История о святом без дня памяти

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Блаженный Феодорит Кирский. Фреска. Фото: dishupravoslaviem.ru

О житии и трудах богослова и участника IV Вселенского собора, блаженного Феодорита Кирского в материале нашего постоянного автора, протоиерея Владимира Долгих.

Я уже как-то писал, что среди православных святых есть такие люди, о которых мы весьма мало знаем, но при этом каждый из них в свое время сыграл значительную роль в истории становления и формировании христианского богословия.

В данном случае наша любознательность может быть удовлетворена хотя бы потому, что их имена мы встречаем в святцах или календарях, но есть также и святые, кто не имеет своего отдельного дня памяти. Речь идет о блаженном Феодорите Кирском. Написать о нем я решил в связи с тем, что 23 октября его память почитают в католической церкви. В Православии же молитвенно вспоминать о блаженном Феодорите принято вместе с сонмом отцов IV Вселенского собора.

Блаженный Феодорит Кирский – один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века.

У нашего святого, как воспитанника Антиохийской школы богословия, в ранний период творчества, были некоторые идеи созвучные с ересью несторианства, при этом, однако, он все-таки подписал осуждение Нестория. Безусловной заслугой блаженного Феодорита можно считать достаточно большой корпус сочинений связанный с толкованием книг Ветхого и Нового Заветов, а также ряд исторических и догматических трактатов. Но сказать несколько слов я хотел бы не о его богословских взглядах, а о нем самом и, описанных им в замечательном труде «История боголюбцев», сирийских подвижниках.

Блаженный Феодорит Кирский является одним из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века. Родился он в семье богатой, благородной и благочестивой в 387 году, в Антиохии, ныне Турция. Его мать в течение тридцати лет носила крест бесплодия, а забеременела молитвами сирийского подвижника Македония Критофага. Воспитывался мальчик в монастыре в 65 милях от своего родного города, а после смерти родителей раздал бедным все унаследованное богатство и был пострижен во чтеца. Помимо молитвы и прочих подвигов он уделял немало времени также обучению. В 423 году блаженный Феодорит, против собственной воли, был взят из монастыря и рукоположен в епископы.

На кафедре города Кир Феодорит занимался не только пастырской и учительной деятельностью, но принимал активное участие в соблюдении чистоты веры и обличении возникавших тогда ересей. Вот здесь и начинаются определенные столкновения блаж. Феодорита со святителем Кириллом Александрийским.

Воспитывался мальчик в монастыре в 65 милях от своего родного города, а после смерти родителей раздал бедным все унаследованное богатство и был пострижен во чтеца.

Однажды, когда Феодорит находился в Антиохии, Иоанну Атиохийскому пришли письма от папы Целестина и святителя Кирилла, в которых владыка Иоанн обличался как сторонник несторианской ереси. По совету Феодорита Иоанн хочет написать некоторое исповедание как свидетельство чистоты веры, но в это время святитель Кирилл формулирует свои знаменитые 12 анафематизмов против Нестория, которые сирийским владыкам не понравились. Здесь в качестве ремарки нужно сказать, что, не смотря на положительную роль этих самых анафематизмов, к ним есть ряд вопросов, более в того, впоследствии монофизиты, в противостоянии православным, ссылались на труды святителя Кирилла.

Возникший конфликт усугубился еще и тем, что Иоанн поручил Феодориту опровергнуть анафематизмы Кирилла, что тот и исполнил.

В это время в Эфесе полным ходом шла подготовка к III Вселенскому собору. Приглашения получили и Иоанн Атиохийский, и Феодорит Кирский. Но не желая портить отношений как с Несторием (к которому они тогда еще относились благожелательно), так и со святителем Кириллом, от участия в соборе они отказались. В связи с этим Эфесский собор лишил Иоанна и Феодорита церковного общения, но примирение не заставило себя ждать. Вскоре сам Кирилл Александрийский был обвинен в ереси аполлинарианства из-за чего, для снятия с себя подозрений, он пишет послание к Акакию Беррийскому где подробно излагает свое исповедание. Это сочинение попало в руки Феодориту благодаря чему он окончательно и навсегда примиряется со святителем Кириллом.

IV Вселенский Халкидонский собор. Василий Иванович Суриков. Эскиз росписи южной стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве. 1876

Далее, после целого ряда испытаний, связанных с возникновением ереси Евтихия, Разбойническим собором Диоскора Александрийского и противосиянием императору Феодосию Младшему, ставшему на сторону еретиков, блаженный Феодорит подает прошение участникам Халкидонского (IV Вселенского) собора о пересмотре его сочинений на предмет выявления несторианских идей. Отцы отвечали ему, что в подобных действиях нет необходимости, а достаточно будет лишь того, чтоб блаженный Феодорит отрекся от Нестория и произнес ему анафему, что, в общем-то, он и исполнил. После этого, Феодориту Кирскому была возвращена епископская кафедра, а император Маркиан отменил указы Феодосия.

Прибыв в Кир, он управлял своей епархией вплоть до смерти в 458 году.

Теперь же, в назидание для нас с вами, хотелось бы сказать несколько слов о некоторых примечательных особенностях подвига сирийских старцев, дошедших до нас благодаря упомянутому уже труду блаж. Феодорита.

Вот, например, Саламан, живший в маленькой хижине на западном берегу Евфрата недалеко от селения под названием Каперсана. Содержание его подвига заключалось в том, что он умер для этого мира и никак не реагировал на внешние обстоятельства. Выразилось это в последующих событиях. Однажды епископ указанного городка решил рукоположить подвижника в священники при этом пришел к нему и приказал «проломить часть стены, [потом] он возложил руки на Саламана, совершил молитву, многое ему сказал, объяснил, какая благодать ему дана, и затем удалился, не услышав в ответ ни одного слова. После этого архипастырь повелел заделать пролом в стене».

В другой раз жители родного селения Саламана пришли к нему, разрушили его хижину, перенесли подвижника к себе и поселили его в хижину подобную прежней. Интересно события развиваются дальше. «Через некоторое время, – пишет блаженный Феодорит, – жители другого селения, лежащего на противоположном берегу реки, так же придя ночью и разломав хижину, отвели молчальника к себе». При этом сам Саламан не проронил ни слова и не оказал никакого сопротивления.

Интересная ситуация произошла с духовником матери блаженного Феодорита, старцем Македонием.

Другой подвижник – Публий, всегда носил с собой весы и тщательно взвешивал хлеб своих последователей, а найдя его выше нормы, сильно негодовал и называл нарушителей чревоугодниками. Не редко случалось и так, что после смерти святого за право обладания его телом возникали достаточно жестокие споры между жителями разных населенных пунктов. Вот, например, для захвата мощей старца Марона полностью вышло целое и достаточно крупное селение, т.е. они сделали так, чтоб их массовости не смогли противостоять представители других городков.

Интересная ситуация произошла с духовником матери блаженного Феодорита, старцем Македонием. На склоне его лет Антиохийским епископом был поставлен святитель Флавиан. Узнав о подвиге Македония он захотел сделать его священником. Молчальник не соглашался и тогда Флавиан пригласил его к себе якобы из-за поступившей жалобы. Когда Македоний прибыл, то святитель перед богослужением подвел его к алтарю и удостоил иерейского сана. Примечательными являются здесь последующие события. Вот, что пишет блаженный Феодорит: «Когда Литургия завершилась, кто-то объяснил ему это – ибо Македонии был в полном неведении относительно происшедшего, – то старец сначала стал браниться и разить всех присутствующих гневными словами, а затем схватил посох (ибо вследствие старости он обычно ходил с ним) и погнался за самим архиереем и за всеми, кто там был, так как он решил, что хиротония лишила его горней вершины и вожделенного образа жизни».

Можем ли мы сегодня представить, чтоб кого-то насильно рукополагали, а этот кто-то гонялся за епископом с палкой?

Подобных рассказов у блаженного Феодорита Кирского целое множество, поэтому, всем кто с ними еще не знаком я советовал бы не пренебрегать «Историей боголюбцев». Все эти истории, с одной стороны, вызывают улыбку, а с другой – понимаешь, что такие подвиги становятся достоянием прошлого.

Нам же, современным христианам, остается только смотреть, читать и слушать, пытаясь хоть в маленькой толике воплотить их в собственной жизни.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/65875-istorija-o-svyatom-bez-dn...