Империя Василиска. Елена Брежицкая

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

…Очень сложно рассказывать о том, что я увидела и услышала в поселке Пятигорском, где обосновалась закрытая религиозная община, которую возглавляет «епископ» Василиск – как себя называет бывший священник Ставропольской и Владикавказской епархии. Сложно до конца осознать – это не сценарий к фильму о средневековье. Это явление существует здесь и сейчас, хоть и не вписывается ни в какие рамки здравого смысла. И никто не сможет запретить этим людям творить с собой все что угодно. И со своими детьми – тоже. Как в Пензенской области, где под слоем мерзлой земли религиозные фанатики вместе с малолетними детьми ждут конца света…

Слухи о том, что в поселке Пятигорском обосновались последователи «истинной православной церкви», ползли по региону Кавминвод уже давно. Именно это обстоятельство и побудило меня туда поехать – фанатики, ушедшие под землю в селе Никольском, тоже называют себя «приверженцами истинной церкви». И, судя по тому, что мне рассказали люди, побывавшие в рядах «духовных чад» раскольника Василиска, религиозное течение, что в общине поселка Пятигорского, что у фанатиков в Пензенской области – примерно одно и то же. Но разговаривать со мной бывшие адепты «истиной веры» согласились только при условии, что их настоящие имена не будут названы – они боятся за себя и своих близких…

От игумена до раскольника

Началась эта история более десяти лет назад – когда на Кавминводы из Грузии прибыл игумен Василиск и попросил его принять в Ставропольскую и Владикавказскую епархию. Просьбу его удовлетворили и направили служить в поселок Пятигорский, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского. Сегодня небольшой дом с куполом и крестом на крыше в самом центре поселка – почти такой же, как во времена, когда здесь настоятелем был Василиск. Хотя именно на него, на Василиска, в свое время прихожане возлагали самые радужные надежды в плане постройки нового храма:

– Мы думали – повезло, что к нам в приход назначили монаха, игумена, – рассказывает прихожанка Наталья, – с таким настоятелем и вера укрепится, и новый храм, как на крыльях, к небу куполами вознесется…

Однако батюшка возводить храм не торопился, предложив верующим сперва… построить ему дом. Люди удивились – зачем скромному монаху дом, когда при храме есть келья и все удобства, но решили – раз батюшка хочет, надо помочь обустроиться. И на собранные пожертвования построили игумену личное домовладение. И ожидали, что теперь-то батюшка разовьет кипучую деятельность по возведению нового храма. Но Василиск вдруг заявил, что храм он строить не будет. И пока верующие приходили в себя от этой новости, он с несколькими женщинами-послушницами перебрался в свой новый дом, объявив, что теперь это монастырь, скит. И что он отделяется от Московской патриархии, поскольку патриарх благословил принимать ИНН, а это есть ересь и богоотступничество. Равно как и новые паспорта. Прихожане от такого поворота событий оторопели:

– Люди очень много жертвовали на храм. Привозили плитку, доски, другие строительные материалы, – сокрушается прихожанка Мария Грицунова, – и все было утащено на собственное строительство Василиска.

«Перекочевала», по свидетельствам очевидцев, в новоявленный монастырь и немалая часть утвари из храма Серафима Саровского. Из-за этого даже чуть драка не вышла – однажды прихожане собрались и все «реквизированное» храмовое имущество забрали. Пока таскали, рассерженный игумен вызвал неких лиц, именовавших себя казаками из станицы Суворовской. Примчались те, пригрозили бабушкам, да и отволокли все обратно к Василиску…

– Я здесь служу пятый год, так что сам этих событий не застал, – рассказывает нынешний настоятель храма Серафима Саровского отец Григорий, – но знаю, что владыка Гедеон неоднократно призывал отца Василиска к покаянию. Недавно приезжал и владыка Феофан, но Василиск даже не открыл ему двери. Я тоже приходил к нему вместе с нашим духовником отцом Филиппом, мы говорили: «Отец Василиск, образумься, вернись в лоно Русской православной церкви, в которой ты крестился, принял сан священный и монашество». А он склонил голову и только повторяет «ИНН, ИНН, ИНН»… Мол, только из-за ИНН он и ушел из нашей церкви. Сегодня Василиск не игумен и уж тем более не епископ, хотя он сам себя так называет…

«Катакомбник» или «Опричник»?

Тем не менее Василиск, по свидетельству очевидцев, на своей территории совершает все обряды, вплоть до рукоположения в священный сан. Он якобы является епископом так называемой Катакомбной или Истинно православной церкви, которая, по данным Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), считается тоталитарной сектой. Причем внутри самой Катакомбной церкви существует масса так называемых неканонических ветвей, которые являются сектами для самих «катакомбников». К какой именно ветви принадлежит община Василиска и принадлежит ли вообще – неизвестно. Зато известно, опять же по свидетельству людей, побывавших в общине, что Василиск почитает как святых царя Иоанна Грозного и Григория Распутина – в «монастыре» есть даже «иконы» с их ликами! А в Интернете «Пояснение духовным чадам» «Раскольника» от ИНН милостию Божией игумена Василиска» можно найти на сайте «Опричного братства Иоанна Грозного». Это, по определению вице-президента международного института по изучению новых религиозных движений «Диалог-Центр» профессора Александра Дворкина, псевдоправославная секта, которая настроена более агрессивно, чем «катакомбники», и декларирует радикальные националистические взгляды. О том что именно подобные настроения в общине приветствуются, рассказывают сбежавшие от бывшего игумена «духовные чада». Правда, вне общины каких-либо противоправных действий со стороны последователей Василиска не замечено.

Маленькое царство в отдельно взятом районе

Совсем рядом с храмом Серафима Саровского – добротный белый дом с решетками на окнах, глухим забором и воротами, которые открываются только для избранных, – без особого разрешения или рекомендации «мирским» сюда хода нет. Как рассказал глава администрации поселка Пятигорский Сергей Козенко, по хозяйственной книге данное строение является частным домовладением, которое оформлено на двух хозяев: на Василия Серого (мирское имя Василиска) и некоего гражданина Емцова. Какого-либо официального юридического статуса община не имеет. Однако недавно ее представители приходили в поселковую администрацию с просьбой выделить землю в аренду – в последние годы на территории домовладения ведется бурное строительство, и места, видимо, уже не хватает.

– Я им сказал, чтобы сначала официально узаконили те постройки, которые уже имеются у них в пределах домовладения, – говорит Сергей Козенко. – Может быть, никакого криминала там и нет, но эта закрытость настораживает…

За высоким забором «частного домовладения» постоянно живут люди, принявшие от Василиска монашеский постриг, и послушники, к постригу готовящиеся. Здесь, под забором, отчаявшись увидеть своих детей, мужей, матерей, периодически плачут люди…

Правда, говорят, что жителей поселка в «скиту» немного – после истории со строительством храма местные Василиска не жалуют, и его эмиссары якобы набирают паству в других местах. В «монастырь» часто приезжают на дорогих машинах и подолгу гостят приверженцы батюшки-раскольника из соседних республик, из городов и районов Ставрополья, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и других регионов, где он слывет чудотворцем и едва ли не святым. Говорят, к нему в основном попадают богатые люди с проблемами – чаще всего женщины. Есть там и дети. О самом Василиске бывшие «духовные чада» говорят, что он талантливый психолог, играющий на людских душах. Внешне – тихий, смиренный, доброжелательный, кроткий, «настоящий» монах, молитвенник…

В пятнадцати километрах от Пятигорского, в поселке Нижне-этокском уже почти отстроен великолепный двухэтажный собор – по документам он тоже значится частным домом. И, как говорят, сюда приезжают на поселение целыми семьями – продают дорогие дома и квартиры, покупают какую-нибудь развалюху, а основную сумму денег отдают в общину. Когда-то этот поселок был частью большого совхоза, но после того как совхоз распался, жизнь пришла в упадок. Обшарпанные саманные домики, отсутствие воды и газа, из культурных заведений – школа-восьмилетка. И над всем этим высится собор из дорогого кирпича, с просвечивающейся сквозь узор затейливых оконных решеток роскошной люстрой…

– С деньгами в общине проблем никогда не было, – делится впечатлениями бывшая послушница Светлана (имя изменено. – Е.Б.). – Долларов они меняли огромное количество, потом когда появились евро, меняли доллары на евро. Поговаривали, что Василиск получает финансирование от каких-то международных организаций. В «монастыре» подвалы набиты продуктами, а чердак – одеждой и обувью. Василиск все время твердит о конце света – дескать, вот тогда люди поймут, что мы были правы, и к нам побегут. Многие приезжают, отдают ему все свои сбережения, селятся в Нижнеэтокском и очень нуждаются – я знаю, семья из Дагестана практически голодала. Паспорта у всех старые, новые-то Василиск получать запрещает, на работу не устроишься. А в это время испортившиеся продукты из подвалов тайком закапывают в землю…

По словам Светланы, еще одно поселение общины Василиска есть в станице Суворовской и в местечке под названием Шестихутор.

– Там он пытался сделать мужской скит, – говорит она, – я слышала, они тоже рыли что-то типа катакомб, но хлынули подземные воды…

Конфликт на бытовой почве

Лена (имя изменено. – Е. Б.) не сразу согласилась со мной разговаривать – слишком солоно пришлось ей и ее семье. После того как она пробыла в общине несколько лет, девушке пришлось проходить серьезную психологическую реабилитацию и, по ее словам, до конца она так и не оправилась.

– Первое время все было нормально, – говорит Лена, – но после того как у отца Василиска появилась «правая рука» – игуменья Анастасия, все поменялось. Я стала себя как-то странно чувствовать и только потом поняла, что они начали использовать психотропные препараты. Я не могла адекватно оценивать обстановку, мне было очень плохо, меня мама едва дышащую оттуда вырвала. Они что-то подсыпали в еду и причастие, а когда я уходила, обнаружила в своей кровати шприц с красной жидкостью… Игуменья Анастасия – очень властная, провинившихся женщин раздевает догола и держит в холодном помещении, бьет четками по лицу. Сейчас она всем заправляет – Василиск уже в возрасте, ему семьдесят лет. И если раньше из молодых я одна была, то теперь очень много молодежи.

Еще Лена рассказала, как едва не погибла ее мать. Именно она была по документам собственницей домовладений, на территории которых строится собор в поселке Нижнеэтокском. Семья Лены купила два дома за свои деньги по просьбе Василиска – он говорил, что хочет открыть в поселке маленькую церковь. Когда женщина увидела реальный масштаб строительства, она предложила Василиску оформить собор как положено, но получила отказ. По этой и еще по целому ряду причин между ними завязалась судебная тяжба, которую мать Лены выиграла. Но дело на этом не кончилось – однажды ночью в дом ворвался человек в маске и ударил мать Лены ножом. Раненная, она начала бороться со злоумышленником, сорвала с него маску и с изумлением узнала члена общины, отца шестерых детей. Тогда мужчина, бросив нож, начал бить ее по голове прикладом – идя «на дело», он прихватил еще и обрез. Обрез был заряжен и во время сильного удара выстрелил… в своего хозяина. Выстрел оказался смертельным. Лена и ее семья уверены, что этого человека подослал и благословил на убийство глава общины. Однако официальная версия милиции это не подтвердила, признав происшествие конфликтом на бытовой почве…

«У тебя мамы больше нет!»

Нина (имя изменено. – Е. Б.) пробыла послушницей при «монастыре» Василиска несколько месяцев, ушла оттуда из-за сына:

– Мне говорили, я должна его забыть, – рассказывает Нина, – я возражала, ну как же так, ему всего 14 лет! Когда сын попробовал прийти меня проведать, послушник, который стоял на воротах, сказал ему: «У тебя мамы больше нет!». Он шел домой, рыдал… Из-за этого я и ушла. Было собрание, меня пытались уговорить остаться. Пугали, что я иду в мир на погибель… А сейчас они уже к сыну пристают, говорят, мама у тебя плохая, уговори ее вернуться обратно!

При воспоминании о пережитом у женщины дрожат губы – особенно, когда она рассказывает о монахине из Грузии, матушке Валерии. Пожилая женщина, очень добрая и набожная, готовилась к принятию схимы, но накануне пострига упала и сломала шейку бедра. Ее все равно постригли и под предлогом того, что схима предполагает суровый аскетизм, запретили всем заходить в келью. Женщина с тяжелейшим переломом лежала одна, полуголодная, без надлежащего ухода и медицинской помощи – врача к ней вызвали только один раз сразу после перелома, взяв справку, что он осмотрел больную. Послушница, которая приносила монахине скудную еду, рассказывала, что у матушки Валерии начались пролежни, она вся покрылась красными пятнами. По ночам были слышны ее стоны. Кто-то сообщил о состоянии женщины ее сыну. Тот прилетел из Москвы, пришел с двумя сумками продуктов, но к матери его не пустили. Немолодой уже мужчина весь день простоял под воротами, плакал, умолял… Безрезультатно. Он уехал, а матушка Валерия через три месяца умерла. И все это время ей тоже внушали, что сына у нее больше нет…

«Нам заповедано любить прежде всего Бога и всех тех, кто ближе к человеку и любимее, как отец родной и мать, брат, сестра, жена и дети, но и их, если они препятствуют нам любить Бога – заповедано отвергаться. И ещё заповедано нам: не принимать в дом и не приветствоваться с теми, которые не одинаковые с нами в вере и чужды нашего племени…» – это цитата из упомянутого «Пояснения духовным чадам» Василиска, в Интернете…

Они находятся там добровольно

Прокуратура Предгорного района «частное домовладение» Василиска проверяет по нескольку раз за год.

– Мы неоднократно общались с этими людьми, – говорит заместитель прокурора Предгорного района А. Карслиев. – Они утверждают, что у них все хорошо, что они находятся там по доброй воле, их никто не удерживает. Случаев насилия, побоев и т. п. прокуратура также не выявила. В прошлом году были две жалобы, по которым мы проводили проверки – в частности, в краевую прокуратуру обратилась женщина с заявлением, что ее дочь насильно удерживают. Я общался с дочерью этой женщины не раз, в том числе и один на один – она мне заявила, что дома ее терроризировали, что добровольно ушла в общину и домой возвращаться не хочет. В этом году жалоб от жителей не поступало, но мы проводили проверку в минувшем месяце из-за публикации в одной из газет. Никаких нарушений не обнаружено.

***

И не будет обнаружено. Ни один член подобной общины, пока он «внутри», не станет жаловаться в «безбожные» правоохранительные органы. В качестве логической точки приведу слова из книги «Освобождение от психологического насилия» Стивена Хассена: «Культовый контроль сознания можно понимать как систему влияния, созданную для разрушения подлинной личности человека и замены ее новой личностью. Погружая людей в жестко регулируемую, оказывающую сильное давление социальную среду, деструктивные культы добиваются контроля над поведением, мыслями и эмоциями своих членов, а также их доступом к информации. Они овладевают их умами…». Ни общество, ни государство не могут ничего этому противопоставить до тех пор, пока вопрос противодействия тоталитарным сектам не получит более четкую и внятную законодательную базу.

Фото: Владимир КОВАЛЕНКО

Ставропольская правда

http://www.anti-raskol.ru/pages/2343