Искусственный мир язычества
Проповедь протоиерея Олега Стеняева
Сегодня мы будем говорить об искусственном мире, то, что условно можно назвать неоязычеством, не в смысле сектоведения, а в смысле возрождения языческих начал. Язычество всегда отличалось от истинной религии, от единобожия тем, что язычество — это искусственный мир.
В свое время известный британский писатель Клайв Льюис пытался выстроить отношение к религии. Он сам был атеистом, он был неверующим, и он увлекался разными мифологиями, особенно северных народов, скандинавских народов прежде всего. У них в Кембридже был кружок — это ученые, преподаватели, которые тоже увлекались всем этим. И в этот кружок входил известный Толкин.
Если Клайв Льюис известен тем, что он написал «Хроники Нарнии», то Толкин известен тем, что он написал именно «Властелин колец», вот эту всю трилогию плюс «Хоббита». Когда Толкина спрашивали, что он хотел сказать этими произведениями, он говорил: «Почитайте католический катехизис. Я просто все оттуда срисовал». Толкин был такой серьезный убежденный католик, а Льюис был неверующий, но и тот, и тот увлекались мифологией, и именно северная мифология их привлекала.
Проблема заключалась в том, что так как Британия была захвачена именно северными племенами в свое время, то собственная британская мифология исчезла во времени. И то, что делал Толкин, это попытка воссоздать, какой бы она была, если бы не было нападения викингов на Британию.
Однажды Толкин беседовал с Льюисом, и Льюис говорил: «Меня все устраивает во всех религиях, особенно вот эти мифологические сюжеты. Это все очень красиво». И они стали говорить о боговоплощении. И Льюис сказал: «Так в каждой религии есть боговоплощение. Есть воплощение Кришны, который рождается от земной женщины, она называется в индуизме Деваки. Это есть в египетской мифологии, это есть в греческой мифологии, когда возникают полулюди, полубоги, которые совмещают в себе божественное и человеческое происхождение».
И вдруг Толкин говорит: «А ты можешь на мгновение представить, что однажды это произошло по-настоящему?» И вот это было потрясение для Льюиса. После такого разговора он действительно стал христианином. И они рассуждали о том, что эти мифы, легенды в разных народах — это предчувствие того, что должно произойти.
Если вы возьмете работы древнего христианского апологета Иустина Философа, он описывает такую ситуацию, что язычники ставили ему на вид, что наши боги тоже имеют своих земных детей и так далее, и были великие мифологические герои древности. И Иустин говорит: «Это указывает на то, что в древности были пророчества о Христе. Но язычники не смогли возвыситься над собственным многобожием до теистических истин, что это связано с Единым Богом и Его Единородным Сыном».
Поэтому, когда мы говорим о язычестве, мы говорим о человеческом поиске Бога. Такой поиск был бы оправдан, если бы не было грехопадения. Но в результате грехопадения, когда происходит выпадание человека из духовного, благостного состояния, человек оказался неспособным выстроить отношения с Богом, а между Богом и человечеством образовалась пропасть.
Еще ветхозаветные пророки говорили: «Кто встанет в проломе?» И Блаженный Феофилакт пишет: «Посредник между Богом и человечеством должен быть одновременно и Богом, и человеком». Поэтому то, что происходит в боговоплощении Христа Иисуса, это и есть ответ Бога на все человеческие искания.
Само религиозное чувство — оно заложено в человека. Нет ни одного безрелигиозного племени. В свое время святитель Феофан Затворник писал, что два британца отправились в Африку. Они были неверующими, эти два британца. Они были учеными, и они хотели найти такое африканское племя, у которого нет никаких признаков религиозности. Они хотели доказать, что религиозное чувство — оно приобретенное на определенном этапе развития, а изначально человек, как произошедший от животного, от обезьяны, был безрелигиозным существом.
И в какой-то момент они нашли такое племя. Им показалось, что в этом племени нет никаких форм религиозности. Они провели там значительное число дней и собирались уже уезжать. Если бы они уехали, они бы сделали сообщение в британском научном обществе, что найдено племя без любых признаков религиозности.
Но они задержались буквально на один день, и ночью все эти дикари стали выть, буквально выть, выходить из своих хижин со своими женами, детьми. Они составили такую большую стаю и стали двигаться на гору. И британцы последовали за ними. И когда эти дикари взошли на гору, они стали поднимать руки к небу и продолжали выть и плакать — мужчины, женщины, дети, старики. И для этих двух атеистов это было серьезное разочарование.
Поэтому, когда мы говорим о любой другой религии, кроме христианства, мы должны воспринимать любую религию именно как человеческий поиск Бога. Но так как в результате грехопадения наша природа настолько исказилась, что любая попытка обнаружить божественное трансформируется в дикие формы мифологии, ложных представлений и опасных даже для человека культов. Но язычники не были лишены нравственности и морали.
Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим. 2:14-15). И действительно, если мы посмотрим на разные языческие системы, мы увидим нравственное начало, причем очень серьезное.
Так, например, в Древнем Египте была книга, она называлась «Книга мертвых». Это инструкция, как себя вести, если ты умер. И там есть оправдательные речи, которые должен произносить умерший язычник, если он дойдет до этих врат, до этих врат, до этих врат… Причем, если у вас есть вот эта серия книг БВЛ — «Библиотека всемирной литературы», там как раз в первом томе есть несколько оправдательных речей.
Человек должен был учить эти речи, чтобы, когда он умрет, он будет их произносить. И египтяне заучивали. И человек, дойдя до определенных врат, должен был говорить: «Я не убивал, я не прелюбодействовал, я не брал чужого, я не мучил животных», — и так далее, и так далее.
И вот эти три речи — это как бы досинайское откровение, добиблейское откровение — показывают высокий уровень нравственных представлений. Мы даже в Ветхом Завете не можем встретить таких нравственных представлений, какие были у древних египтян. То есть Бог как бы вложил в людей Свой закон, Свои заповеди, о чем и говорит апостол Павел.
Чем отличается христианство от всех прочих религий, вместе взятых? Христианство — это богооткровенная религия, это когда Бог приходит на помощь человеку. Все остальные религии — это человеческие попытки достучаться, докричаться до Бога. В этом принципиальное отличие. И когда мы читаем Библию, это Книга Бытия, 5-я глава, с 17-го стиха и ниже, здесь предлагается родословие каинитов.
Каиниты — это потомки нечестивого Каина. Параллельно идет родословие сифитов. Сифиты — это потомки благословенного Сифа, которого Бог дал нашим прародителям Адаму и Еве вместо убитого праведника Авеля. И в самом начале здесь говорится: и познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4:17).
Надо сказать, что перевод не совсем точный — он не построил город. Если мы читаем на иврите, там речь идет о том, что он начал строить город. В Библии сказано: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1). Что такое город? Это первый искусственный мир, первая попытка отгородиться от тварного Божьего мира, от мира природы. Город — это искусственное образование.
Помните, как граф Толстой в начале своего романа «Воскресение» пишет: «Как ни старались люди, собравшись в одном месте, остановить наступление весны, они скоблили все вокруг себя, они все красили, они хотели остановить буйство наступающей весны, но у них ничего не получилось — природа брала свое» (в оригинале написано так: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе»).
То есть, есть мир, который создан непосредственно Богом — это мир природы. Если, например, вы снимаете исторический фильм, но у вас нет хороших макетов, вы можете снимать на природе: природа всегда одна и та же, какой исторический период вы бы ни пытались снять. Это Богом сотворенный мир.
А когда Бог сотворил все, Бог сказал, что все весьма хорошо (И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31). Все творение Божие — оно весьма хорошо. И вот город — это первая попытка отгородиться от естественного мира, создать искусственный мир. И Каин — это первый градостроитель. Он, будучи человекоубийцей, строит город.
Город в понимании древних — это крепостная стена. Убийца всегда напуган, что его тоже могут убить. Вы, наверное, помните, как Каин жаловался Богу: всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт. 4:14). Есть такое агодическое предание, древний еврейский мидраш, что, когда Каин убил Авеля, животные почувствовали запах человеческой крови. И если до этого животные вели себя по отношению к человеку со страхом и преклонением, то они начали рычать на Каина, они стали бросаться на него, и он был напуган. Человеческая смерть вошла в этот мир.
Каин не был первым человекоубийцей. В Библии сказано, что человекоубийца от начала — это дьявол: ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала (Ин. 8:44). Кого же он убил? Дьявол стоит за каждым преступлением, которое совершают люди. И Каин не убил бы своего брата Авеля, если бы за ним не стоял дьявол, который хочет вносить в наш мир некую дисгармонию, потому что дьявол страшно завидует нам.
Почему? Дьявол создан, как и все ангелы, из Божественного света. И когда-то дьявол был светлым ангелом. Иоанн Дамаскин пишет, что ему, дьяволу, была доверена наша планета. Дословно он пишет: «Весь земной чин был вверен ему». То есть до своего падения дьявол был, ни больше ни меньше, ангелом-хранителем планеты Земля. Он создан из Божественного света, как и все ангелы.
После падения дьявола и тех, которые последовали за ним, Бог творит новые существа — людей, и творит их из праха земного, что могло вызвать пренебрежение со стороны падших ангелов. И Бог ставит человека владыкой этого мира, земного мира, и вверяет человеку весь земной чин. Бог говорит: «Владычествуйте и господствуйте над этим миром».
И вот это была трагедия для дьявола и сил зла. Они, созданные из света, лишены возможности господствовать в этом земном мире, а созданные из праха заняли их место. Поэтому жгучая зависть переполняет их. Причем сама их природа остается светлой истиной, потому что их падение не касается их природы. Природа всегда остается светлой. Если даже падшие духи сохраняют истинную природу, их выпадание происходит, потому что они стали иметь ложные представления о себе и о Боге.
Блаженный Агустин поясняет: «Нет никакой другой причины падения дьявола и других ангелов, кроме их стремления к благу любви». Как это так? Если мы скажем, что причина их падения — гордость (а гордость уже грех), то возникнет вопрос: а гордость почему возникла, какая причина? И так можно до бесконечности. Получится языческий дуализм: как бы вечно существует и добро, и зло.
Но это не так — добро изначально, и природа каждого существа — она изначально хороша весьма. Поэтому то, что произошло с этими духами, на славяно-русском языке называется «перелюбил» или «прелюбодеяние». Здесь слово «прелюбодеяние» можно взять в кавычки.
Что такое прелюбодеяние? Это славяно-русское слово, что оно означает? Само стремление одного человека к другому, вот это сексуальное чувство, оно вполне законно. Если юноша начинает испытывать романтические чувства к девушке, они начинают писать стихи, как будто дыхание Эдемского сада коснулось их.
Помните, когда Адам впервые увидел свою жену, он говорит: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2:23). Жена от мужа. На еврейском языке слово муж — это «иш», жена — это «иша». Эти слова рифмуются: иш — иша, иша — иш. То есть поэтическое чувство впервые проявляется, и мы это видим в Библии, когда Адам видит Еву. Поэтому первая влюбленность между юношей и девушкой тоже сопровождается поэтическим светлым чувством, и это законно, если это законно оформляется.
Но если они впадают в прелюбодеяние (славяно-русское слово «прелюбодеяние» означает «перелюбил»), то есть выходят за границы дозволенного, это уже состояние блуда. Так вот, эти злые духи до своего выпадания из духовного мира были добрыми духами, и они воспевали Бога.
Что имеет в виду Августин, когда он говорит: «Нет никакой другой причины их падения, кроме их стремления к благу любви», — то есть к Богу? Считается, что Люцифер так воспевал Бога, что в какой-то момент он настолько приблизился к Богу, и в экстазе любви религиозной…
А что такое «любовь»? Это желание приблизиться к объекту любви настолько, насколько это возможно. И вот в экстазе такой религиозной любви он потерял ощущение дистанции между собой и Богом. А дистанция существенная. Ветхозаветные пророки прямо говорят, что дистанция между Творцом и всем творением — это как дистанция между горшечником и горшками, которые он делает своими руками. Конечно, если это искусный горшечник, мы по амфоре, по горшку можем оценить его таланты.
Как Павел пишет: мы познаем Бога невидимого через рассматривание творений видимых. Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1:20). Но в то же время, если горшок возомнил себя быть равным горшечнику, это падение.
О Христе сказано: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Фил. 2:6), — потому что Он Сам есть Бог, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Так вот, для дьявола в случае с Люцифером это было хищение — он замахнулся на достоинства Творца. И происходит выпадание из духовного мира его и тех ангелов (считается, треть ангелов пали), которые последовали за ним.
Мир, который оказался без Бога, мир падших людей — он не был лишен надежды на спасение, потому что сразу после грехопадения Бог дает людям Евангелие. Евангелие — это благая или радостная весть об Иисусе Христе. И это первое Евангелие звучит в раю. Оно предназначено для людей, но, как некий воинский призыв, звучит по отношению к змию.
Как некий воинский призыв, когда Господь говорит змию: и вражду положу между тобою и между женою, — это извечная вражда сил зла со Святой Церковью, Невестой Христа Жениха, — и между семенем твоим, — от семени дьявола те, которые последуют Ему, — и между семенем ее, — здесь говорится как об одном. Что это за женское семя? Это указание на то, что без участия мужского семени придет Тот, Который сокрушит главу змея, — оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15).
Пята — это слабое место. У Христа это человеческое тело, которое было избито, оплевано, распято, умерщвлено. Христос сокрушил идеологию язычества, то есть неправильного представления о Боге, идеологию зла, идеологию дьявола. Ведь после того, как люди поверили змею больше, чем Богу, происходит выпадание людей из духовного мира. И Каин строит город. Этот город строится до сих пор. Это искусственный мир, который люди хотят противопоставить миру Божию.
Блаженный Августин пишет, что есть два града: град Божий и град дьявола. Что такое град Божий? Это любовь к Богу до отрицания самого себя. Что такое град дьявола? Это любовь к себе, такая гуманистическая любовь к себе, которая доходит до отрицания Бога. И вот этот искусственный мир, который созидает Каин, это противоположность Церкви.
Церковь существует со времен первого человека — Адама. Это Ветхозаветная Церковь, и она была вполне авторитетным институтом, пока завеса в храме не разорвалась надвое в момент смерти Христа, когда Дух Святой, по-еврейски Руах ха-Кодеш, покинул Иерусалимский храм. Церковь существует в формате Нового Завета. Как и силы зла, и град — они имеют разные конфигурации.
И что мы читаем далее? У Еноха (Енох — это сын Каина) родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами (Быт. 4:18-20).
Итак, мы видим, что род Каина распространяется. Рождается Ламех — человек, который вводит многоженство. У него две жены — Ада и Цилла, одна для чадородия, другая для блуда. Об этом свидетельствуют и хамина на Еврите, хотя и та, и другая рождают детей. Но это был вызов Божественной нравственности и морали, когда Бог сказал: и будут два одною плотью (Мф. 19:5).
Жена в жизни мужчины — это не случайность. Обратите внимание на 1-ю главу Книги Бытия. Когда Бог творит мир, Он говорит: «Хорошо, хорошо, хорошо», — а потом Он говорит: «Весьма хорошо». Но во 2-й главе Книги Бытия Бог говорит — «нехорошо». Что нехорошо? Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18) — мужчине без женщины. И когда Бог творит из ребра Адама для него жену, Он устраняет из этого мира последнее нехорошее. И когда в мир входит праматерь наша Ева, мир становится совершенным. Теперь все весьма хорошо, все великолепно.
В Еве была красота всех женщин, всех девушек. Она являлась совершенным творением Бога. И Ламех, который вводит многоженство, это первый человек, который допускает некие серьезные искажения в сфере межполовых отношений. Если в библейском понимании жена — это помощница для мужа, которая соответственно ему…
Что значит — соответственно ему? Как Адам исключительная личность, так и его жена исключительная личность, и любая попытка что-то втащить во взаимоотношения между мужчиной и женщиной — это действие дьявола.
То время, в которое мы с вами живем, это время растабуирования, когда снимаются все табу и все запреты, без которых не может существовать никакое, даже самое дикое, племя. В каждом племени есть свои табу и запреты. Растабуирование — это когда мир как бы сдвигается со своей нравственной оси.
Сейчас мы видим новые союзы: мужчина и мужчина, женщина и женщина. Это вызов Божественному замыслу Создателя. Это оскорбление человеческого достоинства. Это часть искусственного мира, то, что начинает творить Каин, и то, что продолжается в его потомках.
И что мы видим далее? Мы видим, что Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами (Быт. 4:20). Это странник, который перемещается с места на место. Сейчас, в XXI веке, это входит в замысел тех международных сил, которые хотят оторвать всех людей от их национальных, религиозных традиций и от их корней, чтобы народы существовали в состоянии неких кочевников, переезжая с одного континента на другой, чтобы люди не были связаны никакими границами — от политических и военных до нравственных и моральных.
И далее мы читаем: Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели (Быт. 4:21). Здесь в Библии появляется еврейское слово мацехек, которое в контексте Библии означает идолопоклонство — они играли перед идолами, смертоубийство.
В Книгах Царей приводится пример: две армии стояли друг против друга — эти евреи и те евреи. И один полководец сказал: «Пусть молодые выйдут, поиграют ножичками». И вышли юноши и убили друг друга. Там вот это слово — «поиграем», мацехек. И слово «мацехек» означает какие-то сексуальные действия.
Когда Сара увидела, что Ишмаэль затеял какую-то игру с маленьким Исааком, там вот это слово — «мацехек». И есть предположение, что он мог обучать его или идолопоклонству, или ставил под опасность его жизнь, или допускал какие-то вольности сексуального характера. Таким образом, Иувал, который был отец всех играющих на гуслях и свирели, это праотец всех этих рок-музыкантов, поп-музыкантов, которые кривляются на сцене, обколовшись наркотиками, обкурившись травкой.
Эта «массовая культура» в кавычках — на самом деле это субкультура. Слово «субкультура» означает «подвальная культура». Но сейчас подвал превратился в Олимп, а Олимп спустился в подвал. Классическая музыка никому не интересна. Но эти кривляющиеся пьяные клоуны привносят звуки, мелодии, такую ритмику, которая в средние века была запрещена.
Есть некоторые аккорды, которые были запрещены в средние века как вносящие дисгармонию. Но вся современная музыка строится на этих аккордах, и это проблема. Сейчас эти люди иногда достигают такой популярности, что они могут менять мировосприятие целых стран.
Был момент, когда один участник известной группы Beatles заявил, что они стали популярнее, чем Иисус Христос. Они заявили это в Соединенных Штатах Америки, но они не поняли, что такое Америка, потому что настоящая Америка — это двухэтажная Америка, одноэтажная Америка, это маленькие города. Там живут очень религиозные люди, пуритане.
И эта молодежь, которая тоже увлекалась Beatles, стали выносить их пластинки и разбивать, кидали все это в огонь. Beatles перепугались и стали приносить извинения. Сейчас уже никто не приносит никаких извинений Церкви. Beatles вообще выглядит, как некая классика, на фоне тех визгов, кривляний, которые мы наблюдаем.
Далее мы читаем: Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа (Быт. 4:22). Он — отец военно-промышленного комплекса. Страшная беда нашего времени и в Америке, и в Европе, и в России — у власти оказались люди, которые не знают, что такое война.
Если мы возьмем времена, например, 60-е годы, у нас был Хрущев, он знал, что такое война, — он отвечал за Сталинград. Во главе Америки стоял Кеннеди. Кеннеди во время Второй мировой войны — это боевой летчик, который имел несколько боевых вылетов. Эти люди знали, что такое война. Хрущева сменил Леонид Ильич Брежнев. Это именно тот человек, который в военных условиях, в полевых и штабных условиях знал, что это такое. Сейчас приходит поколение людей, уже пришло во всем мире, которые не знают, что любая война — это грязь, кровь и смрад.
По библейским законам любое явление может иметь двойное или тройное предназначение. Например, о винопитии сказано: вино веселит сердце человека (Пс. 103:15), но также о винопитии сказано в Книге притчей: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид (Притч. 23: 31-31).
И надо понять, какое же объяснение доминирующее. Есть такое правило: если тебе это непонятно, вспомни, где об этом явлении говорится впервые. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем (Быт. 9:20-21). Если говорить о военно-промышленном комплексе, действительно были герои на войнах, библейские герои, такие, как Давид, и были предатели, и были агрессоры. Но первое упоминание — когда Каин убивает Авеля.
В Библии сказано, что весь род человеческий происходит от одной крови — крови Адама. Все мы родственники по отношению друг ко другу, и любая война — это смертоубийство, а первый человекоубийца — это дьявол, и он стоит за каждым военным конфликтом. Военно-промышленный комплекс тратит деньги многих и многих людей во всем мире, и они, как дикари, трясут этим атомным оружием друг перед другом, запугивая одна страна другую. Рано или поздно этот потенциал взорвется.
В Книге пророка Исаии сказано: вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! (Ис. 50:11) Апостол Петр пишет: земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10). Мы видим, как из семени Каина рождаются вот эти страшные начала. Всякие извращения — это Ламех, играющие на музыкальных инструментах перед идолами, военно-промышленный комплекс Тувалкаина — первого изготовителя оружия.
Любая страна должна искать благо для своих граждан. Если наше благо заключается в том, что у нас больше оружия, это несчастье. И вот Тувалкаин, [Фавел], который был ковачом всех орудий из меди и железа, и сестра Тувалкаина Ноема… Ноема — можно понять это имя как Ноева, предназначенная для Ноя. Есть такое объяснение, что Ноема стала женой Ноя, и в ковчеге семя каинитов вошло в наш мир, смешавшись с семенем сифитов.
Почему Бог наводит потоп, первое такое глобальное, серьезное наказание? Потому что Бог увидел, что сыны Божии (бней Элохим) — сифиты, потомки праведного Сифа, стали входить к дочерям человеческим, это потомки Каина, каинитки, и они стали создавать семьи — происходило смешение кровей.
Богу это не угодно, когда брачная жизнь строится только на основах взаимной плотской привязанности без всякого единства в духе, в вере, в нравственных и моральных идеалах. Такие отношения не могут быть долгими, потому что плотское чувство притупляется, красота рано или поздно увядает, и, если нет подлинного единства, созвучия душ, а есть только единство тел, здесь всегда есть опасность, что такая семья распадется. И то количество разводов, которое мы наблюдаем в этом мире, это трагическая реальность.
Почему возникли так называемые гражданские браки? Потому что люди рождались в таких семьях, где папа не живет с мамой, и это повседневность. И люди сказали: «Зачем тогда вступать в брак, если рано или поздно будет развод?» И они создают так называемые гражданские браки, которые ни на чем юридически не основываются, и нет никаких нравственных и моральных обязательств.
Почему мы так скрупулезно изучаем жизнь людей до потопа? Потому что Иисус Христос, Господь наш говорит: как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж… так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:38-39), Сына Божия. Почему Христос говорит: «Ели, пили»? Люди всегда едят и что-то пьют. Но они не то ели. Мы видим, что после потопа Бог разрешил людям вкушать мясную пищу, потому что до потопа они буквально пожирали друг друга, они пили кровь убитых животных. Есть запрет на использование крови в пищу в Ветхом Завете, в Новом Завете, в правилах Поместных и Вселенских Соборов Христовой Церкви.
Я помню, когда я был мальчиком, я видел, как в наш дом пришел резчик, который должен был зарезать свинью, и он при нас, при детях ее зарезал, сразу сцедил в кружку кровь и залпом выпил. И он опьянел, его глаза налились кровью и приобрели форму глаз вот этого мертвого животного, этой свиньи. И мы, дети, сказали друг другу: «Он превращается в свинью, надо убегать, а то он набросится на нас и будет пить нашу кровь». И мы, православные дети, убежали. Нам было страшно это видеть.
Ели, пили, женились и выходили замуж. Зачем после того, как сказано «женились», добавлено «выходили замуж»? Это свидетельство о том, что будет страшная эмансипация. Не только мужчины будут брать женщин, но и женщины начнут брать мужчин. Женились и выходили замуж — женщины будут проявлять несвойственную им активность в таких вопросах, как установление личных отношений, брачных отношений. И мы это наблюдаем.
Первая феминистка, которая проявляет эмансипацию, — это наша праматерь Ева, когда она, как пишет Златоуст, созданная для того, чтобы собеседовать с мужем, начинает собеседовать со змеем. Она была создана, настаивает Златоуст, чтобы собеседовать с мужем, а она начинает собеседовать со змеем, она проявляет самостоятельность. Она не обращается к Адаму, чтобы он включился в этот диалог.
И это тоже реальность наших дней, когда иногда слабый пол проявляет вот такой дух и теряется это романтическое чувство ухаживания, покорения. Когда что-то становится слишком доступным, это обесценивается. И на этом фоне гомосексуальные связи выглядят для некоторых более естественными, потому что этого надо добиваться, как минимум, а женщины стали слишком доступны. Такое объяснение есть у многих западных психологов, и это проблема.
И вот этот мир, мир перед потопом — это реальность, которая ожидает нас. В Библии сказано, что всякая плоть извратила путь свой (Быт. 6:12). Что значит — всякая плоть извратила путь свой? Теперь не только мужчина идет к женщине, но женщина идет к мужчине. Женились, выходили замуж. Теперь не только мужчина идет к женщине, но мужчина идет к мужчине, а женщина идет к женщине. Вот это означает, что всякая плоть извратила путь свой.
Сейчас бросается вызов всем религиозным истинам. Христианство представляется на Западе уже поверженной религией, реальным врагом цивилизованного мира представляется ислам. Почему? Потому что они не хотят пить кока-колу, они не хотят, чтобы их дети смотрели эти фильмы, слушали эту дикую музыку, и только за это их начинают бомбить, стирать с лица земли.
В Священном Писании есть такие слова, что будет время, когда все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, — не живущие благочестиво, а желающий жить благочестиво, — будут гонимы (2Тим. 3:12). А если кто-то будет жить благочестиво, такие будут уничтожаться. В наше время это такие мученики, как блаженной памяти отец Даниил Сысоев и ему подобные.
Искусственный мир — это мир, который лишает нас не только нравственных и моральных начал, он лишает нас наших имен, потому что людям присваиваются номера. Если кто-то из вас видел материалы Нюрнбергского процесса, то одно из серьезнейших обвинений нацизма — обезличивание людей и присваивание людям номеров.
Мой дед, Журавлев Егор Аркадьевич, прошел три концлагеря, и у него был номер на руке. Когда мы, его внуки, видели это, мы спрашивали: «Что это?» И он говорил: «У меня отняли мое имя. Меня называли по этим цифрам, по этому номеру».
Что такое имя? Есть прекрасная работа отца Павла Флоренского, она называется «Философия имени». Если мы внимательно читаем Библию, то мы видим, что, как правило, имена детям давали женщины, причем в момент родов. Вот он родился — и она дает ему имя. Что такое роды? Это исполнение Божией заповеди: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1:28), причем такое исполнение Божией заповеди, когда это происходит непосредственно.
Есть такой принцип: если кто-то исполняет одну заповедь, это освобождает его от исполнения всех других. У нас беременные — они не постятся, для них есть очень много льгот и так далее. Так вот, когда женщина исполняет эту заповедь, проливая свою кровь, она становится праведницей, и Дух Божий сходит на нее. И в этот момент она может в звуке выразить дальнейшую судьбу этого ребенка — она дает ему имя в пророческом озарении.
Те имена, которые библейские женщины дают своим новорожденным детям, оказываются характеристикой для этих детей, что с ними потом произойдет. Философия имени в православном понимании: имя указывает на святого, а жизнь святого — это как некая матрица, для нас образ, пример. И мы должны делать изыскание жизни этого святого, чтобы, насколько это возможно, подражать ему.
Философия имени — это философия обновления. В Библии мы видим, когда человек праведный ведет себя нечестиво, вдруг пропадает его имя. Просто сказано — он встал и пошел. А когда человек ведет себя хорошо, удваивается имя. Помните: Моисей Моисей, Авраам Авраам, Самуил Самуил. Удвоение имени — это особое Божие одобрение таких людей, это особое Божие благословение. Перемена имени, например, Иаков (обманщик) на Израиль (воин Божий) указывает на обновление. Христос менял имена некоторым из Своих учеников.
Имя для нас связано со святым Божиим человеком, жизнь которого — программа действий для нас. И та попытка присваивать номера людям, которая осуждалась на Нюрнбергском процессе всем человечеством, это реальность.
Когда впервые появилось такое понятие, как Евросоюз? Первый Евросоюз создал Адольф Гитлер, когда он присоединяет к Третьему рейху Францию после того, как оккупировал Польшу, после того как оккупировал скандинавские страны, после того как он оккупировал многие другие страны. Он это так и называл — Евросоюз. Была определенная программа уничтожать все границы, лишать людей их имен, лишать людей их нравственных и моральных ориентиров, ибо грех объявляется социальным понятием.
Что значит — социальное понятие? Если для Третьего рейха это преступление, необходимость, это нравственно выверенный поступок сверхчеловека. Но если даже праведное деяние отдельно взятого человека является вызовом Третьему рейху, это преступление.
Сейчас в Западной Европе, в некоторых штатах Соединенных Штатов Америки христианство уже вне закона. Вот это Рождество, которое приближается, оно запрещено в некоторых странах Западной Европы, оно запрещено в некоторых штатах в Соединенных Штатах Америки. Мир изгоняет Рождество, потому что мир не хочет иметь дело с Тем, Который родился в Вифлееме.
Для того, чтобы заставить людей подчиняться, их надо напугать. Как можно напугать людей? Угрозы могут быть разными: угроза экономического кризиса и обнищания, угроза эпидемии неизлечимого заболевания, угроза человеческого вырождения как такового. В Третьей книге Ездры сказано: женщины будут рождать чудовищ (3Ездр. 5:8).
В последние времена появятся такие акселераты, переростки, которые будут намного выше своих родителей, но без нравственных начал, без религиозных ценностей они будут представлять угрозу для окружающих людей. Помните, как один из персонажей Федора Михайловича Достоевского говорит: «Если Бога нет, тогда все возможно».
«Этот искусственный мир, который начал созидаться, как некий град, это два града, два народа и два града», — говорит Блаженный Августин. Один град созидается во имя человеческого эго, даже не во имя сатаны. Кстати, воцарение антихриста будет против сатаны, потому что антихрист ненавидит дьявола, ненавидит все человечество. Почему? Он придет во имя свое.
Смотрите, Христос приходит во имя Своего Отца, антихрист приходит во имя свое, потому что он все ненавидит, неспособный к любви как таковой. И вот религия человека Божия — она будет поставлена на первое место. Вот это ложное понимание гуманизма, когда место Бога занимает человеческая личность, лишенная религий, нравственных начал — это катастрофа. И во имя идеалов этой абстрактной личности права человека…
Мы слышим: права человека, права человека, защищаются права одного человека — грядущего антихриста. Это та реальность, в которой мы существуем, в которой мы живем. Христиане в Западном мире подвергаются страшной травле. Им бросают вызовы. Каждую неделю закрываются какие-то храмы в Европе, в Америке, и там потом делают дискотеки. В лучшем случае там появляются мусульмане и молятся по своим понятиям.
Но мы знаем разницу между человеческими и богооткровенными религиями, и во всем этом проблема. Христианин XXI века должен задаваться вопросом: какое место в этом гибнущем мире должен занять я? То, что мы сейчас читаем из Книги Бытия, это описание гибели первого мира. Этот мир допотопный так и называется —первый мир. В Новом Завете говорится, что первый мир погиб в воде. Второй мир — это мир, в котором мы с вами живем, сберегается для огня.
И опять мы вспоминаем пророчество Исаии: вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! (Ис. 50:11), и то, что говорит апостол Петр: земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10). Но в библейском понимании любой конец является началом чего-то другого.
Во дни Иисуса Христа расхожим выражением были слова: «человек рождается для смерти, но умирает он для жизни». Для какой жизни? Ответ на этот вопрос формируется самой нашей земной жизнью. Земная жизнь — это самый важный отрезок нашего существования, потому что все решается только здесь. И свой ад, и рай мы можем создать только здесь.
Каждое воскресенье, когда вы приходите в храм, вы исповедуетесь и причащаетесь Тела и Крови. Разве это не рай сладости? Конечно, это рай и в то же время ад. Это такая же повседневная реальность, как Клайв Льюис пишет: «Ад — это дверь, которая запирается изнутри». Мы сами своими поступками, своими делами запираемся изнутри. Потому что человек, который консервирует, буквально консервирует свое настоящее греховное состояние и впадает в реликтовое состояние, обрекает себя на тяжелые последствия того выбора, который он делает, еще живя на земле.
Иногда нас, священников, спрашивают: «Дойдя до какого предела, человек не будет иметь точки возврата?» Отцы Церкви со всей очевидностью говорят — это физическая смерть. Это и есть та точка невозврата, перейдя которую, мы уже сами ничего не можем сделать для своего исправления. Почему мы ничего не можем сделать? Иустин Попович, известный богослов ХХ века, объясняет: «Мы после смерти лишены инструмента спасения души».
Инструмент спасения души — это наше тело. Только живя в теле, мы можем менять состояние своей души или со знаком «минус», или со знаком «плюс». Поэтому, доколе еще есть время, как сказано в Библии, доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем (Еккл. 12:6), доколе не скажут: «Умер человек», — у нас есть время исправления. Сколько его, мы не знаем, но все это время мы должны использовать для того, чтобы действительно определиться в добре или во зле. Эта жизнь дана нам для того, чтобы мы определились в добре или во зле.
Сейчас много суеверий. Например, люди, которые обеспокоены вакцинацией, могут сказать, что человек может получить печать антихриста, даже не поняв этого. Это не так, это совсем не так. И мы видим, что пишет Ипполит Римский, мы видим, что пишет Нил Мироточивый — что печати антихриста будет предшествовать сознательное отречение от Христа, то, что в Библии, в Новом Завете называется «апостасия» — всемирное отступление от истин веры. И вот этот процесс апостасии, расцерковления, растабуирования мы с вами наблюдаем.
Церкви объявлена война, и это реальность, в которой мы живем. Эта война не прекратится, как не прекращается построение града Каина. Построение Града Божия, то есть созидание Церкви, тоже продолжается. Христос сказал в Кесарии Филипповой: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Но в книге Откровение Иоанна Богослова сказано, что антихристу будет дана власть вести войну со святыми и победить святых.
В каком смысле? Христос говорит: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8) То есть процессы апостасии будут настолько тотальные, что вера — она буквально будет как бы сокрыта от всех. Как сказано в книге пророка Амоса, люди будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его (Ам. 8:11). И в то же время последняя примета, которую оставляет Христос для нас, Евангелие от Матфея: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:14).
30 лет назад я не мог себе представить, что смогу выступать на телевидении, что другие священники смогут выступать на телевидении, на радио, что для нас будут открыты тюрьмы, воинские части, и мы сможем нести слово Божие. Но Христос сказал: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Есть страны, куда не пускают христианских проповедников — в основном это исламские страны. Там проповедь любой другой религии законодательно запрещена. Но, благодаря тому же интернету, мы можем входить в каждый дом, мы можем общаться с самыми разными людьми, и это реальность, в которой мы существуем.
Последний призыв — это очень важная тема. Какую роль будешь играть в этом процессе ты сам, как христианин? Ты не проповедник. Но в Нагорной проповеди Христос говорит: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Мы благовествуем не только словом, но и самим движением нашей мысли. О последних временах, о самых последних временах сказано у пророка Даниила: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (Дан. 12:1). То есть самые тяжелые испытания, самые ужасные гонения — это то, что впереди.
Святейший Патриарх Кирилл однажды сказал на проповеди: «Тьма безнравственности так сгущается в современном мире, что она может ускорить воцарение антихриста». Ускорить — и это реальность. Апостасийные процессы — это реальность. И мы должны думать о наших детях, мы должны думать о тех молодых христианах, которые только создали свои семьи, как родители, должны поддерживать их, защищать, оберегать любой такой град Божий, где бы он ни возникал.
Первый мир погибает в водах потопа, но во дни первого мира строится ковчег. Ковчег — это образ Церкви. В строительстве принимало участие семейство Ноя, всего восемь человек. Тогда люди жили очень долго. Ковчег строился больше ста лет. Сто лет стучали молотки, и сто лет люди могли приходить к Ною и к его семейству и спрашивать: «Что вы тут, ребята, делаете?» И когда Ной и его семья рассказывали, что они делают, что будет потоп, который затопит все, и, конечно, над ними смеялись. Но молотки продолжали стучать. Они стучат и сейчас — созидание Церкви продолжается.
В ковчег вошли чистые и нечистые животные. Блаженный Августин поясняет это обстоятельство следующим образом: «И совершенные, и несовершенные христиане, если они будут сохранять верность Христу и Церкви, переживут спасение». Ковчег единственный вознесся над всем гибнущим миром, так и Церковь.
Как Христос говорит о Церкви — экклесия, собрание верующих: тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24:40-41). Ибо встреча Христа, Жениха с Церковью, Невестой будет на воздусех.
Антихрист установит планетарную власть, он будет контролировать перемещение всех богатств этого мира. Его печать — это его собственное имя. Отцы Церкви объясняют, что, как в античном мире на рабов ставили клеймо с именем хозяина, так будет и во дни антихриста. Это никакая не прививка, не клизма, не таблетка. Это печать с именем того, который будет считать себя господином этого мира.
Антихрист будет ставить эти печати, но на тех, которые согласятся с его властью, которые преклонятся перед ним. Ибо как приход к Богу может быть только добровольным, так и уход в противоположную сторону не лишен добровольного выбора.
Когда вас крестили, вы были маленькими, младенцами, и за вас ваши крестные родители отрекались от дьявола, от злых дел его, от ангелов его, от служения его и говорили: «Сочетаваюсь Христу, сочетаваюсь Христу, сочетаваюсь Христу». Церковь помазывала вас святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго». И смысл жизни христианина — раскрывать эти печати в дарах Духа Святаго, в плодах Духа Святаго.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл жизни христианина — стяжание благодати Духа Святаго. Что такое «стяжание благодати Духа Святого»? Это рачительное отношение к той благодати, которую мы получаем через таинства Церкви. Когда во время таинства Исповеди ты переживаешь Божие прощение, когда во время таинства Причастия ты переживаешь Божие оправдание, получаешь возможность начать жизнь с чистого белого листа, ты должен рачительно относиться к той благодати, которую ты получаешь через таинства Церкви.
В Церкви есть все необходимые условия для того, чтобы человек мог спастись. Церковь не привязана к месту. У нас могут отобрать все храмы — это было в истории несколько раз. Но, в отличие от иудаизма, который является храмовой религией, христианство никогда не было храмовой религией. Мы любим наши храмы, мы посвящаем эти места Богу.
Но первые 400 лет христианской истории, 500 лет христиане существовали без храмов. Первая церковная единица — это домашняя церковь. Когда вы читаете Послание Павла, вы, наверное, видите, он пишет: «Приветствую домашнюю церковь такую-то, такую-то, такую-то».
Некоторые авторитетные учителя Церкви говорят: «Церковь началась с домашней церкви, и она закончит домашней церковью». Потому что в самые тяжелые времена, когда будет мерзость запустения на святом месте, действительно будет очень тяжело. Но в это время, когда получается свобода для проповеди Евангелия, для того чтобы запасаться духовным хлебом, духовной пищей, не будем терять это время.
Конечно, о дне же том и часе никто не знает (Мф. 24:36). Может быть, пройдет 500 лет, 600 лет, может быть, пройдет 50 лет, мы не знаем. А может быть, осталось всего 3,5 года, мы тоже ничего этого не знаем. Почему Господь скрыл от нас дату Своего Пришествия и кончины века? Для того, чтобы мы бодрствовали, не впадали в духовную спячку. Бодрствовали, бодрствовали, бодрствовали…
Конечно, сила зла окружают нас. Как апостол Павел пишет, нам не безызвестны его умыслы (2Кор. 2:11), но Христос часто произносит одно и то же слово — не бойся, не бойся, не бойся. Сейчас все мы напуганы, все человечество напугано в планетарном масштабе. И, раздирая это пространство страха, Христос говорит, обращаясь ко мне и к тебе — к каждому из нас: «Не бойся, если ты в Ковчеге, если ты участвуешь в созидании Дома Божия, ты церковный человек».
Апостол Павел восклицает: ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). Никто и ничто. Сохраняя верность Святой Церкви, созидая Ковчег веры, мы обеспечиваем и свое собственное спасение. И слова Христа, Его призыв «не бойся» наполняют смыслом нашу боль, наше переживание и наш страх. Ибо претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13). Это то, что мне хотелось сегодня вам сказать.
Протоиерей Олег Стеняев, миссионер и сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C. Хомякова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии