Истинно-православная (катакомбная) Церковь в Республике Беларусь. Жданович Ж. Н.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Возникла после того, как в 1927 г. Местоблюстителем Патриаршего престола Русской Православной Церкви митрополитом Сергием была опубликована Декларация, в которой верующие и духовенство призывались к лояльному отношению к Советской власти. Определенной частью православных иерархов Декларация не была принята и они перешли на нелегальное положение, создав свои группировки на уровне отдельных епархий и приходов. Со временем многие епископы и священники, вернулись в лоно Русской Православной Церкви, среди них схиархимандрит Лаврентий (Проскура), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Серафим (Соболев), протоиерей Валентин Свенцицкий, епископ Афанасий (Сахаров) и др.

 Катакомбный «схиархиепископ» Херувим (Дегтярь), регулярно посещающий Беларусь

 В Белоруссии известна "катакомбная" иерархия Серафима Поздеева и Геннадия (Секача), уроженца и жителя Белоруссии, появившаяся с начала 70-х годов, которых часто упрекали в единоличных рукоположениях и отсутствии стремления организации полноценных церковной жизни: "геннадьевцы" вели жизнь нелегальных "бродячих" священников, довольствуясь лишь совершением молебнов, крещений и отпеваний. Именно этой "иерархии" принадлежат тайные рукоположения "иерархов Ивана Береславского и Петра Большакова, печально известных отцов основателей Богородичного центра, отлученных самой ИПЦ, но продолжающих считать созданное ими детище самой настоящей ИПХ. С начала 90-х гг. формальное главенство в пределах Белоруссии передано Могилевскому "митрополиту" Епифанию (Каминскому) (проживающему в Светлогорске). Открытых храмов у "геннадиевцев" не было. На территории Белоруссии кроме "митрополита" Епифания, проживают до настоящего времени и другие ее "епископы", в т. ч. Андриан Лапин, Антоний Пилецкий (Речица Гомельской обл.) которые, скрывая свои "титулы" в ИПЦ, длительное время пребывали "смиренными" монахами Свято-Успенской Почаевской Лавры.

 Не случайно ли, что многочисленные листовки о УНН очень часто имеют свое происхождение из Почаевской Лавры? Тем более, что теория о наличии печати антихриста в паспортах имеет свои корни именно в идеологии "катокомбников". Так при паспортизации 1933 г. отказ от паспорта трактовался как отрицание печати антихриста и намерения объявить себя негражданином безбожного СССР. С еще большей силой "беспаспортное движение" развилось при хрущевской паспортизации 1961 г. Красные паспорта 1975 года просто игнорировались, а вновь пришедшие в "катакомбы" люди часто зачеркивали слово "гражданин", начертав вместо него "христианин".

 И еще, вызывает недоумение, когда отдельные священники Речицкого благочиния достаточно лояльно относятся к Антонию Пилецкому, доверяя ему на время своего отсутствия совершение треб для местных жителей.

 В последнее время участились случаи, когда наименование ИПХ без видимых оснований присваивают себе разнородные религиозные и околоцерковные авторитеты, рассчитывая при этом, что при общей неясности в истории ИПЦ их самозванство не будет разоблачено. Так примером использования наименования ИПЦ в политических целях являются общины "Истинно-Православной Церкви", зарегистрированные в Москве деятелями Русского национального единства (председателем одной из общин является сам лидер РНЕ Александр Баркашов). Более того, появилась новая тенденция - любой находящийся на территории бывшего СССР "священнослужитель", не входящего в иерархию Московского Патриархата, заявляет о своей принадлежности к ИПЦ.

 В Республике Беларусь впервые в 2001 г. на государственную регистрацию были поданы документы нескольких общин ИПХ. В связи с неизвестностью заявленного вероисповедания документы общины всякий раз подлежали обязательной религиоведческой экспертизе в Экспертном совете Комитета по делам религий и национальностей:

 По автономной общине ИПХ в г.Светлогорске под духовным руководством "митрополита" Епифаний Каминского документы возвращены заявителям для предоставления дополнительных материалов, в т.ч. подтверждающих каноничность общины и ее принадлежность к РПЦ до 1927 г.

 По автономной община ИПХ в д.Заболотье Смолевичского района под духовным окормление бывшего священника Минской епархии Леонида Пляца (первоначально община заявлялась под юрисдикцией Кубанской епархии РПЦЗ) вынесено решение Минского облисполкома от 7.05.2002 г. об отказе общине в регистрации на основании Заключения религиоведческой экспертизы, классифицировавшего община как секта. Религиоведческой экспертизой было выявлено несоответствие заявленного автономного существования общины церковных канонах; несостоятельности ссылки на постановление №362 от 7/20 ноября 1920 г. Св. Патриарха Тихона, которое направлено в адрес епархиальных архиереев на случай военных действий; не подтверждения вхождения в зарегистрированный религиозный центр, отсутствие исторической преемственности и документального подтверждения своего отношения к РПЦ до 1927 г. и соответственно неподтвержденного употребления общиной наименования "истинно-православный". Кроме того, признано, что представленные на регистрацию материалы о деятельности общины и ее лидера Л.Пляца содержат идеи религиозной исключительности, способствуют разжиганию религиозной розни.

 Двум аналогичных автономным общинам ИПХ в Минске и в Смолевичском районе отказано в регистрации по тем же основаниям.

 Очевидно, что регистрирующие органы в Республике Беларусь более принципиально, чем, к примеру, в России или на Украине, отнеслись к религиозным группам, претендующим на имя ИПХ. Несостоятельность претензий руководителей этих общин на особую исключительность и истинность очевидна.

 Жданович Ж. Н., юрист Минского епархиального управления


 Источник: Официальный портал Белорусской Православной Церкви