ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ДВОЙНИК

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение Пасхи.

Верните словам их истинное значение – и в мире исчезнет вражда, советовал один мудрец. Как раз в апостольском чтении Пасхи мы два раза встречаем одно и то же слово, употребляемое в разном значении. Святой Лука повествует, что Христос после Своего Воскресения много проповедовал ученикам, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). При этом ученики «спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).

Итак, Христос и апостолы говорят о «царстве», но как различно они его понимают! Апостолы еще находились в состоянии духовной слепоты, не понимая до конца происходящих событий. Они неправильно думали о сущности Царства Христова, представляя его как политически независимое, могущественное государство. Подумать только: после множества Христовых притчей о Царствии Божием, после трехгодичной проповеди Господа – они все еще не понимают. Какова немощь человеческая! Как часто и мы, годами слушая замечательных священников, проповедников, посещая подвижников, старцев, известные монастыри, все же не имеем верных мыслей о Царствии Божием. И как результат – неправильно мудрствуем о Церкви Христовой, которая есть начало Царства Божьего еще на земле.

Кто-то ждет от Церкви непременной поддержки разных национальных движений, следования тому или иному государственному курсу (даже если он явно идет вразрез с заповедями Христовыми). Кто-то ждет определенных политических деклараций, или высказываний по тем явлениям, которые в принципе чужды природе Церкви. Кто-то видит в Церкви социальный воспитательный институт, или генератор материальной помощи, или некоторую служанку народа. Кто-то требует ее внешней «перекраски» в связи со сменой правящих режимов и т. д. Но у Церкви совсем не те задачи, хотя она и может возвысить свой голос в связи с теми или иными событиями в жизни народа, когда это действительно необходимо.

Церковь, являясь проекцией Царствия Божьего на земную историю, не есть от мира сего, но подарок Божий, божественная данность. Церковь объединяется вокруг того, что не от мира. В центре церковного собрания Распятый Христос, Чаша с Его Плотью и Кровью. Церковь наполняется Святым Духом, и в ней всегда звучит Евангелие – Слово Божие. Церковь создана не людьми, и цели ее выходят за рамки земной жизни. Христова Церковь вводит нас в реальность Царства Божьего, которое, по замечанию Спасителя, «внутрь вас есть» (Лк. 17:21), т. е. является состоянием сердца. Попадая в душу как некоторое семя, Царство Божие расширяется в ней по мере воцерковления человека уже здесь, в этой жизни, но во всей полноте осуществляется уже за чертой вечности. В этом и заключается функция Церкви – подготовить душу к вечной жизни, ввести ее в Царство Пресвятой Троицы уже здесь, на земле.

Царство Божие, которое открывает нам Христос Воскресший, настолько красиво, глубоко, богато, неизъяснимо, что Иисус после трех с половиной лет проповеди о Царствии все еще говорит на эту тему с апостолами, причем без малого сорок дней – и они все равно не понимают. Для правильного уразумения Царства нужно было, чтобы на учеников сошел Святой Дух. Точно так же и сегодня не понимают люди сущности христианства, как бы вновь спрашивая у Бога: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Нет, не будет Церковь никому восстанавливать земное Царство, ибо Она не к тому призвана. Через Церковь Господь дарит миру Свое духовное Царствие – и Церковь есть это Царство.

И ничего не поймет о Церкви человек, не войдя прежде в Нее. Умствовать о Церкви, не будучи Ее верным сыном или дочерью, есть безнадежное и глупое занятие. Кто судит о вкусе меда, не попробовав меда? «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33:9). Без живого опыта церковной жизни взгляд на Церковь не может быть адекватным. Армии невоцерковленных религиоведов, выпускающиеся сегодня из вузов – это какая-то насмешка эпохи, несмываемая печать секуляризации общества. Богословы без веры, религиоведы, не знающие церковной жизни… Бесчисленные тома их диссертаций ничего не скажут нам о Царствии Божьем.

У Церкви есть ее двойник, подобно как у Христа имеется Его ложный двойник – антихрист. Как отличить Церковь от ее лживой копии? Двойник Церкви живет на земле и не знает небесного. Он имеет вполне земные прагматичные цели: построение «национальной церкви», обслуживание народных интересов, зарабатывание на народном религиозном чувстве, создание вида церковной структуры для проведения тех или иных политических идей, реализация личных амбиций «церковных» лидеров. От двойника Церкви исходит мертвый дух безбожия, осязаемый за версту. Там нет веры и любви, смирения и благочестия. Но обязательно есть сатанинская гордыня, самонадеянность, устремленность исключительно к земным интересам.

Когда над нами были произнесены самые главные в нашей жизни слова: крещается раб Божий – мы получили допуск в Царство Божие, дорогие христиане. При нашем входе в пустой гроб Христов, пасхальной ночью, это Царство обновляется в нас. Вместо запаха тления мы чувствуем «Христово благоухание» (2 Кор. 2:15), вместо могильной тьмы нас встречает «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). Мы знаем вкус царствия Божьего, и ни с чем его не перепутаем. Для истинно церковного человека перепутать Церковь с ее подменой – все равно, что не узнать родную мать. Человек Чаши и Писания, настоящий человек Церкви никогда не обознается, никогда не примет ангела тьмы за Ангела света. И пасхальная ночь вновь дарит нам сердечное понимание сути церковного собрания во Имя Воскресшего Христа.

Господь говорит в книге Апокалипсис: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего» (Откр. 3:12). Дай Бог, чтоб и мы никогда не вышли из Церкви Христовой, которая есть Царство Его, всегда по-новому открывающееся в таинстве Пасхи. И пусть святое Пасхальное приветствие не сходит с наших уст в эти радостные дни.

Христос Воскресе!

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/istinnaya-cerkov-i-ee-dvoynik