Иранская полиция изъяла у контрабандистов две золотые погребальные маски возрастом более 2000 лет

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иранская полиция изъяла у контрабандистов две золотые погребальные маски возрастом более 2000 лет
Их продавали с керамикой, статуэтками и прочими предметами эламской культуры

БУШЕР. Иранская полиция изъяла у контрабандистов две золотые погребальные маски возрастом более 2000 лет – их пытались продать с керамикой, статуэтками и прочими предметами эламской культуры, пишет arkeonews.

Начальник полиции провинции Бушер Эсмаил Саджади-Манеш (Esmaeel Sajjadi-Manesh) сообщил об успешной операции его подчиненных против контрабандистов древностей, в результате которой полиция изъяла у преступников «несколько священных реликвий», в том числе две золотые маски возрастом более двух тысяч лет, по оценке экспертов Департамента культурного наследия. Специалисты относят их к доахеменидскому времени, а конкретно к поздней эламской культуре.

«Среди изъятых артефактов особую ценность представляют две золотые маски, есть также чаши, статуэтки и несколько керамических изделий, – заявил в воскресенье 13 октября на пресс-конференции Саджади-Манеш. – Эксперты провинциального департамента культуры датируют их парфянско-эламским периодом. Наши оперативники долго вели за контрабандистами тщательное наблюдение и задержали их в провинции Фарс в тот момент, когда они пытались продать ценные артефакты». Полиция проследила пути и связи контрабандистов от порта Ганаве в провинции Бушер, и арестовала их во время подпольной сделки в городе Шираз провинции Фарс. Саджади-Манеш добавил, что спасенные артефакты перевезли под охраной в Бушер. «Среди найденных предметов одним из самых ценных признана золотая маска возрастом более 2000 лет по оценке специалистов, – отметил полицейский. – По нашим сведениям, в ходе незаконной сделки эта маска была продана за несколько миллиардов туманов (около 50 000 долларов США)».

По итогам исследований, проведенных в 1913 году французской группой археологов, было установлено, что Бушер – место зарождения Эламской империи. Эта цивилизация существовала на территории современного западного Ирана примерно с 3000 по 500 год до нашей эры. Она известна своими богатыми художественными традициями и сложными общественными структурами. Золотые маски эламского периода использовались, как правило, в погребальных ритуалах как символ перехода в загробную жизнь. Подобные маски отличаются высокой индивидуальностью и сложными рисунками, которые сообщали человеческому лицу определенные духовные и обрядовые значения. Маски готовились с особой тщательностью, они часто несут различные символы, отражающие убеждения и ценности покойного. Их найдено немного, а потому спасенные артефакты очень важны для понимания культуры эламитов и получения новой информации об их социальном устройстве, верованиях и обрядности. «Эти реликвии, по мнению специалистов, являются жизненно важными памятниками истории и культуры нашей страны, – подчеркнул Саджади-Манеш. – Каждый, кто попытается использовать их в целях личной наживы и неизбежно наносит при этом тяжкий ущерб нашему культурному наследию, а потому испытает на себе всю силу закона».

Эламиты населяли юго-запад нынешнего Ирана. Как полагают многие ученые, они родственны дравидийским племенам Белуджистана, а пришли в эти земли на рубеже XII – XI веков до нашей эры вместе с прочими индийскими и персидскими племенами, которые заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население. В целом в истории Древнего Ирана выделяют эпоху эламской цивилизации (с конца IV тысячелетия до конца VII века до нашей эры); индийскую эпоху (VIII – середина VI века до нашей эры); ахеменидский период (с середины VI века до 330 года до нашей эры); и парфянское время (с середины III века до нашей эры до 224 года нашей эры).

Элам считается одной из древнейших областей появления земледелия. Уже на рубеже IV – III тыс. до нашей эры эламиты выращивали обильные урожаи ячменя и фруктов. Тогда же здесь возникло ремесло, особенно гончарное дело. Для царских семей Элама были характерны браки на сестрах и левират, когда после смерти царя его брат-преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на трон. Эти браки существовали до середины VII века до нашей эры, хотя уже с XIII века царский престол стали передавать по отцовской линии, от царя к старшему сыну.

Эламиты создали самобытную культуру, а в начале III тысячелетия до нашей эры изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо, в котором было около 150 основных знаков, после чего более 400 лет вели на нем хозяйственные записи. В наши дни это письмо еще не расшифровано. Во второй половине III тысячелетия в Эламе изобрели еще и линейное слоговое (силлабическое) письмо из примерно 80 знаков. Им писали уже не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты на камне, глине и металле. Однако с конца III тысячелетия до нашей эры его вытеснила шумеро-аккадская клинопись, которой эламиты пользовались до середины V века до нашей эры.

Эламская религия была связана с религией Двуречья, но с присущим ей своеобразием. Изначально главой пантеона была великая богиня Пинекир, мать богов. Большое значение имел также культ Иншушинака, покровителя Суз, а позднее и бога преисподней. К середине II тысячелетия до нашей эры главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня. Из текста XXIII века до нашей эры мы знаем имена 37 эламских богов, многие из которых почитались до середины V века до нашей эры. Эламиты славились и оригинальным высоким искусством. Их сосуды украшены геометрическими узорами с изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тысячелетия до нашей эры наиболее ярко представлено в печатях с образами грифонов, крылатых львов и демонов.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10457821.html