Интервью каналу "Россия 24"
- Ваше Святейшество, в предыдущий раз вы были в России с официальным визитом 17 лет назад. Какие изменения в жизни Русской церкви и русских православных верующих обратили на себя ваше внимание в этот ваш приезд?
- Я увидел очень большие и очень многие изменения. 1993 год - это был год, когда начались изменения после падения старого строя. Это еще были довольно трудные годы, хотя уже начались кардинальные изменения в российском обществе. Сейчас же, спустя 17 лет, я нахожу совершенно иную Россию. Во-первых, это касается большого внутреннего убеждения, самоубеждения, которое движется твердыми шагами к оптимистическому будущему. В России вера в Бога получила всеобщее распространение и отнюдь не скрывается. Народ не испытывает никакого страха, у него нет никаких причин, чтобы скрывать свою веру, как это происходило раньше. Это касается не только простого народа, но и руководителей государства. И это очень важное явление, потому что руководители государства, начиная с президента Российской Федерации господина Медведева и премьер-министра Путина, являются сознательными христианами. И они себя не сдерживают и проявляют себя как люди религиозные в своих официальных выступлениях и в своих официальных появлениях на публике. Я хочу привести несколько примеров. Это постепенное возвращение церковного имущества, основы православной культуры в школе, назначение православных капелланов в армию, сотрудничество властей как с патриархом, так и вообще с церковным руководством. Это нам дает большие надежды, ободряет нас в том, что у этой страны будет будущее - так же, как и у этого народа. Как вы говорите в России: "Без Бога не до порога". Как мы говорим: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии". И другой момент - здесь, в России, имеются религиозные свободы - и не только православного христианства, но и представителей всех прочих религий, которые имеют возможность выполнять свои религиозные обязанности. И так должно быть в подлинной демократической стране. Государство должно уважать права всех религиозных меньшинств, вне зависимости ни от чего. Очень хорошо, что у вас - молодой патриарх, новый патриарх, каким является возлюбленный собрат патриарх Кирилл, который обладает большим опытом, который достаточно умный человек, человек, обладающий неукротимой энергией, патриарх, который трудится с утра до позднего вечера, который окружен достойными сотрудниками, который развил замечательные, хорошие связи с государственной властью во блага народа. И как государство, так и церковь интересуются и должны интересоваться личностью человека. А когда речь идет о том, чтобы помогать человеку, обе власти, оба представителя - и церковь, и власть - должны гармонично сотрудничать друг с другом.
- Ваше Святейшество, в ходе вашего визита вы не только вместе с патриархом Кириллом молились и поклонились русским святыням, но и вели переговоры по вопросам, важным для обеих наших церквей, в результате которых вы заявили, что настала новая эпоха во взаимоотношениях. В чем состоит эта новая эпоха? И каких важных договоренностей вам удалось достичь?
- Наше паломничество, наша делегация к святыням Русской православной церкви, не было паломничеством к бездушным каким-то зданиям, но было данью уважения и чести со стороны Константинопольской церкви к душе русского народа, душе, которая когда-то создала вот эти святыни. Всегда русская душа отличалась своей верой и своим благочестием, и поэтому было создано столько достойных вещей, но, к сожалению, много было уничтожено. Но даже то, что сохранилось, свидетельствует о благородстве русского народа. Как в прошлом году, во время визита Святейшего патриарха Кирилла в Константинополь, мы достигли определенных соглашений и сейчас. Мы достигли таких соглашений, чтобы иметь братское, искреннее сотрудничество на благо как церквей, так и всего православия. А если существует какое-то расхождение во взглядах на разные темы, то мы должны обсуждать это искренне и с любовью. Цель наша - это прославление имени Божьего и единства православия. Одной из самых главных задач является подготовка и созыв Святого великого собора Православной церкви. Мы сейчас уже почти подошли к концу этого подготовительного периода. И созыв этого собора будет иметь величайшее значение для всего православного мира. А ваш импульс в этом направлении был дан в октябре 2008 года во время встречи предстоятелей и представителей православных поместных церквей на Фанаре. После того как по благодати Божьей я стал патриархом 19 лет назад, я обновил, то есть дал новое начало, новую жизнь вот этому институту, каким является совещание предстоятелей поместных православных церквей. Это случилось спустя шесть месяцев после моего избрания на патриарший престол. И у нас было уже несколько таких совещаний - как в Константинополе, так и в других местах. Но наиболее благословенным было совещание, конечно, 2008 года. Мы единогласно все подписали подготовленный текст, упомянули о тех проблемах, которые ныне тревожат человечество, особенно тех проблем, которые касаются православных верующих во всем мире. Как я уже сказал, мы приняли решение для того, что ускорить созыв Святого великого собора Православной церкви. То есть мы смотрим в будущее с оптимизмом.
- Ваше Святейшество, если такой всеправославный, общеправославный собор станет возможно собрать, какие вопросы, в первую очередь, должны быть включены в повестку дня?
- Повестка дня уже определена сейчас. В нее входит уже 10 тем. Эти темы известны всем православным. И весь этот период подготовки к созыву собора мы брали эти темы одну за другой, и по каждой теме были богословские дискуссии. И когда завершается дискуссия по какому-то вопросу, пакет направляется уже на Синод, который будет когда-то созван. В прошлом году у нас было две встречи подобного рода. В 2009-м это встреча в Женеве в Православном центре Вселенского патриархата. К концу этого года, либо к началу следующего, когда у нас будет встреча новая, мы уже завершим в техническом смысле рассмотрение прочих тем.
- Тем не менее, Ваше Святейшество, назовите, пожалуйста, для наших зрителей, которые не все знакомы с документами общеправославными, какие вам предоставляются важнейшие темы, чтобы их на соборе обсудили все православные церкви?
- Например, каким образом происходит провозглашение автокефальной церкви, как провозглашается автономия какой-либо церкви, вопрос о посте, вопрос о препятствиях в браке и другие подобные темы, которые имеются в жизни православного народа. Естественно, этот собор не претендует на то, чтобы рассмотреть все вопросы, которые занимают православный мир. Естественно, не исключено, что у нас и другие соборы будут, возможно, через несколько лет. Жизнь православной церкви не является статичной, она пребывает в движении, развивается. Наша православная церковь постоянно старается идти в ногу со временем, естественно, ничего не жертвуя из ее учения существенного, но старается, так сказать, откликаться на какие-то послания времени и помогать верующим справляться с современной действительностью. А поскольку мы находимся постоянно в контакте с современной действительностью, поэтому в 2008 году мы, предстоятели православных церквей, приняли решение создать межправославную комиссию по биоэтике, поскольку это - современная проблема, занимающая многих людей. А также вопрос экологии - это тоже одна своевременная и горячая тема, которой по инициативе Вселенского патриархата мы много лет занимаемся, занимаемся вопросами окружающей среды и организуем международные симпозиумы. Православные церкви одна за другой начали постепенно заниматься вот этими вопросами, вопросами экологии. На симпозиумах, которые созывались по инициативе Вселенского патриархата, до сегодняшнего времени таких симпозиумов состоялось восемь, приглашались представители всех православных церквей, которые являются теми или иными специалистами в области экологии, а также неправославные из других церквей и представители других религий. Нас всегда интересовало, нашей задачей всегда было установить контакт между представителями церкви и представителями науки на благо человечества для того, чтобы показать, что наука и церковь могут сотрудничать, и что между ними не существует никакой конкуренции.
- Ваше Святейшество, давайте вернемся на территорию Русской православной церкви. На Украине церковь много лет страдает от раскола, но в последние годы многие отпавшие находят путь в лоно матери-церкви, некоторые пока сомневаются. Какие слова вы могли бы обратить к этим людям?
- Пускай они не колеблются, но присоединяются к канонической церкви, которая является кораблем спасения. Сегодня, во время сегодняшнего обеда, я пожелал владыке блаженнейшему митрополиту Владимиру Киевскому, чтобы он еще при своей жизни сподобился увидеть решение этой украинской проблемы, и чтобы раскол прекратил свое существование. Как вы знаете, Вселенский патриархат проявлял интерес к решению этой проблемы с расколом на Украине. Наш патриархат постоянно обращается, мы получаем призывы, просьбы с тем, чтобы уврачевать эти раны, нанесенные расколом. Поэтому мы не могли остаться безучастными. И то, что делает наша церковь, она делает это с уважением к действующему экономическому порядку. Мы всегда молимся как о русском, так и об украинском народе. Потому что оба эти народа являются духовными чадами Константинопольской церкви. В понедельник мы праздновали вместе со Святейшим патриархом Кириллом и его церковью память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Сознание наших славянских православных братьев, благодарность к Константинопольской церкви - всегда сильна и никогда не уменьшается, потому что это, действительно, был большой дар, который дала Константинопольская церковь славянским народам.
- Я дерзну задать еще один вопрос, который очень беспокоит многих православных людей в России. Ваше Святейшество, до какого предела и при каких условиях может вестись богословский диалог с иностранными церквями и, прежде всего, с Римско-католической?
- Для начала скажу, что наша православная церковь не боится диалога. И мы считаем, что это главный и единственный способ разрешения существующих проблем. Когда мы садимся за стол переговоров с католиками или с кем-либо другим, чтобы обсудить общие проблемы, всегда существует надежда разрешения этих проблем. Если уж мы не будем их обсуждать, то решение вряд ли когда-то найдется. Сегодня мы ведем диалог со всеми неправославными церквами. Мы ведем научный диалог как с исламом, так и с иудаизмом. С двумя монотеистическими религиями мы обсуждаем социальные проблемы, проблемы, которые занимают человека. Вы задали мне вопрос конкретно о наших отношениях с Римско-католической церковью. Мы пребываем в разрыве с католической церковью уже десять веков. На протяжении всего этого времени существовала вражда и противоборство, что, естественно, не подходит нам, как ученикам Христа. А сейчас уже 50 лет, как началось общение между православными и католиками. Богословский диалог уже 30 лет насчитывает, и в рамках этого диалога видные богословы с обеих сторон обсуждают темы, которые нас разделяют, на которые мы смотрим по-разному. Самая важная тема - это вопрос о первенстве папы, это тема, которая нас разделяет. Мы доверяемся нашим богословам, доверяем нашим иерархам, которые принимают участие в этом диалоге, но, прежде всего, мы, конечно, доверяем Святому Духу и промыслу Божьему. И в завершение я воссылаю свои пожелания и благословения к русскому народу и благодарю не только блаженнейшего и святейшего собрата патриарха Кирилла, его драгоценных сотрудников, но и господина президента, его высокопревосходительство Медведева, который оказал мне честь тем, что совместно обедал со мной, общался в течение двух часов и сам лично водил меня по древним храмам и часовням Кремля. А также хотел поблагодарить и его высокопревосходительство господина премьер-министра Путина, который пожелал, чтобы мы встретились на полчаса. Я желаю всего самого лучшего всем вам и всем вашим телезрителям!
- Спасибо большое. От имени наших телезрителей я очень благодарен Вам за интервью!
http://www.vesti.ru/doc.html?id=364586
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии