Илия – пророк, близкий к народу. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пророк Илия, фрагмент росписи. Фото: из открытых источников

Пророк Илия – ветхозаветный народный любимец, о котором люди много говорят, но мало что знают.

Для православных христиан начало августа ознаменовывается днем памяти пророка Илии. Летняя жара еще не отступает, но приходит понимание приближающейся осени. Сегодня жизнь многих из нас напрямую не связана с зависимостью от урожая, но для наших предков август в этом плане являлся критическим, что и стало одной из причин почитания пророка Илии как покровителя земледельцев.

Несмотря на популярность суеверий, благоговейное отношение к образу пророка у наших прародителей обуславливалось не только привязкой к дате. Не будет преувеличением, если мы назовем Илию самым грозным из ветхозаветных пророков, ведь и природные силы ему повиновались – он заключал и отверзал небеса, несколько раз низводил огонь с неба, т.е. фактически повелевал стихиями, от которых и зависел урожай. Эти темы нашли свое отражение и в иконографии, на которой и хотелось бы остановиться.

Связь с землей

К сожалению, сегодня мы разучились считывать символизм икон, и в этом вопросе неграмотный крестьянин бывает на голову выше нас – христиан, постоянно читающих книги.

Чаще всего пророка Илию изображают во время взятия на огненной колеснице на Небо. Этот сюжет понятен, так как описан в Четвертой книге Царств. Но сегодня мало кто обратит внимание, что в славянской иконографической традиции дуги и сбрую коней выписывали такими же, как крестьяне использовали во время вспахивания земли.

Такой подход, к слову, еще и хороший аргумент против риторики протестантов, объявляющих православное почитание святых проявлением идолопоклонства. Языческий бог автономен и независим в сфере своей деятельности, тогда как изображение земных инструментов на иконе указывает и на земное происхождение святых.

Кроме того, коней пророка Илии на иконах часто ведет ангел, что говорит о субординации, иерархии, подчиненной Единому Богу, без Которого святые не действуют и Которому служат. Также Илию всегда изображают со строгим аскетичным ликом, снова указывающим на его подчиненность Богу.

Связь Илии с землей крестьяне усматривали и в падающем пророку Елисею плаще, что как бы говорит, что, несмотря на свое взятие на Небо, он не забывает, откуда пришел, и продолжает заботиться о людях. Усматривал крестьянин в иконе вознесения Илии не только указание на свои земные заботы, но и на необходимость устремления к горнему. Графически это проявлялось в поясном изображении пророка, когда нижняя часть его тела закрывается колесницей, что означает отсечение земных страстей.

«Напутием жизни была у него надежда на Бога»

Обращает на себя внимание популярная у славян икона пророка Илии во время его пребывания в пустыне, когда ворон приносил ему хлеб. Здесь возникает некоторое недоумение. Если икона – это изображение основного, то почему так популярен этот незначительный, в сравнении с большинством других, сюжет из жизни Илии?

Мы видим мощную фигуру пророка, с косматыми волосами и ликом, полным несокрушимой силы. Одной рукой он держит свиток – неотъемлемый атрибут профетического служения, а вторую спокойно протягивает для принятия Небесных даров, принесенных вороном. Если немного задумаемся, мы поймем, что на пламенную любовь пророка Господь отвечает изменением естественного, природного порядка.

В чтении икон неграмотный крестьянин бывает на голову выше христиан, постоянно читающих книги.

Наилучшим образом эту тему описывает святитель Василий Великий:

«Илии служил жилищем Кармил, гора возвышенная и необитаемая; пустыня вмещала в себя пустынника: но душа все составляла для праведника, и напутием жизни была у него надежда на Бога. Но при таком роде жизни не умер он с голода; напротив того, самые хищные и наиболее прожорливые птицы приносили ему пищу, служителями при столе праведника стали те, у кого было в обычае похищать чужие снеди; по повелению Владыки изменив свою природу, они сделались верными стражами хлебов и мяс».

Интересно, что события в пустыне предшествуют явлению Бога пророку Илии на горе Кармил (Цар. 19, 11-12). Этот ветхозаветный отрывок читают в качестве третьей паремии на вечерне праздника Преображения Господня. Очевидно, что популярность описанной иконы пророка Илии объясняется тем, что в изображении нарушения природных законов кроется указание на грядущее Небесное Царство, которое не от мира сего.

Такова глубина, казалось бы, простых сюжетов иконографических образов пророка Илии. Будем надеяться, что через их понимание и так близкий народной душе пророк станет еще ближе.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/89883-ilija--prorok-blizkij-k-n...