Истоки и особенности вероучения православного харазматического религиозного объединения леонтиевцев. Шугаева Л. М.
Корни харизматических вероучений уходят в далекое прошлое. Основные их идеи о непосредственном духовном общении с Богом, о так называемом "духовном просвещении" были характерными для древнего монтанизма. Со временем эти идеи и соответствующий им культ прошли через вероучение средневековых исихастов и таких религиозных образований, как лабадисты, конвульсионисты, квакеры, шеккеры, христоверы, скопцы, малеванцы и другие. Для них характерна вера в то, что Бог в виде какого-то невидимого всепроникающего духа может вселиться в любого достойного человека.
Харизматические руководители почитались в этих религиозных образованиях как живые боги, вожди, пророки. Они веруют в свое непосредственное общение с Богом во время молитвы. Это проявляется в способности достижения избранными людьми особенного состояния, которое связано со вселением в их душу Святого Духа (харизмы). В соответствии с этим формируется особый харизматичный культ, который основывается на искусственном коллективном возбуждении верующих во время молитвы, на повышенной религиозной эмоциональности, в особенной обрядности.
Харизматические черты свойственны, по нашему мнению, практически всем религиозным объединениям. (…) К харизматическим объединениям православного происхождения мы относим, помимо леонтиевцев, также иннокентиевцев и подгорновцев. Обожествление руководителей харизматических образований настолько велико, что возникновение общины их сторонников часто связано с конкурентной борьбой религиозных авторитетов и с победой одного над другим, а общины чаще называются именем их основателей (…).
В 60-х годах ХХ в. в прессе Ровенской области Украины начинает появляться информация о деятельности бродячего проповедника Леонтия и его последователей, которыеполучили название "леонтиевцы" [Андрусиевская трагедия // "Червоний прапор".- 8 апреля 1961 г.- Ровенский областной краеведческий музей (далее – РОКМ)].
А в конце 60-х – в начале 70-х годов ХХ в. в Совет по делам религий при Совете министров УССР стала поступать информация от уполномоченных по делам религий по Житомирской и Ровенской областях об активизации руководителей Истинно-Православной Церкви, которыхеще называли "леонтиевцами" [Центральный государственный архив высших органов власти Украины.- Ф.4648, оп. 5, ед.хр.330, л.8; ед.хр. 331, л.131 (далее – ЦДАВО)]. Особую обеспокоенность вызывал факт их активного религиозного влияния на детей. При этом приводился пример, как в октябре 1972 г. жительница с. Солотвин Бердичевского района Житомирской области привела своих двух дочерей к проповеднику Леонтию, которогоназывали епископом и который проживал в с. Новая Мощаница Ровенской области [ЦДАВО. Ф.4648, оп. 5, ед.хр. 330, л.8]. Леонтий осуществил над детьми обряд пострига их в монахини [Там же]. После этого четырнадцатилетние ученицы восьмого класса отказались учиться в школе, употреблять еду. Они заявили: "Мы познали Бога и будем ходить в Его школу, Его Церковь; только Церковь и Евангелие дают нам подлинные знания, только они святы и правдивы, а все остальное - обман".
Кто же такой епископ Леонтий? Леонтий Герасимович Грицан родился в 1899 г. в с. Новая Мощаница Здолбунивского района Ровенской области в многодетной крестьянскойсемье. Его племянница, Любовь Дмитриевна Грицан, в разговоре с автором статьи рассказывала, что Леонтий с детства выделялся среди сверстников своими необычными способностями, в частности даром исцеления. Рано научившись читать (хотя писать так и не научился), начал читать Библию и другие богослужебные книги.
Мы хотим акцентировать внимание на том, что сколько-нибудь весомые исследования по поводу деятельности Леонтия и его последователей нами не обнаружены. В 1960 г. вышел в свет труд Ф.Гаркавенко "Сектанты, их вера и дела". Автор, хотя и бегло упоминает о деятельности Леонтия и леонтиевцев, но однозначно относит их к Истинно-Православной Церкви, а не выделяет в отдельное, самостоятельное религиозное явление. Кроме того, Ф.Гаркавенко предвзятооценивает вероучение Леонтия и его деятельность, что, очевидно, было продиктовано предвзятым отношением советской власти к любой религии вообще [Гаркавенко Ф. Сектанты, их вера и дела.- К., 1960.- С. 32-33]. Кроме того, нами выявляна небольшая по объему популярная брошюра В.Покровского "Жизнеописание подвижников Западной Украины" (на укр. яз.), котораявышла в 1992 г., но место издания осталось неизвестным. Материалы, которые содержит в себе этот труд, свидетельствуют о том, что если автор и не принадлежал к последователям Леонтия, то, во всяком случае, очень ему симпатизировал.
Статьи в местной печати местной оценивали деятельность Леонтия однозначно негативно [Ровенский областной краеведческий музей.- Новоявленный "апостол" // "Слово правды".- 1973.- 25 августа; Около храма – леонтиевцы // "Волынь".- 1992.- 31 июля).
Старец Леонтий жил в с. Липки Гощанского района, в Корецком женском монастыре, в Почаевской лавре [ЦДАВО.- Ф.4648, оп. 5, ед.хр. 331, л. 158]. Впоследствии Леонтий начинает появляться в монастырях не только как паломник, но и как проповедник своих собственных религиозных взглядов, проповеди он по большей части произносил на базарах и вблизи церквей [Там же]. Внимание людей привлекал тем, что вел себя как юродивый, ходил босиком по снегу в сильные морозы, на Крещение купался в проруби и тому подобное [Там же.- Ф.4648, оп.7, ед.хр. 52, л. 99].
Явление бродячего проповедничества не является типичным для украинской религиозной жизни. Оно более свойственно для России, где издавна были известны "странники", "ходоки" и тому подобное.
Постепенно вокруг Леонтия образовался кругпочитателей, который постоянно разрастался. Для них он установил особенные правила жизни и поведения. Как свидетельствуют архивные источники, для леонтиевцев было характерным особенное почитание монашества и таинства покаяния, пищевые запреты, а именно – абсолютный запрет употреблять мясо, воздержание от брака и супружеской жизни, что выдавалось за проявление истинного благочестия и святости [Ровенский областной государственный архив (дальше – РОДА). Ф.Р204, оп.12, ед.хр. 261, л. 5; РОКМ. Ф. УШЛ, л.3]. Уполномоченный по делам религий при Совете министров Е.К.Сулима сообщал: "Леонтий распространял и повсеместно обращался к верующим с проповедями и призывом всячески подражать в вере и богослужении монахам, совершать паломничества в монастыри и церкви, не заниматься трудовой и общественной деятельностью, а только учить людей правильно совершать все обряды Православной церкви, ревностно служить ей. Леонтиевцы стоят на монархических позициях, антисоветских позициях; признавали и признают действующую Православную церковь" [ЦДАВО. Ф.4648, оп.7, ед.хр. 52, л.100]. Почти одновременно с этим сообщением уполномоченный по делам религий по Ровенской области информирует, что Л.Грицан вместе со своим помощником М.Гнеско, который проживал в с. Старый Корец Ровенской области, были осуждены на 10 лет лишения свободы каждый за антисоветскую деятельность [ЦДАВО. Ф.4648, оп. 5, ед.хр. 331, л.131,158]. (…)
Послушать проповедь епископа Леонтия (он же - игумен Серафим) приезжали люди со всех уголков Украины: из Одессы, Винницы, Киева, Житомира и других мест. Как вспоминают односельчане Леонтия, люди ехали не только для того, чтобы послушать проповедь, но и исцелиться. До настоящего времени его могила является местом паломничества последователей: земля из нее считается целебной. И естественно, что такое скопление людей в небольшом полесском селе не могло не вызывать интереса у представителей советской власти, а еще и на фоне постоянной борьбы с религией во всех ее проявлениях.
Впервые Леонтий был арестован в 1946 г. Следователи НКВД пытались инкриминировать ему связи с ОУН и УПА, создание антисоветской организации и организацию антисоветских походов (очевидно, имелось в виду паломничество леонтиевцев в различные монастыри), но доказательная база была достаточно слабой, и его осудили на пять лет ссылки за бродяжнический образ жизни [РОКМ.- Ф.УШД, л.3]. Вернулся Леонтий на Ровненщину в 1950 г. После ссылки его проповеди становятся содержательнее, в них откровенно появляется антисоветское содержание. Советскую власть он отождествлял с cатаной, призывал не работать в колхозах, не брать государственные документы, не ставить печати, поскольку это "печать Сатаны", не принимать участия в выборах, не посещать культурно-образовательные заведения [РОКМ.- Ф.УШД, л.3,4]. В мае 1954 г. Леонтий был арестован снова и осужден на 10 лет лишения свободы и на 5 лет лишения гражданских прав. Но в 1956 г. Леонтий попал под амнистию. В 1958 г. он был опятьарестован и осужден на 10 лет лагерей. Наказание Леонтий отбывал в Мордовии. Именно там он принял монашеский постриг из рук Алексия, архиепископа Краснодарского, которыйотбывал наказание вместе с Леонтием. Монашеское имя Леонтия – Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Наказание Леонтия принесло властямпротивоположный ожидаемому результат. Время пребывания в заключении стало для него периодом значительного расширения кругапоследователей, он обрел ореол мученика. Из тюрьмы Леонтий направлял письма своим духовным "деткам", которые из-за своей малограмотности диктовал кому-то из товарищей по заключению. Достаточно часто письма сопровождались фотографиями проповедника.
Леонтий выстроил своеобразную иерархию религиозной общины. Своих помощников и помощниц он называл апостолами и мироносицами, а простых мирян, как мы уже говорили, "детками" [РОКМ.- Ф.УШД, л.3].
17 января 1973 г. Леонтий умер. На похоронах духовного руководителя присутствовали тысячи его последователей (ГДА СБ Украины. Ф. 13, ед.хр. 357, л.9). И вплоть до настоящего времени на годовщины и полугодовщины со дня смерти Леонтия на могиле устраиваются панихиды, на которые собирается 2-3 тысячи паломников не только из Украины, но и из Молдовы, России, Грузии.
Мы уже говорили о том, что еще при жизни Леонтия его деятельность встречала неоднозначную оценку в среде православных мирян, духовенства и монашества. Некоторые современники свидетельствуют, что они знали Леонтия как человека высоконравственного [Покровский В. Указ. соч.- С. 16-18]. С другой стороны, в основном в советской прессе, имеют место противоположные свидетельства. Но поскольку сам Леонтий не оставил в письменной форме изложения своих религиозных взглядов и практики, то единственным источником для их оценки является свидетельство его современников и последователей, а также истории из его жизни, сохраненные в народной среде.
Чем больше нас отделяет времени со дня смерти Леонтия, тем более в среде его последователей вызревает осознание, что он был человеком необычной, особенной святости. И именно этот факт приводит к неоднородности и неоднозначности отношения к идеям и религиозной практике проповедника. Одни считают его благочестивым человеком, а поскольку он умер в мире с Православной церковью, то за него, безусловно, нужно молиться. Другие считают его великим святым, пропагандируют учение Леонтия о нежелательности вступления в брак и отрицании супружеской жизни из-за близкого конца света, запрет на употребление мясной пищи. Еще одна группа верующих почитала Леонтия как Самого Бога Саваофа. Они являются выразителями наиболее крайних взглядов относительно религиозного наследия проповедника.
Неоднозначной является трактовка деятельности Леонтия и леонтиевцев и в среде высшего и приходского духовенства Православной Церкви. Если представители властных структур в советское время называли его сторонниководнозначно "сектой леонтиевцев", то представители православного духовенства как во времена советской власти, так и во времена независимости выражают противоположные точки зрения в оценке деятельности игумена Серафима и его паствы. Так, в с. Рогачи Ровенского района Ровенской области есть церковь, которую на собственные средства и на средства своих прихожан построил протоиерей Николай Владимирович Данилюк, которыйсчитается преемником Леонтия, проповедником его учения. Церковь официально действует в лоне Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Автор побывала в Рогачах, общалась с прихожанами отца Николая. Церковь в Рогаче имеет в своей ограде что-то наподобие миниатюрного монастыря, в котором проживают послушники и послушницы. Форма общения между протоиереем и послушниками очень напоминает общение между монахами и настоятелем монастыря. Вызывает некоторое удивление и форма женской одежды. Собственно, формы как такой нет, но женщина должна быть одета так, чтобы открытым оставалось лишь лицо. На богослужение в Рогачи едут люди со всей Украины, особенно в дни праздников Православной Церкви. Все они являются последователями Леонтия. Попасть на богослужение и пообщаться с протоиереем Николаем непросто. Как нам сказали прихожане, "батюшка нутром чувствует", с кем ему общаться, а с кем нет. Во время наших посещений отец Николай "изгонял беса", которыйвселился в девушку 13 лет. Идеализация Леонтием монастырей и монашеской жизни в целом свойственная и его последователям. Такого же типа церковь действует и в селе Городок, поблизости от г. Ровно. Она также находится под юрисдикцией Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. (…)
Сегодня протоиерей Николай беспокоится о канонизации и перезахоронении Леонтия. По его мнению, Леонтий должен быть перезахоронен на территории Рогачевской церкви. Идею о. Николая поддерживает и Корецкий женский монастырь в лице настоятельницы игумении Наталии. Противперезахоронения и канонизации Леонтия выступают представители Почаевской лавры, которая принадлежит Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Более того, 18 мая 2001 г. состоялось заседание Синодальной Богословской комиссии УПЦ МП по вопросу об отношении к личности бродячего проповедника Леонтия и к его последователям. В выводах комиссии сказано: "Почитание Леонтия как самого Господа Саваофа, воздавание ему почестей, которые принадлежат Одному Богу, а также придание его личности сотериологического значения являются отрицанием православного учения о Святой Троице и спасении Ею человеческого рода. Это еретическое учение обесценивает и разрушает основу нашего спасения, заложенную Иисусом Христом. Те, кто поддерживает это лжеучение, отлучили себя от Святой Православной Церкви. Хотя внешне они к Ней и принадлежат, невидимым действием Святого Духа они от Нее уже отсечены. Подобным образом недопустимо видеть в Леонтии любого из святых пророков" [РОКМ.- Ф. УШД. Почаевский листок.- 2001.- апрель.- С. 1]. В выводах Синодальной комиссии также рекомендуется правящим архиереям епархий Ровенской области запретить проповедовать, поучать и благословлять людей крестным знамением или класть руку на их головы последователям Леонтия – ровенским священникам Иакову, Адаму, монаху Межирицкого монастыря Аввакуму, труднику Городищенского монастыря Хмельницкой области Василию Кравчуку и их так называемым "апостолам", которые не являются духовными пастырями и не имеют архиерейского благословления на произнесение проповеди или проведение миссионерской деятельности [Там же.- С. 2]. Такое резкое осуждение деятельности Леонтия и его последователей со стороны УПЦ МП вызывает некоторое удивление, особенно на фоне того, что в 1992 г. архиепископ Ровенский и Острожский Ириней выезжал на могилу Леонтия для его чествования [Возле храма – леонтиевцы // "Волынь".- 1992.- 31 августа). Священник церкви в Новой Мощанице, которая, кстати, принадлежит УПЦ МП, во время разговора с автором летом 2004 г. сказал, что речь можно вести о канонизации, но, в любом случае, не о перезахоронении Леонтия. При этом он отметил, что выражает как собственную точку зрения, так и мнение своих прихожан. (…)
Харизматическое учение Леонтия давно уже вышло за пределы Ровненщины и распространяется в Хмельницкой и Житомирской областях (РОКМ.- Ф.VІІІ. Почаевский листок.- 2001.- 18 мая). Следовательно сложилась практическая основа леонтиевского культа, который формируют и распространяют отдельные группы ныне служащих православных священников – активных последователей Леонтия. (…)
Феномен леонтиевщины отличается от других религиозных объединений харизматического направления православного корня, в частности таких, как иоанниты, подгорновцы, иннокентиевцы, тем, что ни сам Леонтий, ни его сторонники никогда открыто не порывали связь с официальной Православной Церковью.
Шугаєва Л. М. Витоки та особливості віровчення харизматичного релігійного об’єднання леонтіївців // Українське релігієзнавство. Бюлетень Української Асоціації релігієзнавців і Відділення релігієзнавства Інституту філософії НАН України. – К., 2006, – №38. – С.136-144.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии