Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия». Васильева А. В.
Краткая историческая справка
История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После его смерти образ Богородицы-Путеводительницы вернулся в Иерусалим, откуда в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм.
Существует предание, согласно которому в 1046 году греческий император Константин IХ Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Однако, сам за себя говорит тот исторический факт, что царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 г. находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими ее драгоценный оклад [1][1]. Поэтому правильнее считать привезенную на Русь икону чтимым списком с древнего константинопольского образа, который стал на Руси великой чудотворной иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монгольского войска от стен Смоленска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас, повелевавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество. Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, приняв в битве мученическую кончину. Меркурий был погребен в соборной церкви и почти сразу причислен к лику святых. Память святого совершается 24 ноября, когда случилось это событие. Раньше в этот день перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.
В конце XIV века икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Одной из версий о причине перенесения образа является женитьба великого князя Московского Василия Дмитриевича на дочери литовского князя Витовта Софье, которой эта икона досталась в качестве приданого. В 1456 году епископ Смоленский Михаил в сопровождении наместника города прибыл в Москву и просил Московского великого князя Василия Темного отпустить икону в свой исторический город. Посовещавшись с епископами и боярами, великий князь Василий Васильевич повелел вернуть чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве на месте пребывания образа его точный список. В 1525 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где москвичи провожали икону, Новодевичий монастырь с храмом в честь Смоленской Божией Матери, где и поместил список из Благовещенского собора.
Чудотворный образ вновь побывал в Москве в 1611 году, когда Смоленск был захвачен поляками, а по взятии врагом столицы и до его изгнания из русских пределов некоторое время находился в Ярославле. Вскоре после возвращения Смоленска русскому государству, 26 сентября 1655 года, чудотворная икона Одигитрии торжественно вернулась в свой город. В тяжелое время Отечественной войны 1812 года в день Бородинского сражения, чудотворный образ Смоленской Божией Матери, вместе Иверской и Владимирской иконами крестным ходом обносили вокруг Москвы. Здесь следует указать на особое покровительство Смоленской Богородицы именно западным пределам нашей страны, откуда шла польская и французская экспансия, подобно тому как северные ее пределы пребывают под защитой образа Знамения Новгородского, а восточные – Казанской Божией Матери.
До начала Великой Отечественной войны икона Смоленской Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе города Смоленска, который не был разорен и после его закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о чудотворном образе относятся к 1941 году, когда в город вошли немецкие войска. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно судьба образа начнет проясняться, подобно тому, как произошло с другой пропавшей в войну чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери.
Празднование Смоленской Одигитрии совершается 28 июля /10 августа, в день ее перенесения из Москвы в Смоленск в XV веке. До революции в этот день в Москве совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь.
Иконография
Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…»[1][2]. Матерь Божья предстает в этом образе как Помощница на нелегком пути человека ко Христу, поэтому Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На левой руке Своей Богородица держит Младенца Христа, а десницей указывает на Него как на Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан 14:6) для всех. Сам Младенец Христос одной рукой благословляет Мать (в Ее лице и всех нас), а в другой руке держит свернутый свиток - Его святое учение. К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению
Существуют различные версии происхождения иконографии первообраза Смоленской иконы Божией Матери – константинопольской чудотворной Одигитрии. Для верующего человека несомненно его создание Евангелистом Лукой, что находит свое подтверждение и в чисто «портретной» фронтальной постановке персонажей. Некоторые исследователи, на основании типологической близости и сходного смысла двух изображений, предполагают, что иконография Богородицы – Путеводительницы является фрагментом, отделившимся от композиции «Поклонение волхвов», которая была широко распространена в раннехристианском искусстве. По всей вероятности, самые ранние изображения иконографического типа Одигитрии действительно могли представлять Матерь Божию как стоящей, так и седящей, но впоследствии распространилось допоясное изображение, как на константинопольской святыне. Само название «Путеводительница» утвердилось не ранее IX века, хотя подобные изображения известны и от VI века и ранее.
Наиболее точное изображение несохранившейся константинопольской Одигитрии можно видеть на выходной миниатюре греко-латинской Псалтири Гамильтона (ок. 1300 г.), хранящейся в Государственном музее в Берлине[1][3]. На ней представлено семейство (возможно члены братства, служившего чудотворной иконе в монастыре), поклоняющееся Одигитрии. Особенность изображенной иконы – широкая, почти квадратная доска и полуфигуры поклоняющихся архангелов в углах, которые являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею, и обтянута холстом. Богородица изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель десницей благословляет молящихся, в левой руке держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие, одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было.
Чудотворные списки с иконы
Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы, а посвященные Смоленскому образу храмы стояли во многих городах, селах и обителях русской земли.
В Москве особо чтились два чудотворных списка Смоленской Одигитрии. Один из них находился в Вознесенском монастыре Московского Кремля (хранится в ГТГ), о котором сохранилась важная летописная запись, гласящая, что «в лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…». Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий (в 1482 году), следуя ее первоначальной иконографии, и написал «в той же образ».[1][4]
Почитание в Москве конца XV века «Одигитрии» из Вознесенского монастыря было связано со сложившейся исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии Палеолог. Скорее всего, именно благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской «Одигитрии».
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список Смоленского образа – та самая копия Одигитрии, которая в 1456 году была поставлена в Благовещенском соборе Московского Кремля на место увезенного на родину чудотворного образа. Список из Благовещенского собора отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. В настоящее время он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы, / но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва
О Пречудная и Превышая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего, Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
[1][1] [1][1] См. Щенникова Л.А. Царьградская святыня «Богоматерь Одигитрия» и ее почитание в Московской Руси // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.н. Грабара. – СПб: «Дмитрий Буланин», 1999, с. 329-347.
[1][1] [1][2] Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2- М., 1998, с. 152.
[1][1] [1][3] См. Щенникова, указ. соч., с. 333.
[1][1] [1][4] ПСРЛ. 1853. Т. 6, с. 234
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии