Интервью с епископом Горно-Карловацким Герасимом (Поповичем)
Не так давно информационно-справочный портал по расколоведению "Анти-раскол" опубликовал анонс на книгу "Неканоническое Православие. Расколы и секты", автором которой является епископ Горно-Карловацкий Герасим (Попович), иерарх Сербского Патриархата. Сегодня владыка любезно согласился рассказать о состоянии современных церковных разделений в Сербской Православной Церкви и поделился своими соображениями относительно возможных перспектив преодоления расколов.
- Здравствуйте, уважаемый Владыко Герасим! Благодарим Вас за то, что согласились ответить на вопросы информационно-справочного портала по расколоведению «Анти-раскол». Скажите, пожалуйста, как давно Вы занимаетесь историей церковных расколов?
- Проблемой церковных расколов я заинтересовался еще в начале своего обучения в Духовной Семинарии и с того времени пристально изучал все, что можно было найти на эту тему в книгах или газетах. Во время обучения в Московской Духовной Академии мне довелось занимался серьезным изучением современных церковных расколов, результатом чего стала защита в 2002 году кандидатской диссертации на тему «Расколы в Сербской Православной Церкви (1945- 1995 гг.) и их каноническая оценка». Таким образом, данной проблематикой я интересуюсь более двадцати лет. В настоящее время имею желание продолжить систематическое изучение современных церковных расколов, что мне и рекомендует декан нашего факультета теологии. Однако многое зависит от того, буду ли я располагать свободным временем, поскольку на мне, как на правящем епархиальном архиерее, лежит много забот по ликвидации последствий тех разрушительных войн, которые не так давно велись в нашем регионе.
- Темой своей кандидатской диссертации, защищенной в Московской Духовной Академии, Вы избрали канонический анализ церковных расколов в Сербской Православной Церкви. Что это за расколы?
- Церковные расколы, рассмотренные в моей кандидатской диссертации, возникли в Сербской Православной Церкви во второй половине ХХ века. Это раскол в бывшей югославской Республике Македония и раскол в Американской епархии Сербского Патриархата, известный под названием «Свободная Сербская Православная Церковь». Эти расколы не возникли бы в том случае, если бы их появлению не способствовали югославские коммунистические власти. К сожалению, один из этих расколов с центром в Скопье (Македония), не преодолен до конца, хотя было предпринято несколько попыток его уврачевать. В 2002 г. один из македонских архиереев митрополит Велесский и Повардарский Иоанн принял приглашение его Святейшества патриарха Сербского Павла (+15.11.2009) и вступил в единство с Сербской Православной Церковью. Остальные продолжают пребывать в расколе. И все это по причине заинтересованности македонской власти и из-за радикально настроенного духовенства раскольнической религиозной организации, именуемой «Македонская Православная Церковь».
Раскол, который возник в Соединенных Штатах Америки и именовался «Свободной Сербской Православной Церковью», был уврачеван в 1992 году благодаря трудам недавно упокоившегося Патриарха Сербского Павла. Позднее в Австралии появились некоторые недовольные из числа сербского народа, желающие восстановления «Свободной Сербской Православной Церкви». От кого должна быть свободной эта «Церковь» нам не известно. Эта группа несогласных мирян совершенно незначительна и не имеет своих священнослужителей.
- При каких обстоятельствах возникла раскольническая «Свободная Сербская Православная Церковь»?
- Отделение от Сербского Патриархата Американо-Канадской епархии, возглавляемой епископом Дионисием, было спровоцировано спецслужбами коммунистической Югославии. Епископ Дионисий не боялся коммунистической власти, утвердившейся в Белграде, и выступал против нее. Он говорил о преступлениях коммунистов, которые были совершены ими против Церкви и сербского народа. В то время в заключении пребывало несколько епископов, которые впоследствии умерли насильственной смертью. Подвергались преследованиям также рядовые священники и монахи. Коммунисты спланировали и провели создание раскольнической Церкви в Македонии и имели планы по созданию Черногорской и Боснийской Церквей. И все это делалось для того, чтобы разделить и расколоть Сербскую Православную Церковь. Епископ Дионисий открыто говорил об этих вещах, извещая тем самым американскую общественность. Все это, конечно, беспокоило Тито и его команду. Они сделали все, чтобы скомпрометировать епископа Дионисия и отойти его от Белграда.
- Что было сделано для уврачевания этого раскола?
- Данное разделение просуществовало менее тридцати лет. Усердием и стараниями блаженнопочившего Патриарха Сербского Павла раскол был уврачеван в 1992 году, когда после падения коммунизма в кровавой гражданской войне начало распадаться государство Югославия.
- Как Вы полагаете, почему не до конца был уврачеван раскол так называемой «Свободной Сербской Православной Церкви»? Что нужно сделать для его окончательного уврачевания?
- Новейший период этого раскола достаточно сложен. Полагаю, что определенные люди по причинам, известным только им самим, не желают единства и не хотят приобщения к полноте Церковной. Некоторые люди не достаточно знакомы с каноническим устроением Церкви и с принципами ее внутренней жизни. Они отождествляют Церковь со светской организацией, в то время как Церковь является Божественным учреждением, руководимым Духом Святым, священными канонами.
- Какие еще расколы существуют на канонической территории Сербского Патриархата?
- Помимо уже названных расколов, существует сектантская организация, именуемая «Черногорской Православной Церковью», которая не может считаться раскольнической Церковью. Она является именно сектантской группой, поскольку, как мы знаем, раскол может учинить только высшая иерархия Поместной Церкви, но не меньше (Владыка имеет в виду то, что «Черногорская Православная Церковь» была провозглашена не архиереем, а архимандритом - ред.). Когда канонический епископ, по любой причине, оставит свою каноническую юрисдикцию и создаст собственную группу, которую потом назовет «Поместной Церковью», тогда он учинит раскол в Церкви. Это грех. И такой грех, как говорил священномученик Киприан Карфагенский, «не может быть смыт мученической кровью».
В подтверждение моих слов относительно того, что только епископ может произвести раскол в Церкви, скажу следующее. Согласно учению святых отцов, Церковь имеет следующую иерархическую структуру: епископ, пресвитер, диакон и народ Божий. Клир, который включает в себя пресвитеров и диаконов, а также народ Божий, подчинены духовной власти епископа. В этом видится исполнение слова Евангелия: «Кто из вас хочет быть первым, да будет вам слуга». Епископ управляет Церковью в совете с духовенством и в согласии с народом. Церковь себя объединяет вокруг епископа. «Кто не с епископом, тот не с Церковью», - говорит священномученик Киприан Карфагенский. Если отделится пресвитер от епископа, он уже будет вне Церкви. И здесь я снова вспоминаю священномученика Киприана, который сказал: «Кто не с Церковью, тот не со Христом». Таким образом, хочу повторить, что не может «Черногорская Православная Церковь» названа раскольнической Церковью.
Кроме того, на территории Хорватии действует сектантская группа, названная «Хорватской Православной Общиной» и стремящаяся к возрождению существовавшей в годы Второй Мировой войны самопровозглашенной «Хорватской Православной Церкви». Имеется и «Сербская Истинно-Православная Церковь», ведущая происхождение от греческих старостильников и возглавляемая «иеромонахом» Акакием.
- Как возникла неканоническая «Черногорская Православная Церковь»?
- Распад Югославии и появление небольших республик сопровождалось подчас развитием «великой идеи», согласно которой каждое независимое государство должно иметь свою независимую Церковь. Некоторые бывшие коммунистические функционеры из Черногории неожиданно превратились в черногорских националистов и поборников церковно-государственной идеологии, которая предполагает независимую Церковь в независимом государстве. В действительности за этой идеей скрывается чей-то прагматичный интерес, направленный далеко не на благо Православной Церкви. При таком развитии ситуации Церковь может быть разделена на мелкие части с целью последующего уничтожения. Иногда в этих пагубных процессах могут участвовать даже некоторые священнослужители. Так было и в случае архимандритом Антонием (Абрамовичем), который 31 октября 1993 г. в Щетине, в день праздника святого Луки и апостола Петра, объявил о создании «Черногорской Православной Церкви» и провозгласил себя «митрополитом».
- Какие Вы видите средства к преодолению этого раскола, возникшего на этно-политической основе?
- Совсем недавно, с 9 до 17 декабря 2009 г., в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези была проведена Межправославная Подготовительная Комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. В ходе заседаний Комиссии, среди всего прочего, обсуждались вопрос церковной автокефалии и церковной автономии, а также способов их провозглашения. Комиссия единогласно решила: «Выражая согласие Церкви‐Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей об этом Церкви посредством издания Томоса об автокефалии. Этот Томос подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей святейших Православных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом».
Если это решение удастся воплотить в жизнь, то оно могло бы в значительной мере сократить риск возникновения расколов на национальной почве, когда возникает желание создать автокефальную Церковь для определенной нации. Теперь у нас есть ряд примеров, когда возникают притязания на дарование автокефалии некоторым национальным Церквям, которые не имеют для того никаких условий или оснований. Необходимо как можно чаще созывать сессии Всеправославных Соборов, подобно тому, как это было в Древней Церкви, ведь накопилось множество различных церковных вопросов, разрешение которых не терпит промедления.
- Представляют ли современные раскольнические организации реальную угрозу для Православной Церкви?
- Несомненно, современные раскольнические организации представляют опасность для Православной Церкви. Опасность эта видится в том, что в расколы по ошибке попадают люди, которые после пребывания в ложной «коммунистической религии» ищут истинную веру. Однако они обманывают себя, думая, что нашли ее в расколе.
- Уважаемый Владыко, наш портал уже сообщал о том, что недавно вышла Ваша книга, посвященная проблеме современных церковных расколов. Насколько в настоящее время актуальна угроза расколов для Поместных Православных Церквей?
- Православная Церковь является живым организмом. Никакой раскол, разделение и даже разногласие не несет пользы для жизни Православной Церкви. Раскол должен рассматриваться как рана на теле Церкви и его нужно как можно скорее лечить, иначе он может расстроить жизнь церковного организма. Давайте вспомним пагубный раскол начала 1990-х годов в Болгарской Православной Церкви. Ситуация в Украине не лучше. Не сомневаюсь, что в обоих названных случаях государство играло важную роль и именно от него зависело поддержать или помочь преодолеть раскол. Православной Церкви необходимо как можно чаще созывать Всеправославные Соборы для решения жизненно важных религиозных вопросов. В свою очередь, церковным иерархам нужно иметь в виду, что Церковь выходит за рамки национальных границ и разделений на черных или белых, богатых или бедных, сербов или македонцев, русских или украинцев.
- Является ли пребывание в расколе опасным для духовного здоровья человека?
- Будьте уверены, что пребывание в расколе представляет серьезную угрозу и опасность для духовного здоровья человека. Об этом говорит священномученик Киприан Карфагенский, указывая на то, что правильное исповедание веры не может быть спасительным в том случае, если у человека нет единства с Церковью. Истинная вера выявляется и подтверждается в соборности. Поэтому не могут раскольники быть православными и не быть в единстве с Соборной Церковью. Более того, без соборного единства с Церковью не может быть не только истинной веры, но и действительных Таинств, так как в ереси и расколе отсутствует животворящая благодать Духа Святого. Это особенно подчеркивает священномученик Киприан Карфагенский, когда рассуждает о крещении раскольников. По мысли святого, даже если раскольник крестится, он никогда не может получить благодать Святого Духа, поскольку Дух Святой пребывает только в Церкви. Крестить и не приобретать дары Духа Святого все равно, что вообще не крестить. Крещение совершается во оставление грехов и грехи будут прощены, но лишь тем, кто получил благодатные дары Святого Духа. Пребывающие вне Православной Церкви раскольники пребывают вне Тела Христова и невозможно говорить об их спасении.
- Как Вы полагаете, необходимо ли изучение «Расколоведения» в современных православных Духовных Семинариях?
- В настоящее время совсем мало тех, кто серьезно занимается изучением расколов. Вероятно поэтому пока еще серьезно не стоит вопрос о введении в программу богословских школ изучения современных расколов. Ранее святые отцы, такие как священномученик Игнатий Богоносец, священномученик Киприан Карфагенский и другие, много писали на тему единства Церкви. Полагаю, что было бы весьма полезно изучать расколоведение в православных Духовных школах.
- Как Вы оцениваете работу информационно-справочного портала по расколоведению «Анти-раскол» и что бы Вы могли пожелать его читателям?
- Хочу отметить, что информационно-справочный портал «Анти-раскол» открыт совсем недавно. Его тематика является интересной, но мало изучаемой в последнее время. Считаю портал очень полезным и доступным для всех интересующихся современными церковными разделениями.
Читателям портала хотелось бы пожелать осознать всю серьезность проблемы церковных расколов и никогда не участвовать в раскольнических авантюрах и экспериментах, которые останавливают человека на пути к Истине.
- Благодарим Вас, дорогой Владыко, за интересную беседу. Кроме того, хотим сообщить Вам о том, что мы всегда будем рады размещать Ваши работы на информационно-справочном портале по расколоведению «Анти-раскол».
Интервью подготовил Александр Слесарев
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии