Икона Божией Матери «Экономисса» («Домостроительница»). Васильева А. В.
История иконы Пресвятой Богородицы «Экономиссы», или «Домостроительницы», непосредственно связана с событиями, произошедшими в X веке в Лавре св. Афанасия на Афоне.
В новосозданном монастыре во времена игуменства прп. Афанасия случился сильный голод, вынуждавший иноков уйти из обители. Поддался этому искушению и сам св. Афанасий. Уже приняв решение удалиться, преподобный встретил на дороге Женщину, скрытую под покрывалом, и удивился, поскольку вход на Святую Гору для женщин невозможен. Однако Незнакомка спокойно спросила его: «Куда ты идешь, старец?». В свою очередь св. Афанасий поинтересовался кто Она, и как сюда зашла. При этом он небрежно прибавил: «К чему Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я - здешний инок». «Если ты инок, - отвечала Женщина, - ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твое горе и помогу тебе, но прежде ты должен рассказать мне, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий поведал ей о голоде в монастыре и о решении братии. На это Незнакомка возразила, что не в духе иночества бросать святую обитель ради куска хлеба. «Кто же Ты?» - спросил св. Афанасий. - «Я - Та, имени Которой ты посвятил свою обитель. Я - Матерь Господа Твоего». Богобоязненный старец не сразу поверил Божественному посещению и поэтому спросил: «Чем докажешь мне, что Ты - Пресвятая Дева? Ведь и бесы принимают светлые образы». «Видишь этот камень, - отвечала Богородица, - ударь в него жезлом и тогда поймешь, Кто говорит с тобой. И знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры».
Когда прп. Афанасий ударил жезлом о камень, из него с шумом потекла вода, оказавшаяся целебной. Этот святой источник, забивший в X в., не иссякает и по сей день. На месте же явления Божией Матери была воздвигнута небольшая церковь во имя Богородицы - «Живоносного Источника». Для этого храма написали икону, изображающую свершившееся чудо, перед которой всегда теплилась неугасимая лампада.
Вернувшись в обитель, св. Афанасий обнаружил, что монастырские кладовые доверху наполнены всем необходимым для пропитания братии. С этих пор в Лавре, по воле Царицы Небесной, никого из насельников не ставили на должность эконома. Скоро в монастыре была написана и сама икона Пресвятой Богородицы «Экономиссы», которая также известна под названием «Игумении Горы Афонской».
Перед святым образом «Домостроительницы» не только на Афоне, но и во всем православном мире молятся об избавлении от голода и изобилии плодов земных.
Празднование чудотворной иконе совершается 5/18 июля в день памяти прп. Афанасия Афонского.
Иконография
Икона Божией Матери «Экономиссы» представляет собой традиционное изображение тронной Богоматери, принимающей ктиторские приношения. На иконе Богородица изображена сидящей на престоле с Младенцем на левой руке. Ее главу венчает корона поддерживаемая в воздухе двумя парящими ангелами. Правая рука Богородицы простерта с жестом благословения к прп. Афанасию Афонскому, подносящему Пресвятой Деве соборный храм основанной им Лавры. Приношение прп. Афанасия не только символически изображает плод его деяний во славу Пресвятой Богородицы, но означает и просьбу об особом попечении, покровительстве и заботе о созданной им обители со стороны Божией Матери.
С левой стороны престола Деве Марии предстоит преподобный Михаил Синадский, держащий в руках развернутый свиток со словами приношения и посвящения Лавры Пресвятой Богородице. Прп. Михаил Синадский, епископ-исповедник, являлся членом VII Вселенского собора и был бесстрашным почитателем святых икон. За активное противодействие еретикам святитель был сослан императором Львом Армянином в заточение в г. Евдокиаду, где он и скончался около 821 г. Часть мощей епископа Михаила хранилась в Иверском монастыре на Афоне, а его святая глава - в Лавре св. Афанасия, что и послужило причиной изображения этого святого на чтимой в монастыре иконе Божией Матери «Экономиссы».
В христианской иконографии тема приношения даров Божественным покровителям возникла в период ранневизантийского искусства. В церкви св. Виталия в Равенне (545 г.) конху центральной апсиды украшает мозаическое изображение восседающего на мандорле Спаса Эммануила. Христос правой рукой протягивает мученический венец св. Виталию, подводимому ангелом, в то время как с левой стороны другой ангел представляет Спасителю св. Экклесия - патрона и строителя храма.
Наиболее близким иконографическим прототипом иконы Богородицы «Экономиссы» является мозаика в люнете южного входа храма Св. Софии в Константинополе, созданная при Константине VII Багрянородном около 950 г. Тронной Богоматери предстоят Константин Великий и Юстиниан, держащие в руках символические модели созданных ими града и храма, о спасении которых они молят Царицу Небесную и Владычицу Константинополя.
По описаниям, оставленным церковным археологом Н.П. Кондаковым («Памятники христианского искусства на Афоне», СПб, 1902), известно, что в XIX в. в соборном храме Лавры св. Афанасия находилось две иконы, изображающие Пресвятую Богородицу в образе Игумении Горы Афонской. Вот эти свидетельства:
«Лаврская икона Богородицы на игуменском месте писана греческим письмом в XVI в., но сильно подновлена. Богоматерь держит Младенца на левой руке, и Он, охватывая ее руку своими, оборачивается к одному из двух ангелов, видных в небе; с ноги Младенца упала сандаля, тут же висящая. Младенец в белом хитоне, с красным поясом и в золотом гиматии» (Указ соч., с. 176).
«Настенная икона Богоматери «Экономиссы», длина 1 саж., шир. менее на 10 см., повешена ныне на стене нартекса лаврского кафоликоса, слева, позади двойной аркады, открывающейся в главный неф. Богоматерь сидит на монументальном кресле и держит у себя на коленях Младенца. По сторонам стоят: Предтеча, Афанасий, Михаил Синадский, Симеон, Стефан, Николай, св. жены и цари ктиторы Иоанн и Никифор. На голове Младенца венчик финифтяный XVII в. Самая икона написана не ранее XVII века. В последнее время она поновлена, и внизу написано длинное славословие» (Там же, с. 176).
Тропарь, глас 4
Предстательство страшное и непостыдное, / не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, / Милостивая верных Домостроительнице, / утверди православных жительство, / спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, / зане родила еси Бога, // Едина Благословенная.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.
Молитва
О Пречистая Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренныя моления наша и принеси я ко Всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянныя, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой и день страшнаго суда приспе. Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховней, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельского по плоти жития: яко последнии монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.
О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии