История необычной святой, которую считали мужчиной
Постом Церковь настойчиво призывает нас к воздержанию, к аскезе. А что такое аскеза? Способ достижения духовных целей через самодисциплину, самоограничение, самоотвержение. И если грех — это болезнь, то, как при любой болезни, чтобы выздороветь, нужно соблюдать режим. А когда не хватает ни силы, ни воли — искать примеров для подражания. Да, не всем дано стать героями, но наши герои — святые, они всегда помогут, если попросить.
Брак по любви
Константинопольская аристократка Анастасия Патрикия чуть было не стала византийской императрицей — в 548 году Юстиниан Великий, овдовев, хотел на ней жениться.
В юности он полюбил лицедейку Феодору, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме (сначала это были просто клубы болельщиков, но со временем на них возложили еще и организацию зрелищ). В то время лицедейство и проституция мало чем отличались, и о Феодоре ходили недобрые слухи. Естественно, такой брак вызвал протест императрицы Евфимии, супруги его предшественника. Но Юстиниан не отступился: после кончины Евфимии он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей свое прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. И свадьба состоялась.
Жила императорская чета в любви, согласии и взаимной преданности, и христианин Юстиниан любил и почитал христианку Феодору до самой ее кончины, найдя в ней верную помощницу, к которой прислушивался даже в государственных делах.
Брак по расчету — что не срослось?
Но когда жена умерла, император решил подправить репутацию второй женитьбой на добродетельной вдове из хорошей семьи по имени Анастасия.
Казалось бы, счастливый поворот судьбы: мало того, что предложение делает сам император, так он еще и брат во Христе, защитник Церкви, инициатор Пятого Вселенского Собора. Для женщины из высшего имперского общества — блестящая партия. В этих кругах вообще редко женились по любви. Зато богатые, привыкшие к роскоши, блестяще образованные римские дамы часто совсем не прочь были с помощью удачного брака попробовать себя в политике.
Но что делать, если женщина выбрала не императора, а Христа? Анастасия тайно сбежала из столицы.
Вообще-то, в те времена женщины, решившиеся на иночество, селились все-таки не в египетской пустыне, а в более обитаемых местах — либо в пригородах Александрии, как Феодора или Синклитикия, либо поближе к Нилу, как амма Сарра, которая, как свидетельствует Палладий Еленопольский, «пребывала шестьдесят лет подле реки». Но там императору, если бы он воспринял ее бегство как личное оскорбление, ничего не стоило ее найти.
И Анастасия укрылась в пустынном скиту у старца Даниила. Тот, чтобы обезопасить стремившуюся к иночеству женщину, дал ей монашескую одежду, в которой пола не различить, стал называть Анастасием-евнухом и благословил поселиться в уединенной пещере.
«Смотри, даже женщины побеждают сатану!»
Все мы знаем об отцах-пустынниках — первых иноках, которые в IV— VI веках уходили в пустыни для уединенных молитв и аскетических подвигов. Но Палладий Еленопольский, ученик Иоанна Златоуста, в своем «Лавсаике, или Повествовании о жизни святых и блаженных отцов» рассказывает не только о трудах «святых отцов, монахов и отшельников», но и о тех досточтимых матерях, «кои с мужским и совершенным разумом свершают труды добродетельных подвигов». Хотя, по представлениям тогдашних отшельников, женщине в пустыне не место — не только потому, что жизнь там тяжела и опасна, но и потому, что ее присутствие в монашеской среде — источник постоянного искушения.
И все-таки были монахини, которые инкогнито жили в пустыне, переодевшись в мужскую одежду. По свидетельству двух старцев, они, идя по пустыне близ Скита (одной из первых крупных монашеских общин), услышали «слабый голос, раздававшийся из‑под земли», и обнаружили в пещере старую больную монахиню, которая подвизалась там тридцать восемь лет. И она сказала им: «Я служу Христу, не испытывая ни в чем недостатка и никого не видя. Господь послал вас, чтобы похоронить тело мое».
Такие примеры напоминали отшельникам, что им не следует кичиться своим уходом в пустыню, поскольку и женщины поступают так же. «Смотри, — говорил авва Виссарион своему ученику, — даже женщины побеждают сатану!»
«Я служу Христу, не испытывая ни в чем недостатка»
По свидетельству Даниила Скитского (VI век), Анастасия прожила в строгом затворе 28 лет. Хлеб и воду ей раз в неделю приносили из монастыря и оставляли у входа. Только почувствовав приближение смерти, попросила она старца Даниила прийти, и тот успел исповедовать и причастить ее. По преданию, только переодевая подвижницу перед погребением, послушник старца обнаружил, что это женщина, и старец рассказал ему ее историю.
В 1200 году мощи преподобной Анастасии Патрикии перенесли в Константинополь и положили в храме Святой Софии.
***
Спаситель предупредил: трудно богатому войти в Царство Небесное, и, чтобы никто не пропустил это мимо ушей, даже усилил: и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф 19:23). Но большинство из нас считает, что к нам-то это точно не относится. А почему, собственно? Мы так же дорожим материальными благами, нам важен комфорт — ну разве что всего этого у нас поменьше.
Патрицианка Анастасия прошла «сквозь игольные уши». Но ведь Христос всем нам сказал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). А вдруг и мы сможем? Во всяком случае, стоит попробовать. Хотя бы Великим постом.
Автор Марина Борисова
https://foma.ru/istorija-neobychnoj-svjatoj-kotoruju-schitali-muzhchinoj...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии