Исследователи обнаружили следы первоначальной раскраски скульптур Парфенона

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исследователи обнаружили следы первоначальной раскраски скульптур Парфенона
Выставленные в Британском музее скульптуры Парфенона в древности были ярко окрашены

ЛОНДОН. Новые научные исследования, проведенные командой, в которую входят сотрудники Лондонского Королевского колледжа, Британского музея и Чикагского института искусств, обнаружили следы оригинальной краски, которая использовалась для украшения скульптур Парфенона. Ученые доказали, что когда-то они на самом деле были ярко окрашены.

Выставленные в Британском музее скульптуры Парфенона, родом из Древней Греции, на протяжении веков вызывали восхищение своим белым блеском, однако новые данные, наконец, доказывают, что они не всегда были такого цвета.

Команда исследователей использовала методы цифровой обработки изображений и многие иные методы для изучения скульптур на микроскопическом уровне. Ученые обнаружили «богатство сохранившейся краски», показав, что скульптуры изначально были раскрашены в различные цвета.

Их исследование было опубликовано в журнале Antiquity.

«Даже если поверхности не были явно подготовлены для нанесения краски, тем не менее, скульптура и цвет были едины в их концепции. Художники Парфенона с пониманием отнеслись к окончательно задуманной полихромной скульптуре, создав поверхности, которые напоминали текстуры, аналогичные текстурам представленных предметов. Вполне вероятно, что художники воспользовались этими миметическими поверхностями для достижения конечного эффекта», - сказал доктор Уилл Вуттон, профессор классического искусства и археологии и заведующий кафедрой классики.

Исследователи использовали видимую люминесцентную визуализацию мрамора Парфенона в Британском музее — неинвазивный метод, разработанный доктором Джованни Верри из Чикагского института искусств, который позволяет обнаруживать микроскопические следы пигмента под названием «египетский синий», выявляя мельчайшие остатки краски и узоры.

«Египетский синий» — искусственный пигмент, состоящий из кальция, меди и кремния. Он использовался в Египте уже около 3000 г. до н. э. и был практически единственным синим пигментом, использовавшимся в Греции и Риме.

На скульптурах также были обнаружены небольшие следы белого и фиолетового пигмента. Настоящий пурпурный пигмент был очень ценен в древнем Средиземноморье и производился из моллюсков, но пурпур Парфенона, по-видимому, таковым не был.

Краска не часто сохраняется с течением времени, особенно под воздействием стихий на протяжении веков, поэтому к тому времени, когда изучались древнегреческие скульптуры, большая часть цвета уже стерлась. Поэтому долгое время многие считали, что в древнегреческом искусстве использовался только белый мрамор.

Кроме того, в ходе исторических реставраций часто удалялись стойкие следы краски, чтобы восстановить предполагаемую первоначальную «белизну» скульптуры. Это затруднило понимание и реконструкцию первоначального вида скульптур.

«Скульптуры Парфенона в Британском музее считаются одной из вершин древнего искусства. Они на протяжении веков изучались различными учеными. Несмотря на это, никаких следов цвета так и не было обнаружено, и мало что известно о том, как они были вырезаны», - отмечает доктор Верри.

Резьба скульптур не демонстрирует явного технического вмешательства между отделкой поверхности мрамора и нанесением краски. Это указывает на то, что скульпторы сосредоточились на воспроизведении предполагаемой формы (например, шерсти, льна, кожи и т. д.), а не на создании специальной поверхности для сцепления краски посредством, например, продавливания или истирания.

Эти предварительные результаты позволяют предположить, что роспись скульптур Парфенона была более сложной задачей, чем когда-либо можно было себе представить. Это подтверждает мнение о том, что цвета наряду с собственно резьбой древнегреческой скульптуры были важны для ее создателей и целевой аудитории.

17 скульптур, которые когда-то были частью мраморного фриза длиной 160 метров, изображающего классические греческие мифы, были привезены в Британию в 19 веке после того, как их снял со стен Парфенона Томас Брюс, седьмой граф Элджин, посол Великобритании в Османской империи. Его участие в этой операции первоначально дало скульптурам прозвище «Элджинские мраморы».

Брюс продал статуи, которые составляли примерно половину сохранившихся скульптур Парфенона, британскому правительству в 1816 году. Сейчас они хранятся в Британском музее и с 1983 года являются предметом официального спора о репатриации между Великобританией и Грецией.

Поскольку «мраморы Элджина» представляют собой в основном фрагменты, история, которую они рассказывают, не совсем ясна. Но среди них есть скульптуры богов, реагирующих на рождение Афины, которая, как верили древние греки, вырвалась из распухшей головы Зевса после мощного удара топора Гефеста, греческого бога кузнецов.

https://sedmitza.ru/text/10315043.html