Икона «Матрона-игуменья». Дмитрий Марченко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

По долгу службы мне часто приходится в интернете искать иконные образцы. Иногда я натыкаюсь на весьма странные примеры современного иконописания. И, как правило, все иконные странности оказываются зеркальным отражением странностей околоцерковных. Вот очередной пример: «икона», которая называется «Матрона – игуменья». На ней блаженная Матрона изображена довольно непривычно. Но прежде, чем что-то сказать от себя, было бы уместнее выслушать человека, который, как следует из его собственных слов, был инициатором создания «иконы».

 Итак:

 "О ЧУДЕСНОМ НАПИСАНИИ ИКОНЫ, ИМЕНУЕМОЙ "МАТРОНА-ИГУМЕНЬЯ"

 Когда они с мужем посещали храм свт. Мартина Исповедника, что на Таганке, один священник, служивший тогда в храме, узнав об их почитании святой блаженной Матроны, подарил им две частицы мощей Матушки. Остатки гробика блаженной, вместе с землёй и погребальной срачицей Матушки, были, как известно, переданы в храм Мартина Исповедника, где они хранятся и по сей день.

 Одна из подаренных частиц мощей была заключена в мощевик и вставлена в икону, где Матушка изображена в зелёных ризах на фоне Москвы и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вторая же частица лежала, завёрнутая, под образами. Матушка вразумила, что нужно написать новую икону и вставить в неё эту частицу.

 Она хотела, чтобы её написали в виде игуменьи, в полном облачении и с крестом на груди. Но где найти художника, который бы согласился писать неканоническую икону? Прошло около двух лет, а они так никого и не встретили.

 Но вот однажды, по совету знакомого, они пошли на выставку картин талантливого художника Владимира. Они необыкновенные - эти пейзажи Русского севера – в них дышит Дух Святый. И вот почему-то, глядя на них, им обоим в голову пришла мысль, что именно такой художник сможет написать неканоническую икону Матушки Матроны в виде игуменьи.

 Действительно, не игуменья ли она? А кто же ещё смог бы поднять из руин Свято-Покровский женский монастырь? С тех пор, как там почивают мощи Матушки, монастырь буквально восстал из пепла. Тысячи и тысячи людей ежедневно приходят к раке Матронушки, и обитель процветает: она всеми делами там управляет!

 К тому же, многие верующие люди видели во сне, и даже наяву, Матушку Матрону, одетую в монашеские одежды. Да и пишущая эти строки имела два видения, в которых Матушка предстала ей одетая как игуменья, с наперсным крестом и в камилавке. Вот в таком-то виде святая и благословила запечатлеть её на иконе».

 От этой иконы уже было явлено много чудес.

 (Из книги "Окно в Мир Горний")"

 ***

 Что можно на это сказать? Оставим за рамками статьи обсуждение художественных качеств самого произведения и акцентируем внимание только на нескольких моментах.

  1. Женщину, судя по всему, посетило видение блж. Матроны. Вопреки святоотеческому учению, призывающему нас быть осторожными с любыми потусторонними проявлениями, женщина ничуть не засомневалась в том, что ей привиделось (приснилось). Как и то, что видение подразумевало создать некое новое, необычное изображение, вопреки принятой иконографии. Она безапелляционно заявляет, что «матушка хотела, чтобы её написали в виде игуменьи» - и всё тут: «многие верующие люди видели во сне, и даже наяву, Матушку Матрону, одетую в монашеские одежды. Да и пишущая эти строки имела два видения, в которых Матушка предстала ей одетая как игуменья, с наперсным крестом и в камилавке. Вот в таком-то виде святая и благословила запечатлеть её на иконе»
  2. Далее, прекрасно осознавая, что икона неканоническая, женщина начинает целенаправленно искать иконописца, который бы смог осуществить её заказ. Поиски заняли два года (видимо, никто из иконописцев не хотел браться за столь сомнительный труд). В конце концов находится художник-пейзажист (не иконописец!), в работах которого, по мнению заказчицы, «дышит Дух Святый» (тоже довольно самоуверенное заявление). Вот он-то и согласился эту «икону написать».
  3. Далее идут голословные рассуждения на тему того, что блж. Матрона действительно игуменья Покровского монастыря в Москве (где покоятся её мощи), так как именно она восстановила монастырь из руин. Но, стоило бы напомнить, что монастырь - Покровский. И уж если кого-либо называть его небесной игуменьей, то уместнее всего Ту, в честь Покрова Которой он и назван – т.е. в честь Пресвятой Богородицы.

 Мы видим в данном случае многие перегибы культа блж. Матроны, с которыми часто приходится сталкиваться в последнее время. Это и почитание, альтернативное общецерковному, причем осознанное; это и непослушание Церкви в создании своих неблагословленных и неканоничных иконографий; это и умаление почитания Спасителя и Его Пречистой Матери.

 Если закрыть глаза на этот казус, то может сложиться ситуация, когда иконы станут писать по любым видениям, впавших в прелесть личностей. Получается, канон вообще не нужен, если «матушка явилась и благословила».

 Потому хотелось бы напомнить слова Священного Писания: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте. Но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире»(1 Ин. 4,1)

 А также: «Сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11,14).


 Источник: Православіє в Україні