Искусство трезвения как искусство святости

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Есть одна старая святоотеческая притча. Некий путник увидел мудреца за книгой и спросил его: «Зачем ты постоянно читаешь? Ведь ты уже прочел так много книг!» «А ты собираешься сегодня есть?» — в свою очередь спросил его мудрец. «Странный вопрос: конечно, собираюсь!» — удивился вопрошавший. «Но ведь ты ел и вчера, и позавчера, и третьего дня. Неужели тебе этого не хватило?» — снова спросил старец. «Я ем каждый день для того, чтобы жить» — ответил путник. «И я читаю каждый день для того, чтобы жить» — улыбнулся мудрец.

Если продолжать эту притчу, то можно сказать, что книги, как и пища, имеют свою «питательную ценность». Еда может быть пустой, ненатуральной, не утоляющей голода — а может быть здоровой, полезной, питательной, дающей жизнь и крепость организму. Точно такими бывают и книги. И с этой точки зрения книга, о которой мы сейчас скажем, — это подлинная духовная пища, которая поистине насыщает ум и сердце.

Книга архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Трезвенная жизнь и аскетические правила», вышедшая в свет в 2016 году, — это толкования старца на правила прпп. Антония, Августина и Макария. Поскольку эти святые отцы были наставниками монахов, то подвижнические правила, которые они составили, адресованы именно монашествующим. Поэтому книга старца Эмилиана также предназначается в первую очередь инокам — то есть тем, кто посвятил свою жизнь искусству духовного трезвения. Что такое духовное трезвение? Смысл этого понятия весьма широк и в то же время предельно конкретен. Это духовное бодрствование, хранение ума и сердца от греховных приражений — коротко сказать, духовное трезвение есть постоянное внутреннее пребывание с Богом. А именно это и является сокровенной целью иноческой жизни.

Эту книгу можно назвать учебником трезвения — настолько тонко, подробно и живо она описывает искусство отсечения греха в самых его началах. Правила, приведенные в книге, охватывают огромный круг вопросов: от основ духовного этикета до тонкостей умной молитвы, от психологии нерадения и уныния до способов стяжания бесстрастия. Но о чем бы ни говорило то или иное правило, старец, толкуя его, всегда преподает нам урок трезвения, то есть урок святости.

Для многих может показаться неожиданным, как много места в своих рассуждениях о трезвении старец Эмилиан уделяет нашим отношениям с ближними. Казалось бы: мы говорим о чистоте сердца, бесстрастии, о высотах духа… При чем здесь то, что я кому-то сердито ответил или прошел не поклонившись? Но старец настаивает: если ты не благоговеешь перед ближним, то не благоговеешь и перед Богом; если ты невнимателен к ближнему, то твое трезвение — это дом, построенный на песке. И поэтому, заключает отец Эмилиан, «хочешь, чтобы тебя любил Бог, — позаботься о том, чтобы все люди тебя благословляли». Это и есть один из краеугольных камней духовного трезвения.

В Москве приобрести книгу архимандрита Эмилиана «Трезвенная жизнь и аскетические правила» можно в магазине при храме в честь свт. Григория Неокесарийского по адресу ул. Большая Полянка, 29а, 1 эт. (м. «Полянка»). Вы также можете сделать заказ на оптовую поставку. Подробности по тел.: +7-915-40-78-193, (495) 959-25-40.

В Санкт-Петербурге книгу можно приобрести в магазине по адресу: Синопская набережная, 34/36 (станция метро «Площадь Александра Невского», выход в сторону гостиницы «Москва»). Тел.: (812) 274-44-10, +7-981-125-07-18.


Предисловие к русскому изданию

С большой радостью мы встречаем выход в свет книги старца Эмилиана «Трезвенная жизнь и аскетические правила» на русском языке. Эта книга составлена на основе бесед старца, в которых он толкует монашеские уставы преподобных отцов Антония, Августина и Макария.

Изучению монашеских правил старец Эмилиан придавал огромное значение, потому что именно из них мы можем почерпнуть основные знания о монашестве и воспринять опыт святых мужей. Преподобные отцы, чьи правила толкует в этой книге старец, описывают в своих уставах всю повседневную жизнь монахов, вплоть до мелочей. Не для того, чтобы ограничить человека узкими рамками запретов и ограничений, как может показаться на первый взгляд, но ради того, чтобы уберечь и защитить от падения его душу, склонную ко греху. Отцы хорошо знали, что от того, насколько монахи внимательны к мелочам, зависит их душевное состояние, их отношения между собой и с другими людьми, атмосфера в монастыре, живое чувство Божия присутствия.

Старец подготавливал человека к духовным подвигам, словно борца, которого натирают маслом перед боем, наставлял, передавал ему святоотеческий дух, учил по-монашески строить свою сокровенную жизнь и жизнь среди братий, — словом, готовил его к таинственной встрече с грядущим Господом.

Мы радуемся, что сестры святой Ново-Тихвинской обители города Екатеринбурга взяли на себя труд перевести и издать еще одну книгу старца Эмилиана. Теперь она стала достоянием и наших русских собратьев, находящихся в последние годы в усердном поиске незамутненных источников монашеского предания и стремящихся к жизни по тем правилам, которые установили основатели и столпы монашества.

Мы приветствуем доброе начинание преподобнейшей игумении Домники с сестрами, потрудившимися над книгой, и от души желаем, чтобы настоящее издание помогло русскому монашеству наилучшим образом усвоить и воплотить в жизнь дух общежительных уставов, а также постичь опытное учение великих отцов-подвижников и насладиться им во всей полноте.

Игумен священной обители Симонопетра

Архимандрит Елисей

Святая Гора, Неделя о блудном сыне, 2016 год


***

«Не упрекай никого за немощи». Никогда не затрудняй и не позорь человека, имеющего какую-то немощь. Не напоминай ему о ней. С такой же нежностью, с какой Христос склонялся над раненой овцой Своего словесного стада, чтобы перевязать ее, и мы должны относиться к каждому немощному человеку.

Бог никогда не выставляет нас на позор и не обнажает наших недостатков. Давайте и мы не будем обнажать недостатки своих братьев, не будем их позорить ни перед ангелами, ни перед людьми. В противном случае Бог унизит и нас. Мы никому не должны говорить об ошибке, которую совершил наш брат, даже ему самому. Пусть об этом знает весь мир, мы не покажем брату, что знаем о его ошибке. Будем вести себя с ним просто и естественно, чтобы он чувствовал себя царем, радовался благородству человеческой природы. Человек неделикатный и неблагородный, пролей он даже свою кровь, в рай не войдет. А если войдет, то он и рай перевернет вверх дном. Ни святых, ни Бога не будет уважать человек, который противоречит своему брату, обличает его, не хочет его уважать. Недостатки, свойственные нам здесь, на земле, мы возьмем с собой и в тот мир.


***

«Избегай словопрений». Никогда не ссорься, не возражай никому, потому что иначе ты станешь виновником абсурдных ситуаций. Если бы одна наша рука била другую или один глаз выбивал другой, то мы поразились бы абсурдности происходящего. Столь же абсурдно произносить слова, уязвляющие ближнего и нарушающие единство в Духе. Наша жизнь божественна и духовна, но в ней есть и человеческое начало, поскольку мы облечены в тело. Все мы живые люди, мы легкоранимы и чувствительны. Если мы не будем благоразумны, так чтобы не произносить слов и не совершать поступков, которые не понравятся другому человеку или будут противны его убеждениям, мы не сможем сохранить мир и любовь Божию.


***

Человек — это малая икона Божия домостроительства. В нем можно увидеть надежды, которые Господь возлагал на человека; Божие разочарование от того, что человек этих надежд не оправдал, — и новые надежды Божии на Свое творение. Все это вложено в человеческую личность. Любой труд несет на себе печать его автора, точно так же и каждый человек несет на себе печать Божию. Из этого следует, что мои отношения с ближним обнаруживают, насколько я люблю Бога. Это очень важно. Мое терпение или нетерпеливость, мой гнев или смирение, раздражительность или спокойствие, месть или прощение — все восходит к Богу.


***

«Заботься о том, чтобы все люди тебя благословляли». Мы благословляем человека, который нас любит, жертвует собой ради нас. Следовательно, если ты хочешь иметь общение с ангелами и святыми, если хочешь иметь мир в душе и вести духовную жизнь, то ты должен позаботиться о благе ближних, то есть исследовать, чего они хотят, что понимают, ценят, что их радует, и угождать им, не совершая при этом греха. Христос принял на Себя всецелую человеческую природу, даже наши беспорочные страсти, всё, кроме греха, и стал совершенным человеком, во всем подобным нам. Того же Он хочет и от нас. Как Он снизошел к нам и полностью нас принял, так и мы, всецело принимая ближних, будем вести себя с ними так, чтобы они нас понимали, любили, были нам благодарны, помнили о нас. Никого не интересует, что думаю я, чего я хочу, что мне нравится. Это я должен желать того, чего хотят другие, и тогда люди будут меня благословлять.

Хочешь, чтобы твоими друзьями были ангелы и святые? Хочешь, чтобы тебя любил Бог? Приложи все усилия, всецело устремись к тому, чтобы люди тебя благословляли, то есть любили, молились за тебя Богу, потому что ты им помогаешь, потому что благодаря тебе раскрывается их сердце.


***

Хорошо, когда человек с детства читает толкования на псалмы, потому что Псалтирь понимается не по букве, а по духу и в той мере, в какой мы позволяем войти в нас Святому Духу. Одновременно и сами псалмы сообщают нам Святого Духа. Как-то меня поразил один мальчик. Он с самого раннего детства читал Псалтирь и сейчас продолжает читать. Что можно в детстве понимать? И однако же, сердце человека впитывает в себя мысли Псалтири. Сверх того нам нужно прочитать все толкования на псалмы. Если мы не напитаемся духом Псалтири, то не сможем преуспеть ни в молитве, ни в посте, ни в бдении. Псалтирь — это откровение Божества, посвящение в таинства догматов, введение в нравственную и духовную жизнь, приобщение Святой Троице.


***

Что происходит, когда человек начинает с крайностей? Например, он говорит: «Буду есть только по две смоквы», а потом съедает сто. Или решает спать три часа, а потом заболевает и спит по девять часов, тогда как все спят по шесть. Почему? Потому что он не пошел естественным путем, сокращая сон постепенно от семи часов до шести, пяти, четырех, трех. Если бы он пошел этим путем, то мог бы спать даже по два часа и не чувствовать потребности спать больше. Некоторые больные люди спят по два часа в сутки и ничего, живут. У любого человека есть силы превзойти свою природу, а тем более когда в нем главенствует духовное начало. 
 

О книге старца Эмилиана «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии»

06.06.2016
http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/izdat/events/62/