ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ – ПРОРОК, КОТОРЫЙ ЕСТЬ, НО КОТОРОГО КАК БЫ И НЕТ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Святость человека никогда не ограничивается им самим, но обязательно будет влиять на окружающих.

Нам всем хорошо известны слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это правило работает и в обратном порядке – если человек погибает, то нередко тянет за собой и кого-то из своих ближних. Поэтому то влияние, которое мы оказываем на окружающих нас людей, говорит, какими мы есть на самом деле. В определенной степени каждый христианин должен стать своего рода «предтечей» Христа для тех, кто Христа еще не познал. 7 июля Православная Церковь празднует один из пяти Великих праздников – Рождество Иоанна Крестителя, потому, с оглядкой на пример его жизни, давайте поговорим о том, чему мы можем у него поучиться.

Я понимаю, что предложение проанализировать некоторые страницы жития святого выглядит довольно «рафинированно», но Предтеча Христов настолько уникален, что даже десятикратное обращение к нему не может не быть интересным для того, кто называет себя христианином.

Давайте начнем, пожалуй, с самых известных слов Священного Писания об Иоанне Крестителе, где он именуется «Гласом, вопиющим в пустыне» (Ис. 40:3; Ин. 1:23). Естественно, что понятие «пустыни» для нас здесь аллегорично. Когда заходит речь о покаянии, о вечной жизни, о вере, то под «пустыней», в особенности сегодня, следует понимать «пустоту» человеческой души. Эти «пустота» или «вакуум» образуются ровно тогда, когда у человека не сформировано мировоззрение, и нередко большой ошибкой было бы считать, что у нас, христиан, в этом плане всё в порядке. Мировоззрение не берется ниоткуда, а формируется постепенно, иногда на протяжении всей жизни. От мировоззрения зависит очень многое, и если кому покажется, что у него в этом плане особо нет никаких проблем, то пусть ответит на три основополагающих вопроса, без которых о сформированном мировоззрении и речи быть не может. Итак, три вопроса (или проблемы) суть следующие: Что и как есть? Что и как мы знаем? Что и как мы делаем, взаимодействуем? При этом нужно понимать, что сама жизнь не даст нам возможности избежать ответов. Отвечать всё равно придется, только либо сознательно, либо неосознанно. Если человек самостоятельно и целенаправленно не занимается поиском ответов, то они будут сформированы под влиянием случайных, хаотичных факторов, что в свою очередь приведет к разорванному мировоззрению и порабощению. Внешний мир, происходящие события, окружающие люди, общество, прочитанные или непрочитанные книги, такая немало значимая виртуальная сфера не могут не влиять на нас, и если мы это влияние не осознаем, соответственно, не осмысливаем, не направляем, то становимся его рабами, даже если считаем себя свободными. Нередко бывает, что при безответственном решении трех обозначенных проблем человек не приобретает, не «впитывает» ничего значимого, ничего благородного, ничего великого. Так возникает и ширится в душе «пустыня».

Для нас, христиан, проблема «пустыни» двоякая. С одной стороны, она есть в нас самих, – да, мы можем говорить, что наше мировоззрение христианское, но при попытке дать полноценный и честный ответ на поставленные вопросы, очевидно, возникнет немало проблем, свидетельствующих, что не такие уж мы и хорошие христиане. С другой стороны, во многих, окружающих нас людях, «пустыни» может быть еще больше и, заполнив собственные «пустоты», нам необходимо помочь заполнить «пустоты» у наших ближних.

При таких непростых условиях «глас вопиющего в пустыне» всё так же актуален и в XXI веке. За время более чем тридцатилетнего пребывания в реальной пустыне, за время прошедших борений и преодоленных трудностей все проблемы мировоззрения для Иоанна Крестителя были закрыты. Как человек он есть, но он настолько сроднился с Божьей волей, что его как бы и нет. Он действительно был не столько пророком, не столько праведником или подвижником, сколько «голосом», «словом», которое ему необходимо произнести для спасения людей, ради того, чтоб они пробудились, чтоб познали подлинную жизнь в Боге – единственном Источнике Жизни. Предтеча стал не говорящим человеком, но человеком, чьим голосом вещает Господь. «Иоанн отверг все земное для того, – пишет владыка Антоний Сурожский, – чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле. Господь не оставил его в далекой пустыне: когда Иоанн стал с Ним неразлучным, Господь послал его к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн». А теперь давайте задумаемся, есть ли в нас хоть капелька такой жизни? Горим ли мы сами и зажигаем ли людей?

Проблема мировоззрения не зря была затронута, потому как в человеке, обладающим целостным мировоззрением, постоянно работающим над ним, всегда чувствуется внутренняя сила, стержень. Такие люди даже невольно влияют на других, оставляют после себя неизгладимое впечатление, которое со временем может дать и серьезные плоды. Наше же мировоззрение если не разорвано, то часто надорвано, потому как к христианским ответам на поставленные вопросы примешивается «шлак» светскости, материального и проходящего. Потому у нас и не получается стать «голосом» Божьим – мы не звучим в «пустыне» потому, что «пустыня» есть в нас самих.

У Иоанна Крестителя есть еще одна важная черта – он только лишь Предтеча, он подготовил выход на проповедь Христа, после чего совершенно удалился, он стал тем человеком, который смог открыть дверь так, чтоб входящие, встретив Спасителя, о нем больше и не вспомнили. Если поразмыслить, то, наверное, у многих из нас найдется пример, когда нам удалось, пусть даже неожиданно, повлиять на чью-то душу, если не обратить ее к Христу, то хотя бы заставить задуматься. А теперь ответьте: кто после такого не захочет остаться в радости общения, кто не захочет, чтоб о нем вспомнили, что это именно его слово было сказано? Так и получается, что даже при небольшом миссионерском успехе наше «я» для нас самих закрывает Христа. Ничего подобного нельзя сказать Предтече: он друг Жениха (Ин. 3:29), т. е. тот, кто, забыв о себе, радуется радости Жениха, кто готовит Его радость, но в нужный момент удаляется.

Не зря Спаситель говорит, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Идеал его жизни и трудов очень и очень высок – достигнуть его у нас нет возможности, но нам этого и не нужно, достаточно и того, чтоб, ориентируясь на него, беря с него пример, мы двигались к той цели, ради которой когда-то в прошлом погрузились в воды крещальной купели. 

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/ioann-krestitel-prorok-kotoryy-est-no-ko...