История гностицизма в раннем христианстве. Олег Валецкий
Манихейство
Продолжение
Как раз у Элксая[1] и заимствовал часть своего учения Мани (Манихей), отец которого и был членом секты элькесайты.
Как пишет арабский автор ан-Недим, Мани был сыном Марии, принадлежавшей к правившей ещё в год рождения Мани (216 г. после Р.Х.) парфянскому царскому роду Аршакидов.
Эту династию в 226 году после Р.Х. сменила персидская династия Сасанидов. Точное место рождения Мани не выяснено, но скорее всего это было Междуречье (Месопотамия). Отец Мани – Патик, согласно ан-Недиму, был членом христианской секты элькесайтов или крестителей, в которую он пришел из язычества[2].
Уйдя из общины в возрасте 24-х лет вместе с двумя другими её членами, Мани, к которому присоединился в дальнейшем его отец после путешествия в Индию, где он основал религиозную общину своих последователей, затем начал основывать такие же общины в Междуречье, Иране и в соседних Сирии и Египте. В двух последних римских провинциях были. как уже напоминалось выше, две главные гностические школы: Александрийская и Антиохийская, поэтому неудивительно быстрое здесь распространение учения манихеев.
Шапур (242-272/273 г.г.), сын Ардашира, основателя царской династии Сасанидов и соправителя последнего парфянского царя Артабана, приблизил к себе Мани и разрешил ему проповедовать свою веру по всему царству. Именно это и выделило манихеев из других гностических сект, но именно это и привело в дальнейшем к гонениям на них, так как манихеи поколебали основы Иранского царства.
Шапур, победивший римского императора Валериана в битве при Эдессе в 260 году, сам заложил будущее ослабление собственного царства, поддержав Мани. Впрочем, старший сын Шапура – Бахрам Первый (273/274-277), заключил Мани под стражу, затем казнил его в 276 году и начал гонения против манихеев. Последние тогда начали массово бежать в Трансоксиану (в Среднюю Азию).
Сам Мани был участником той борьбы, которая началась в среде персидских магов зороастризма, после того, как победой над парфянам династия Сасанидов стала вводить зороастризм как обязательный элемент политического устройства, в отличие от религиозно терпимой парфянской династии Аршакидов.
В итоге, между магами начался конфликт, в котором стороны разделились на тех, кто считал что «добрый» Ормузд и «злой» Ариман подчиняются одному верховному божеству и на тех, кто проводил в жизнь строгий дуализм.
Мани смешал в одно с рядом христианских обрядов и ритуалов, сделал таким образом «псевдохристианство», включая в него элементы учения древних гностиков о «Софии», как и учения Заратустры о извечной борьбе Ормузда и Аримана.
Согласно Кириллу Иерусалимскому (Шестое катехизическое поучение), сам Мани христианином не был, а лишь «вором чужих порочных учений». имея в виду учения не только Элькасая, но и еретиков Маркиона и Бардайсана.
«Откровение», полученное Мани в день коронования Шапура, как соправителя своего отца Ардашира, сродни «откровениям», полученным прочими сектантами. Так называемый ангел – «Двойник» был его оккультным учителем, научившем его великой ереси – называть себя Параклетом – воплощением Святого Духа.
Мани два раза получал такие откровения: в 12 лет и в 24 года, но этого хватило, чтобы, вовлекая в ереси огромное число тех, кто только начал знакомиться с христианством, отвратить от истинного христианства тех, кто ещё не успел его встретить.
Для язычников учение Мани, в котором рядом с именем Христа соседствовало поклонение Солнцу и Луне, было вполне приемлемо, ибо не требовало от них отречения от собственных языческих заблуждений. Эти заблуждения можно было легко совместить с манихейством. Ведь существование «Бога света» и «Отца величия» подразумевало в манихействе наличие ещё нескольких божеств называвшихся как – Мать жизни, Первый человек, Возлюбленный светов, Великий строитель, Живой дух, как и Шесть сыновей «Бога света» - Светодержец, Великий царь чести, Адамант света, Царь славы и Омофор.
Еще один, по сути, бог Мани – Первый человек имел своих шесть сыновей. Затем у Мани был еще третий посланец, вызванный Отцом величия, и вызванная уже им-третьим посланцем Дева света. Затем у Мани есть ещё и «Иисус-сияние» и вышедший из него Ум света, действующий уже через свои эманации -»апостолов света» и двойников, а всю эту картину дополняет Столп славы – эманация Третьего посланника.
Если же к этому добавить ещё Царя Тьмы, ничем фактически не уступающего по силе Отцу величия, и подчиненных ему царей пяти эонов его царства тьмы и добавить архонтов тьмы, которые то изнывают от безумия, то создают людей и дождь, а то с них (архонтов) снимают кожу, то в такой системе легко могли найти себе место все боги язычников.
Как справедливо писали критики Мани, они в своей мифологии превзошли эллинов. Чего стоит только их миф о пяти Отцах – богах, вышедших один из другого. У эллинов таких порождений было всего три, а не пять. При этом каждый из «отцов» у манихеев имел свою эманацию. Так Отец величия имел три эманации – Первую мать, Возлюбленного светов и Третьего посланника.
Третий посланец, бывший одновременно и эманацией Отца величия и вторым Отцом, имел также три эманации: Столп славы, Иисус-сияние и Дева света.
Третьим Отцом уже был Иисус-сияние, также с тремя эманациями: Ум света, Великий судья и Дитя.
Четвертым Отцом уже был Ум света со своими тремя эманациями: Апостол света, Двойник, Вид света.
Наконец, пятый Отец – это Вид света, у которого нет эманаций, но зато есть три ангела, постоянно сопровождающих его.
Все это было практически переложением эллинской мифологии на псевдохристианский лад.
Дуализм, то есть теория об извечном существовании двух начал – доброго Бога и злой материи было традиционно для эллинистической философии. Эта философия и была фундаментом в гностических школах. Манихеи здесь не внесли ничего нового, а лишь популяризовали гностические идеи в народных массах как Рима, так и Ирана, Трансоксии, и даже Индии и Китая. Различные же имена, как и различные мифологические «построения» манихеев были в данном случае лишь вторичны по отношению к идее дуализма. Интересно лишь использование манихеями термина «шехина». Интересно потому, что этот термин использовался позднее в Каббале, возникшей во все том же Междуречье (Месопотамии).
Что же касается мифологии, то ее манихеи имели схожую с христианскими гностиками, то есть с Демиургом, архонтами, «матерями жизни», «великими строителями» и прочая.
Надо заметить, что такую же мифологию употребляли и гностики ХХ века вроде Даниила Андреева и его «Розы мира». Схожесть здесь объясняется достаточно просто, ибо та бездна, откуда черпали гностики всех времен свои мифы, имела достаточно ясную цель, заключавшуюся в создании псевдохристианства, тесно связанного как с гностическими идеями, так и с магическими ритуалами. Это было что-то вроде современной сайентологии, в которой можно верить во все, что угодно, и заниматься при этом магией. Столь же типична у манихеев была и астрология, которая ими была усвоена от Вавилона.
Различные нюансы в толковании роли той или иной планеты были характерны для разных астрологических толкователей, и манихейская школа астрологии здесь исключения не представляла.
Деление манихеев на «избранных» и «слушателей» ныне известно уже на примере последующей ереси катаров и, собственно, ничего нового не представляет.
Также и еретичное мнение манихеев о том, что Христос не мог родиться по плоти от Девы, тоже достаточно типичная ересь, широко известная по ереси Ария, и лишь не исследованность темы не дает возможности провести прямую связь между манихейством и арианством. Между тем влияние ереси Маркиона на то же арианство отчасти можно признать.
Мир, согласно Мани, делился на пять чистых и пять нечистых стихий, а мир духов на двенадцать добрых и на двенадцать злых духов или эонов. Эон «матери жизни» и производит эон Первого человека или «Исуса», который у Мани опять-таки делится на «бесстрастного Исуса» и на «страждущего Исуса», поглощенного тьмой демонов в ходе борьбы с последними и представляющего собою видимый материальный мир, в котором «злая» материя перемешана с «добрым» духом.
Сам змей-искуситель у Мани оказывается «бесстрастным Исусом» тогда, как человек и жена созданы сатаной, соответственно создавшего и религии, в том числе иудейство. На кресте, согласно Мани, страдал «бесстрастный» Исус только видимым образом, с тем, что само христианство есть лишь плод извращений его учеников, тогда как новый эон - «дух Параклит» послан в мир и он воплотился в Манесе.
Мани получил благонаклонность иранского шахиншаха Шапура Первого и на пару десятков лет в Иране была установлена система управления, похожая с военным коммунизмом Троцкого и идеологией китайских хунвейбинов, являвшейся типичной сектой, что описано еще Игорем Ростиславовичем Шафаревичем в книге «Социализм как явление мировой истории».
Хотя сам Мани при следующем шахиншахе был в 276 году казнён, но его последователи во главе с Маздаком смогли завоевать большое политическое влияние в Иране. Так как они исходили из существования двух категорий людей, то причисляя себя к детям доброго бога, делали вывод, что грех над ними не властен и потому, что бы они не сделали, заранее им прощалось, что, в свою очередь, вело их ко вседозволенности во всех областях жизни. Данная секта сурово преследовала всех своих противников, в том числе персидскую аристократию, истребляя целые роды, что шахиншахам в определенной мере шло на руку.
Манихейство распространившись из-за границ Ирана, представляло большую угрозу и для Римской империи, так что против нее боролся как язычник Диоклетиан, так и императоры в Константинополе.
Учение Мани (Манихея) нанесло христианству в Египте, Сирии и Месопотамии большой вред.
Евсевий Кесарийский самого Мани обвинял, прежде всего, в том, что он, будучи «одержимым злым духом», провозглашал себя то Христом, то Святым Духом. Тем самым Мани представлял собою угрозу христианской вере.
Мани, пожалуй, был одним из первых, если не первым, антихристом в том смысле, в котором о нем предсказано в Евангелии, так как он собою пытался подменить Иисуса Христа, стремясь обмануть «избранных», то есть православных христиан.
Обычаи же манихеев известны из описанной Епифанием Кипрским гностической ереси Барбело, а столь же схожа с некоторыми гностическими сектами и описанная Епифанием склонность манихеев к магии. Епифаний Кипрский в своем труде «Опровержение всех ересей» манихейство воспринимал как орудие дьявола, направленное против христианской веры.
Идея о том, что тело человека – творение «плохого Бога», достаточно стара и описана Епифанием Кипрским. Ныне она известна из средневековой ереси катаров. Столь же стара и известна идея о переселении душ у манихеев. Известен и тезис манихеев о том, что создание человека, как и самого Ветхого Завета, якобы дело «архонта тьмы», которым Мани назвал Бога Саваофа.
Как пишет Феодорит Кирский в «Краткой истории еретических вымыслов», манихеи обожествляли Солнце и Луну, но при этом считали, что ни одна из частичек материи не достойна спасения.
Также и Леонтий Византийский в сочинении «О сектах» пишет, что для манихеев часть книг Ветхого Завета – творение «плохого Бога», а само воплощение Христа, как и его распятие, были мнимыми.
Захарий Митиленский в своем труде «Семь глав с анафематизмами против манихеев» Скифиана и его ученика Буду называет учителями Манихея. Захарий Митиленский обвиняет Манихея в том, что Отец величия Манихея произвел двенадцать богов – эонов, а те в свою очередь – сто сорок четыре бога.
О пристрастии манихеев к колдовству и грехам пишет, и пресвитер Тимофей в своем сочинении «О еретиках, которые приходят в церковь».
О склонности манихеев к сексуальным извращениям, чем были известны и средневековые катары, пишет и Захарий Митиленский.
Так же, как и катары, манихеи верили в то, что существуют души изначально добрые по природе и изначально плохие. Об этом писал и Августин в своем труде «О ересях». При этом Августин писал о существовании в среде манихеев трех направлений, одно из которых, называвшееся катаристами, было известно по кощунствам сексуального характера.
Первый европейский историк манихейства Исаак де Бособр (1659-1738), будучи протестантом, отрицал истинность того, что писали о манихействе православные авторы, такие как Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский и блаженный Августин.
Бособр как веродостойные источники признавал лишь писания собственно манихея Фавста.
Между тем основные положения манихейства – дуализм и есть мифология о Демиурге и архонтах, типичны для антиохийской гностической школы. Это легко проверить, сверив то, что писали манихеи и то, что писали гностики антиохийской школы, оказавшие большое влияние на Мани-Маркион и Бардайсан.
Отличие манихейства в том, что оно возникло не в христианской среде Византии, а в Иране и потому вобрало в себя большое количество элементов из зороастризма.
В отличие от гностиков манихеи влияли на христианскую среду извне, а не изнутри.
Собственно святой Ефрем Сирин, боровшийся против манихейства, не испытывал сомнений в связях манихейства и христианских еретиков того времени.
Да и языческий философ Александр Ликопольский, реагируя на проникновение манихеев в Верхний (Южный) Египет, называл их христианской ересью[3].
А.Л. Хосров в своей книге «История манихейства» пишет, что на основе найденных в египетском оазисе Дахля в селе Келлис частных писем и деловой переписки видится, что в этой деревне соседствовали язычество, христианство и манихейство.
Вероятно, язычество, пустившее в Египте глубокие корни, благоприятствовало распространению в народе манихейства, которое, пытаясь стать новой религией, стремилось привлечь как можно больше сторонников.
Успех манихеев в Египте, где они (проповедник Адда) основали в 240 году общину в Александрии, а затем и в Ликополе, не могло обойтись без поддержки гностиков, имевших свой центр в Александрийской школе гностиков.
Как пишет А.Л. Хосроев, их появление совпало с усилением христианства. Тем самым манихейство подключилось к делу разложения церкви ересью, что, безусловно, с одобрением было поддержано гностиками Египта.
После захвата Египта арабами, манихейство исчезло.
Однако в Средней Азии манихеи, создав т рансоксианскую общину, смогли пережить завоевание арабами в 710 году этой области. Более того, проповедники из числа трансоксианской общины смогли в 762-763 годах обратить в свою веру и Уйгурский каганат, чей каган Бегю принял манихейство.
Однако, после разгрома уйгуров сначала кыргызами в 840 году, а затем и китайцами в 843 году, с манихейством было покончено, так как китайцы начали преследовать манихеев.
В «Опровержение всех ересей» Епифания Кипрского, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Гимнах против ересей» Ефрема Сирина, в «Краткой истории еретических вымыслов» Феодорита Кирского, в блаженного Августина, манихеи перечисляются в одном ряду с другими тогдашними гностическими сектами. Называть последних христианскими достаточно тяжело было для тогдашних авторов, так как гностицизму, по сути, языческой мифологии, был придан псевдо христианский вид.
Хотя в Седьмом веке полемика христианских авторов против манихеев спала, однако, это произошло лишь потому, что ересь манихеев, по сути, преобразилась в ересь павликиан. При этом обвинения в адрес церкви, что она подавила манихеев, у современных критиков почему-то не соседствуют с такими же обвинениями в адрес зороастрийцев, а потом и мусульман, подавивших эту ересь в Иране и Средней Азии.
Даже в уйгурском каганате эта ересь, хоть и ставшая одно время официальной религией, затем также была подавлена.
Манихейство отличалось от других школ лишь лучшей организацией и популярностью в народе. Как раз последнее и привело к репрессиям против манихеев в Иране, где они, по сути, стали угрожать жизнеспособности самого государства, расширяя в иранском обществе подобную ересь. Эта ересь была фактически сродни более поздним ересям богумилов и катаров, тянувших свои корни из секты павликиан. Поэтому заострять внимание на особенностях манихейства не стоит.
Всё это похоже на современное сектантство, в котором различные сектанты и поклонники новых псевдохристианских протестантских пасторов с лёгкостью меняют и пасторов, и общины, и секты.
У манихиев были специфичные эсхатологические взгляды.
В манихействе считалось, что в ходе Апокалипсиса последние праведники спасутся в «Последнем изваянии», которое после их поражения от демонических сил, унесёт с земли[4].
Гностики, согласно текстам из библиотеки Наг-Хамади, верили, что мир есть несовершенное творение падших ангелов и представляет собою зло, которое должно быть уничтожено. По такой логике они и считали, что в последние времена «цари мира» уничтожают друг друга до полного истребления их «архигенератором», который потом повернется против самого себя и сам истребит себя.
Н.Д.Тальберг в «Истории церкви» сообщает, что секта павликиан появилась в Византийской империи во второй половине VII века в Кивоссе в Армении. Согласно Тальбергу в их зарождении важную роль сыграла более древняя секта «евхитов», появившаяся в IV веке. «Евхиты» первоначально имели вид христианских ревнителей, исповедуя теорию о существовании в каждом человеке злого демона, которого невозможно изгнать таинствами, но лишь молитвами, а также они отрицали и святую Троицу.
Очевидно, что благодаря близости Ирана, которому принадлежала другая часть Армении, секта «павликиан» переняла верования от «манихеев», в том числе их учение о двух Богах-Небесном отце и Ветхозаветном демиурге, как и отрицание обрядов церкви, таинств и мощей.
Несмотря на борьбу против них, ведшуюся императором Константином Пагонатом, «павликиане» во главе со своим вождем Сильваном (657-684) распространили своё учение по всей «византийской» Армении и, как пишет Тальберг Н.Д., посланный императором для их подавления чиновник Симеон сам перешел на их сторону, поменяв своё имя на Тит.
Император Константин Копроним в 752 году переселил «павликиан» из Армении во Фракию, откуда они, согласно Тальбергу, распространили свое влияние на сербские области - Рашку и Косово. Оттуда их учение расширилось по Балканам, причем, согласно как Тальбергу, так и ряду других исторических источников, уже в одиннадцатом веке становится известно о появлении в областях Фракии, Рашки и Косова секты под названием ”евхиты”, но исповедовавшей верования «павликиан» и «манихеев» с некоторыми отличиями. Которые, к примеру. заключались в том, что, якобы, существует два Божья сына: Христос, господствующий на небе, и Сатаниил, господствующий на земле. «Евхиты» практиковали магию, теургию и живой магнетизм.
В XII веке в этих же областях Фракии появилась и новая секта богомилов, в которой евхиты потом и растворились.
Вот что пишет о «богомилах» Н.Д.Тальберг в «Истории церкви»:
«...Учение богомилов состоит в следующем.
Высочайший Бог имел первородного сына, Сатанаила, который занимал после Него первое место и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества и славы, Сатанаил захотел сделаться независимым от Отца, и с частью подчиненных ему духов, восстал против Него. За это он вместе с отпавшими духами был низвержен с неба. Но Сатанаил не смущается этим и задумывает основать свое независимое царство. Так как божественное достоинство и творческая сила не были ещё отняты у него, то он сотворил из хаоса новое небо и новую землю.
Вместе с тем он образовал и тело первого человека, Адама, но попытки его сообщить этому телу живую душу оказались неудачными. В такой крайности Сатанаил обратился к Высочайшему Отцу с просьбой послать своё божественное дыхание для оживления человека. При этом Сатанаил предполагал, что он будет властвовать над телесной природой человека, а Отец - над духовной, и, что человек своей духовной природой заменит Отцу отпавших ангелов.
Высочайший Отец сжалился над неудачей сына и послал свое божественное дыхание. Явился первый человек Адам. Таким же образом была сотворена и Ева. Но скоро Сатанаил стал сожалеть об обещании, данном Отцу, относительно владычества над духовной природой человека, так как он завидовал людям, которые должны были занять место отпавших ангелов. Для этого, войдя в змия, он соблазнил Еву, и произвёл от неё Каина и сестру его Каломену. Он рассчитывал, что его собственное потомство возьмет перевес над потомством Адама и внесёт в человеческий род испорченность и растление.
Действительно, Каин убил сына Адамова, Авеля; представитель злого начала поразил представителя добра. После этого Сатанаил успел подчинить себе весь род человеческий, так что немногие на земле из людей имели понятие о своем первоначальном назначении - заменить падших ангелов, и немногие достигали этого назначения. Доведённые до забвения своего предназначения, люди почитали самого Сатанаила за верховного бога.
Моисей, бывший его орудием, через закон, данный иудеям, особенно распространил такое представление о Сатанаиле. Долгое время он держал, таким образом, в порабощении весь род человеческий. Наконец, Высочайший Бог решился освободить человечество от власти Сатанаила. В 5500 году от сотворения Сатанаилом видимого мира Он произвел от Себя второго (младшего) сына, который и есть Иисус или Слово, и который, как глава и начальник ангелов, называется у богомилов еще Михаилом.
Иисус явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого тела, пройдя через Деву Марию незаметно, так что Она сама не знала, как нашла его младенцем, лежащим перед Нею в пещере. Вся жизнь Иисуса среди людей также была призрачная, хотя он действовал и учил так, как описано в Евангелиях. Сатанаил, считая его обыкновенным человеком, стремящимся поколебать его владычество над людьми, довел его до смерти, которая была, конечно, призрачной. Но Иисус через три дня явился Сатанаилу во всем своем божественном величии, оковал его цепями и отнял у него божественное достоинство и божественное имя, заключавшееся в конечном слоге его имени - ил или эл, после чего он стал называться просто сатана.
Затем Иисус вознесся на небо, занял второе после Отца место и получил власть над всеми ангелами. Для продолжения и окончательного совершения его дела на земле, Отец произвел из Себя ещё вторую Силу, Святого Духа, Который и действует на души людей.
Души богомилов, ощущающие в себе действие Св. Духа, принимающие Слово Божие и сообщающие его другим, есть истинные «богородицы». Люди с такими душами не умирают, но, отбросив телесную оболочку, как бы во сне, переселяются в царство небесного Отца. После того, как Дух Святой совершит дело освобождения людей от материи, и их души займут место в царстве небесного Отца, всё придет в первоначальный вид. Материя, в том числе и человеческие тела, обратится в хаос, а Иисус и Дух Святой возвратятся в Отца, из Которого истекли.
Из теоретического учения богомилов вытекали их взгляды на Православную Церковь, её верования и учреждения. Считая только себя просвещенными Св. Духом, они смотрели на Церковь, как на плотскую, на христиан, как на людей, в которых плотское начало берет перевес и т.д. Таинства Церкви они отвергали. Крещение, например, называли крещением водой; вместо него совершали свое крещение, которое называли духовным. Оно состояло в том, что на вступающего в их общину они полагали евангелие от Иоанна (апокрифическое), произносили над ним молитву «Отче Наш» и призывали Св. Духа. Таинство Евхаристии также отвергали в том убеждении, что истинное общение со Христом есть духовное. Отвергали, как плотское, почитание Пресвятой Богородицы, святых, их мощей, почитание креста Господня и икон - всё отвергали. В жизни богомилы были строгими аскетами, не вступали в брак, не употребляли мясной пищи и т. п. Источником своего учения они признавали всё св. Писание Нового Завета, кроме Евангелия Иоанна, вместо которого у них было свое апокрифическое Иоанново Евангелие, из Ветхого же Завета они принимали псалмы и пророков. Кроме того, у них были широко распространены апокрифические сочинения. В устройстве своей общины богомилы хотели подражать апостольской церкви».
Хотя богомилы были долгое время тайной сектой, но император Алексей Комнин раскрыл эту тайную секту богомилов, проникшую в православную церковь и по его приговору в 1119 году был сожжён монах Василий, а остальные вожди богомилов были отправлены в тюрьму.
Ересь богомилов породила впоследствии огромное число сект, в том числе на Руси, а также по всей Европе, из которых самые известные «патарены» в Италии и, наконец, катары (или кафары) в Южной Франции, известные как «альбигойская ересь».
[1] Эльхасаи (греч. Койне: Ἠλχασαΐ у Ипполита), Эльксай (Ἠλξαί) у Епифания) или Элкесай (Ελκεσαΐ у Евсевия и Феодорита)
[2] А.Л. Хосроев. История манихейства. Санкт-Петербург.2007 г. глава 4, стр.92
[3] А.Л. Хосроев. История манихейства. Санкт-Петербург.2007 г. глава 2, стр.32.
[4] Книга о конце мира. Глава «От Зороастра до христианских ересей. Санкт-Петербург. «Амфора». 2009 г.
https://ruskline.ru/analitika/2022/11/15/istoriya_gnosticizma_v_rannem_h...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии