ИСТОРИЯ НЕ УКАЗ БОГОСЛОВИЮ!
При обсуждении богословских вопросов постоянно сталкиваюсь с аргументацией от истории. Говоришь: Церковь на основании Священного Писания и святых отцов учит однозначно так-то и так-то. А тебе в ответ: Но ведь в истории было и так и эдак; поэтому не все так однозначно, на все можно посмотреть с другой стороны, все можно и нужно понимать в зависимости от исторических условий.
Здесь подразумевается, что истину по всем вопросам, во всех областях знания следует устанавливать на основании исторического подхода, историзма. История – учительница жизни во всех ее проявлениях. Она есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. За этой абсолютизацией истории стоит абсолютизация человека, то есть горделивый гуманистический антропоцентризм, непримиримо противопоставляющий себя смиренному христианскому теоцентризму.
Однако сама по себе историческая наука ничего ни доказать, ни опровергнуть не может. Она, как и любая другая наука, как и сам человек, в принципе не самодостаточна, относительна, ограничена во всех своих базовых аспектах.
История ограничена по своему предмету, ибо рассматривает лишь мизерную часть от изучаемого целого. Пытаясь познать жизнь человека во времени, она способна работать лишь с малой частью прошлого и настоящего, но не имеет доступа к будущему.
История ограничена по своим источникам. Ее выводы предопределяются их доступным количеством и содержательным качеством. Количество источников всегда уступает необозримому количеству исторической действительности. Содержание же доступных источников всегда частично, противоречиво, неоднозначно, сомнительно.
Принципиальная ограниченность источниковедческой базы предопределяет ограниченность исторической, сравнительной методологии.
История ограничена по своему субъекту. Историк – это крайне слабый, ограниченный по времени, пространству, физическим силам, интеллектуальным способностям человек. Как любой человек он всегда субъективен, всегда предвзят; его научная позиция всегда обусловлена его мировоззрением, сформировавшимся под определяющим воздействием внешних условий. Историческая объективность – лишь горделивый миф светского сознания. История всегда стремится к объективности, но никогда ее не достигает. Это принципиально недостижимая цель для нее.
В результате всех своих усилий историки приходят к ограниченным, условным, относительным, сомнительным, противоречивым, предположительным выводам. Историческое знание кардинально гипотетично и не надежно. На гипотезах ничего не построишь. Гипотезы ничему не учат, они лишь усиливают сомнение. Сомнение же ничего, кроме пустого декартовского «сомневаюсь, следовательно, существую» дать не может.
На всякий исторический прецедент находится другой, ему противоречащий. На всякое историческое обобщение найдется другое, его опровергающее. Слово борется со словом, гипотеза с гипотезой, концепция с концепцией, теория с теорией. История – это бесконечная полемика о «фактах» и их взаимосвязях, непрестанное столкновение вероятностных предположений.
Поэтому история не может быть мерилом для богословия. Исторические «факты» не могут быть источником, критерием для установления богословских истин. Напротив, лишь богословские истины являются абсолютным критерием для понимания исторических реалий, поскольку их критерием является Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и Предании.
В отличие от истории и прочих относительных человеческих наук православное богословие является абсолютным, божественным по своему «Предмету», «Источнику», «Субъекту», методологии, утверждениям, «Цели». Оно исходит из Бога, Богом живет и к Богу направляется. Человеческая субъективность здесь преодолевается светом очищающей, освящающей и преображающей благодати в Церкви Христовой.
История смотрит на все с точки зрения времени. Богословие же свидетельствует обо всем с точки зрения вечности, являет эту вечность, преображает все ее немерцающим светом. Поэтому история всегда ущербна, богословие же всегда целостно.
«Вечность – не уничтожение времени, а его абсолютная собранность, цельность, восстановление, ‑ писал в своих Дневниках прот. Александр Шмеман. ‑ Вечная жизнь – это не то, что начинается после временной жизни, а вечное присутствие всего в целостности. "Анамнезис": все христианство это благодатная память, реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас и здесь. Поэтому все религии, всякая духовность, направленные на уничтожение времени, суть лжерелигии и лжедуховность».
Да, в истории можно найти огромное количество прецедентов, которые противоречат богооткровенному православному вероучению и практике. Но что это доказывает? Только то, что все их следует оценивать как не православные. И более ничего.
Итак, православное богословие есть мера истории, мера всех вещей! Ведь его мера - Сам Господь наш Иисус Христос!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии