ИСТОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ. Митрополит Калужский и Боровский Климент
Первые три казни египетские, предсказанные Моисеем, – превращение воды в кровь, засилье жаб по всей земле, по всем жилищам, нападение несметного множества блох на скот и людей — были обращены не только на египтян, но и на евреев. За что же Бог наказывал Свой народ?
В Библии сказано, что евреи пришли в Египет во время великого голода, пользуясь покровительством Иосифа, которого прежде братья продали в рабство, а Бог промыслительно сохранил и возвысил его в чужой стране (см. Быт. 37—47). Благодаря талантам Иосифа как государственного деятеля его отец и братья были приняты фараоном с почетом и уважением. Полученный в Египте высокий кредит доверия евреи могли использовать, чтобы обратить язычников к Единому Истинному Богу. Вместо этого они не только растеряли свою веру, но и заразились от египтян язычеством.
Духовный регресс евреев низвел их до положения рабов и физического истребления. Та же последовательность падения прослеживается и в Адаме: как только он разорвал союз с Богом, его постигла духовная смерть, а затем последовала смерть физическая. Эта закономерность известна всем внимательным к своему духовному состоянию людям: сначала человек переступает через свою совесть, а затем следуют душевные и телесные скорби. Потому игумен Никон (Воробьев) вслед за святыми отцами говорил: «Не хочешь скорбей — не греши».
Когда Моисей по повелению Божию вернулся в Египет, он увидел толпу рабов – ропщущих, унывающих, трусливых, упрямых, не доверяющих ни его словам, ни чудесам, которые ясно показывали, что он посланник Божий. Что уж говорить о египтянах — они тем более не поверили ему. И чтобы все эти люди окончательно не погибли в своих заблуждениях, первые казни Господь насылает на всех, кто жил в Египте.
И только четвертая казнь – нападение слепней или оводов на скот и на людей, обрушивается исключительно на египтян. Неужели Бог пожалел одних, а мучения других решил продолжить? Разумеется, нет. Прекращение казней в отношении евреев свидетельствует, что они ранее египтян опомнились от заблуждений и откликнулись на вразумления Божии. Им хватило трех ударов, чтобы прийти в себя.
Так происходит первое разделение между жителями Египта – на тех, кто смирился перед Богом и доверился Ему, и на упорствующих в своем невежестве людей, которые продолжали ждать помощи от идолов, цепляясь за свои привычные суеверия. Архимандрит Ефрем Филофейский говорит, что «какой бы грех ни совершил человек, если он смирится, Бог его не наказывает. Если же не смиряется, то Бог начинает его бить, пока тот не попросит прощения». Даже чтобы сохранить человеку физическое здоровье, часто бывает необходимо применить смертельно опасное хирургическое вмешательство. Вот и Богу порой приходится весьма болезненно избавлять человека от духовной смерти, но всякий раз Он «бьет» грешника не ради его гибели, а ради спасения. Так было и в истории египетских казней: пройдя через опыт великих страданий от череды Божиих ударов, многие упорные сердцем египтяне начали меняться.
Таким путем, через испытания, Господь формировал Свой народ. Ведь изначально избранного народа — еврейского или какого-либо еще, не было. Начиная от единственного человека — великого праведника Авраама, возникает его история и разрастается, подобно древу, корень которого — Авраам, его непоколебимая вера в Бога, а ветви — потомки Авраама: Исаак, Иаков, Иосиф и другие, подобно им принявшие веру в Бога как своего Спасителя.
В ходе египетских казней возможность стать причастными народу Божию открылась не только для евреев, но для всех живших тогда в Египте: и фараон, и надсмотрщик, и раб-еврей — каждый из них мог услышать обращение Господне. И надо признать, что многие сумели расслышать Божественный призыв, откликнуться на него и действительно изменить свою жизнь. Ко времени выхода из Египта к избранному народу примкнули люди разных племен. Как свидетельствует Священное Писание, кроме сынов Израилевых «множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исх. 12, 38). Это были те, кто увидел Истину в Едином Боге и вверил себя Его покровительству.
История зарождения, умножения и воспитания народа Божьего — сущность всей ветхозаветной эпохи, которая была необходима, по разъяснению святителя Григория Паламы, для рождения в недрах этого народа Пресвятой Пречистой Девы, способной послужить тайне Боговоплощения. В продолжение всего ветхозаветного пути человечества Господь постепенно предочищал родовое древо Христа. Неслучайно история Нового Завета начинается с Его родословий (см. Мф. 1, 1—16; Лк. 3, 23—38). В них есть не только имена потомков Авраама, но и язычников, которые узнали Господа и остались верными Ему.
Новые ветви избранного народа Божия – Церкви Христовой по сей день прирастают и будут прирастать до конца земной истории — это условие существования человеческого рода. Как во времена казней египетских, так и ныне каждый самостоятельно определяет: будет ли он ветвью плодоносящей, которую Бог очищает и питает, чтобы она принесла благой плод, или сухостойником — человеком, упорно служащим собственным идолам, главным из которых является он сам со своими земными запросами и страстями.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии