Икона Божией Матери «Живоносный Источник». Васильева А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

Предание

Древнее церковное предание, составленное Никифором Каллистом, сохранило память о трех цареградских святынях, связанных со многими чудесами и исцелениями тяжких недугов силою Божией Матери. Это, прежде всего, святой источник, называвшийся Балаклий, или Живоносный Источник, который протекал в десяти верстах от Константинополя посреди платановой рощи, с древних времен посвященной Пресвятой Богородице. По имени святого источника получили свое название храм и чудотворная икона Божией Матери, которые были созданы на этом месте после произошедшего здесь чудесного события.

В середине V в. еще мало кому известный воин Лев Маркелл, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку и найти воду для питья, вдруг услышал голос: «Не ищи воду далеко, она здесь». По приказанию неведомого гласа воин напоил обретенной водой слепца и положил ему на глаза тины, взятой со дна источника. Старец тотчас прозрел. Когда через несколько лет Лев Маркелл стал императором, он повелел воздвигнуть на источнике храм, посвященный Богородице (457 г.), и написать образ Божией Матери, прославляющий произошедшее событие.

В последующие века церковь Живоносного Источника неоднократно перестраивалась и благоукрашалась. В XV в. Никифором Каллистом было составлено последование богослужения на праздник обновления храма. После падения Константинополя в 1453 г. церковь была разрушена и более трехсот лет простояла в руинах. Только в 1834-1835 гг. над священным Живоносным источником был вновь воздвигнут Богородичный храм.

Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери (4 апреля (по старому стилю) 450 года), настоящее празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу первой недели святой Пасхи, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.

Помимо этого исторического события существует и глубокий духовный смысл празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в один из дней Светлой Седмицы. Как поется в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»,- «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси - Царя Христа вовеки!» Именно смертью и Воскресением Христовым мы получили возможность войти в Царство Небесное, то есть обрести ту «воду живу», о которой повествуется в Евангелии: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки из чрева его истекут воды живы» (Ин. 7, 37-38); “иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не жаждется вовеки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущ в живот вечный» (Ин. 4, 14).

В церковной традиции пятница Светлой седмицы выделяется особо - тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах. В самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Иконография

Иконографическим прообразом Божией Матери «Живоносный Источник» является древнее византийское изображение типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница», которое в свою очередь восходит к одному из первоначальных изображений Божией Матери, связанных с известным Влахернским Богородичным культом. Одним из влахернских чудотворных образов Богоматери было мраморное изображение, находившееся близ императорской купальни, недалеко от часовни св. Фотиноса. Это был образ Богородицы, из рук Которой текла святая вода - «агиасма».

Первоначально икона Божией Матери «Живоносный Источник» распространялась в списках без изображения самого источника, позже в композицию стали включать чашу (фиалу). В еще более поздних списках вместо чаши стали изображать водоем и фонтан.

Одно из древних изображений Богородицы «Живоносный Источник», восходящих к чудотворному первообразу, относится к концу XIII - началу XIV вв. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь представлена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Другое изображение, середины XIV века, описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне.

Образ «Живоносного Источника», относящийся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Божия Матерь с благословляющим Младенцем здесь представлены в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия на Руси утверждается греческий обычай освящать монастырские источники, посвящать их Божией Матери и писать для небольших часовен-купален, установленных над ними, иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

На Руси иконы типа «Живоносный Источник» получили широкое распространение с XVII века. Они представляют собой дальнейшее усложнение композиции и свидетельствуют о снижении ее символической наполненности. На иконах появляется реалистически написанный деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

В русской традиции икона «Живоносный Источник» имеет также названия «Живоносной Источницы», «Живоприемного Источника» или просто «Источной». Все наименования отражают главную суть образа: Богоматерь прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос - Путь, Истина и Жизнь.

Списки с иконы

Наиболее известным русским чудотворным списком образа «Живоносный Источчник» является икона из Саровской пустыни, принесенная в Саровскую обитель основателем церкви Живоносного источника иеромонахом Иоанном в первых годах XVIII в. Этот образ глубоко почитал преподобный Серафим Саровский, который призывал всех приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед святыней.

В середине XIX в. еще один чтимый список «Живоносного Источника» был принес из Константинополя в Саровскую обитель иеросхимонахом Иоанникием. Эта икона изображала само событие Явления Богоматери на Живоносном источнике.

В России существовал и великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Он был воздвигнут в 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре.

Тропарь, глас 2

Источник еси воистинну воды живыя, Владычице, / недуги бо душ и телес лютыя / прикосновением единым Твоим измываеши, // Воду спасения Христа изливающи.

Ин тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии / к Божественному и цельбоносному образу Пресвятыя Богородицы, / излиявшия капли своих излияний, / и людем верным чудес показавшия, / яже мы видяще и слышаще, / духовно празднуем и любезно вопием / исцелити наши недуги и страсти, / якоже и каркинския и тьмочисленныя страсти исцелила еси. / Темже молим Тя, Дево Пречистая, / моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего // спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От неистощимыя Тя, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, / точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова. / Яко бо Слово рождшая паче смысла, / молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти: // радуйся, Водо спасительная.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши; помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех положение и наступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй Святейшия Патриархи православныя, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Твоею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословенна и препрославленная, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://www.portal-slovo.ru/art/41582.php