положением в своих интересах. Таких элементов, благоприятствующих подобным враждебным замыслам, в особенности много накопилось в царствование Михаила Ш. И правительство, и Церковь представляли довольно элементов внутреннего разъединения, которые мешали правильному государственному и церковному строю.
 
 
 
 
Константинопольский Собор 861 года, происходивший в Константинопольской церкви св. Апостолов, служит выражением того значения, каким в свое время пользовался Фотий, и того могущества, каким обладала партия фотиан. К сожалению, актов этого Собора не сохранилось. Они были уничтожены, когда у кормила церковной власти на некоторое время снова появились игнатиане, постаравшиеся о том, чтобы сгладить следы бывшего торжества противоположной партии.
 
 
 
 
 
 
 
Папское посольство возвратилось из Константинополя в том же 861 году. Папа остался крайне недоволен действиями своих легатов. Вслед за возвращением папских послов в Рим, из Константинополя прибыло посольство от Фотия и Михаила Ш. Но это посольство не только не умиротворило Папу, а повергло его еще в большую досаду. Полученные от императора и Фотия письма говорили с Папой в таком роде, какого никак не могло выносить его гордое сознание своей власти и значения.  
 
 
 
 
 
 
 
Судьбы человечества изменчивы. И ничто так хорошо не доказывает этой истины, как история византийских императоров. В Византии не было редкостью, что крестьянин, солдат, конюх при благоприятных обстоятельствах достигали высшего земного величия — императорского престола, а истинные венценосцы при несчастном стечении обстоятельств, и даже в силу прихоти судьбы, неожиданно подвергались казни, как последние из преступников, или были искалечены, или насильственно становились монахами и заточались в монастырь.
 
 
 
Ближайшая цель сношений Василия Македонянина и Игнатия с Папой состояла в том, чтобы испросить у Рима легатов, которые, по прибытии в Константинополь, приняли бы участие в имеющем последовать Соборе, утвердили бы Игнатия на кафедре и осудили бы Фотия и фотиан. Все это требовалось совершить во имя папского авторитета и будто бы вследствие желания самой Византийской Церкви.
 
 
 
 
 
 
 
У большинства ученых утвердилось мнение, что в Византии и Византийской империи епископы были в полном рабском подчинении императорам, что Церковь была послушной слугой государства, что воля светских властителей была законом для иерархов. Для обозначения этих отношений светской и церковной власти в западной науке употребляется варварское слово: «цезарепапизм», которым указывается, что будто в Византии императоры в то же время были и первосвященниками, т.е. такими же полновластными распорядителями в делах церковных, как и в делах светских и гражданских.
 
 
 
 
 
Восстановление Фотия в патриаршестве должно было произойти торжественно. Решено было собрать Собор в Константинополе. И действительно, такой Собор собрался в 879 году и был обставлен так величественно, как немногие и из числа даже Вселенских Соборов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятно, Папа Иоанн VIII остался недоволен Собором 879-880 годов, потому что, как замечает один немецкий церковный историк, «Папа потерпел на этом Соборе самое решительное поражение и, сверх того самым постыдным образом был осмеян».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела Константинопольской Церкви при достопамятном Патриархе Фотии в IX веке было отражено с замечательной силой этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих Восточной Церкви. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет, и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела Восточной Церкви в целях господствования над нею.
 
 
 
 
 
 
Это взаимное анафематствование Римской и Константинопольской Церквей стало исключи-тельно важным историческим событием. И хотя в ближайшее к этому время никаких других столкновений история не наблюдает, однако же церковное единение всецело было разрушено.