Иоахим Буве – связной в период большого культурного обмена между Китаем и Европой

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: jesuit.ru / The History of Communication Between the East and West – Magnifissance

Иоахим Буве (1656–1730) был французским миссионером-иезуитом, математиком и картографом, который внес значительный вклад в области географии и востоковедения. Он родился в Ле-Мане, Франция, в 1656 году и вступил в Общество Иисуса в возрасте 17 лет.

Буве прибыл в Китай в 1687 году с пятью своими собратьями в качестве первых французских миссионеров, посланных Людовиком XIV. Кроме евангелизации, миссия также предполагала проведение различных научных исследований и изучение культуры и традиций страны. Буве быстро увлекся китайским языком и культурой и немало времени посвятил изучению и переводу китайских текстов.

Одним из самых значительных вкладов Буве была его работа в области китайской географии и картографии. Он создал несколько карт Китая, одна из которых была настолько точной, что ею пользовались европейские картографы более столетия. Буве также написал книгу о китайской географии, которая имела успех и влияние в Европе.

В дополнение к своей научной работе Буве был также опытным дипломатом и служил связным между китайским императором Канси и королем Франции Людовиком XIV. Это был почти чудесный век большого культурного обмена между Китаем и Европой; никогда прежде великие цивилизации Востока и Запада не были так близки. Император Канси и король Людовик XIV в своей мудрости дали народам обеих стран блестящий шанс улучшить и усовершенствовать себя посредством глубокого изучения культур друг друга.

Готфрид Лейбниц, считающийся одним из самых универсальных гениев за всю историю человечества, глубоко проникся новым учением с Востока и вступил в переписку с Иоахимом Буве, чтобы разузнать как можно больше о далекой стране. Лейбниц стал родоначальником китайской мысли в Европе. Однажды он написал: «Ввиду непомерных размеров, до которых дошло разложение нравов, я почти считаю необходимым, чтобы к нам были посланы китайские миссионеры для обучения нас цели и практике естественного богословия, как мы посылаем к ним миссионеров для обучения их богословию откровения».

Научные достижения и успехи на дипломатическом поле снискали Иоахиму Буве уважение при императорском дворе, что значительно облегчило работу миссионеров в Китае и поспособствовало распространению христианства на его землях.

Несмотря на все свои достижения, жизнь Буве не обошлась без контроверсий, возникших на почве его попыток согласования китайской классической культуры с Библией (фигуризм). Герои китайской древности спекулятивно отождествлялись с библейскими фигурами Ветхого Завета, а конфуцианское ожидание «совершенномудрого» (聖人) – с ожиданием Мессии. Триггером этого процесса стало знакомство иезуитов с китайской старинной «Книгой перемен» (И Цзин), редактирование которой традиционно приписывалось Конфуцию (551-479 до н. э.). Западные миссионеры и их приверженцы считали, что приобрели потерянное учение, сохранившееся в Китае еще от Сима – старшего из трех сыновей Ноя. Противники фигуризма обвиняли Буве в чрезмерной спекулятивности идей и слишком большой симпатии к китайской культуре и обычаям.

Иоахим Буве умер в Пекине в 1730 году в возрасте 74 лет. Его надгробная стела выставлена в Музее резьбы по камню в Пекине (в храме Пяти пагод) вместе с надгробными стелами его собратьев-миссионеров.

28 июня 2023 г.

Источник: "Иезуиты в России и СНГ"