Интеллигентное монашество. Игумен Сергий (Рыбко)
Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Ее поведение и образ жизни не вписывались в традиционные представления о монашестве. Мы просим поделиться своим взглядом на жизненный путь и служение монахини Марии (Скобцовой) игумена Сергия (Рыбко).
- Мое отношение к матушке Марии, при всем уважении к ней и преклонении перед ее мученической смертью, довольно неоднозначное.
Вообще мать Мария бунтарка. Насколько я знаю, до обращения к Богу она состояла в партии эсеров. Мне она должна быть очень близкой по духу и по взглядам, поскольку мы оба бунтари, но скажу честно, никогда ее взгляды у меня не вызывали симпатии. Еще во времена моего юношества я о ней слышал. Дело в том, что, перейдя из хиппи в Церковь, я вдруг стал совершенным традиционалистом. Должен разочаровать тех, кто причисляет меня к модернистам, я традиционен. Любые отступления от православных канонов мне крайне болезненны.
Такая личность как монахиня Мария (Скобцова) несколько не вписывается в рамки моих понятий о православной духовности и православном монашестве. Если бы она была мирянка, многое в ней было бы мне более понятно и приемлемо. К мирянам можно снисходить, но я не приемлю того, что на литургии можно пойти за продуктами для бедных. Господь сказал в Евангелии: «Нищих всегда имеете, а меня не всегда». Для меня литургия – это самое священное и высокое, вне зависимости от того, служу я или просто молюсь. Я никуда не уйду с литургии.
Исключением могут быть случаи, если меня, как священника, вызовут на причастие к умирающему. И все равно сделаю все, чтобы побыть хоть немного, хоть одну минуту на службе.
- Может быть, матушка покидала литургию потому, что другой возможности покормить бедных не было?
- Думаю, если человек захочет – он найдет время для необходимого. Просто для матушки это было не настолько важно. Я не думаю, что она это делала всегда или специально подбирала время. Просто у нее была такая установка: она считала свое дело более важным.
Я не согласен с этим. Сходи, помоги до литургии или после, с вечера приготовь – рано утром отнеси, но не во время литургии. Кормить нищих, бедных – святое дело и ничуть не менее важное, чем литургия, но всему свое время. Нельзя одно подменять другим.
- Часто вспоминают, что мать Мария курила…
- Это я не буду комментировать. Это личная немощь конкретного человека, не мне об этом судить. Есть в мире намного более тяжкие грехи.
Я также ничего не могу сказать о ее богословских трудах, не знаток ее работ. Насколько знаю, в ее книгах проскальзывают достаточной вольные взгляды на природу Церкви и на церковного человека. Она была так воспитана, человека во многом воспитывает среда. Однако среду выбирает сам человек, он выбирает тех, кто ему близок по духу.
Монашество матушки Марии – это некое интеллигентное монашество, она очень отстаивала класс интеллигенции в Церкви. А Церковь – она равная, в ней нет интеллигенции, в ней все равны между собой: и царь, и пахарь.
Портрет матери Марии
Но то, как она погибла – это мученическая смерть, несомненно. За эту смерть все можно простить и канонизировать этого человека. И если Церковь сочла возможным канонизировать и прославить матушку Марию – я молчу. Я только могу высказать то, что мне не нравится в ее жизни, в ее делании монашеском, но это лишь мои взгляды.
С другой стороны, я еще не видел постановления нашей Церкви о ее канонизации. Обычно, если канонизирует одна поместная Церковь, то канонизирует и другая. Должны быть и постановления нашего Синода, а их я не встречал.
Перед ее подвигом и мученичеством христианским ради ближнего – я склоняюсь.
- Матушка Мария выдавала мнимые справки о крещении евреям, чтобы тех не расстреляли немцы. Думаю, это можно понять?
- Во французском сопротивлении состояло несколько православных священников, и одно из таких движений занималось тем, что выдавало такие справки. Я бы поступал также. Действительно, крещеных евреев немцы не расстреливали, они вообще их отпускали. Чтобы спасти человека нужно делать все, а Господь разберется, кто виновен, а кто нет. Наше дело помогать.
Хочу добавить, что в то время пострадала не одна Мария Скобцова. Несколько священников попали тогда в концлагеря, кто-то был повешен. Один священник повесился сам, боясь, что не выдержит пыток и выдаст тех, о ком надо было молчать.
- Этот поступок, на Ваш взгляд, оправдан?
- Думаю, что оправдан. Человек на это пошел не из-за «шкурных» соображений. Он боялся стать предателем. Здесь нужно выбирать меньший грех. Вообще о грехах и испытаниях в тяжелые времена не нам судить.
Беседовала Елена Вербенина
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии