Иисус называет Себя «Пастырем добрым»: чем это могло расстроить иудеев, ожидавших Мессию?
Выражение «пастырь добрый» мы знаем, главным образом, из Евангелия. Так говорит о себе Иисус Христос: Я есмь пастырь добрый (Ин 10:11). Но что это выражение значило для иудеев, к которым были обращены слова Христа? Объясняем, что именно имел в виду Христос, именуя себя добрым пастырем.
Скотоводство наряду с земледелием было одним из основных занятий в Древнем Израиле, поэтому образы, заимствованные из пастушеской жизни, были привычны и хорошо понятны людям. Иудеи знали, насколько трудной была жизнь пастуха. Его работа была сопряжена со многими опасностями: ему приходилось следить, чтобы стадо не разбредалось, чтобы овцы не сорвались с обрыва и не заблудились в горах. Пастух охранял стадо от диких зверей, оберегал его от воров. Бывали случаи, когда пастух жертвовал своей жизнью ради спасения овец.
В библейском контексте образ пастыря или пастуха, который с любовью и ответственностью заботится о своем стаде, употреблялся по отношению к Богу или земному правителю.
Так, например, Бог называется пастырем в ветхозаветной книге Псалтирь: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс 79:2). Народ, со своей стороны, представлен здесь в образе стада: А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя(Пс 78:13). Важно, что и о Мессии, Спасителе, в Библии тоже говорится как о Пастыре: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис 40:11).
В Книге пророка Исаии Господь устами пророка называет пастырем царя Кира II Великого, который вошел в историю как мудрый, справедливый правитель, позволивший иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный ранее вавилонянами: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ис 44:28).
«Хотя статус пастуха в социальном отношении был невысоким, но в применении к правителю народа он отражал высокие общественные требования к царю как к заботливому вождю, от которого зависит жизнь и благополучие подданных», — замечает протоиерей Тимофей Фетисов.
Называя себя добрым пастырем, Христос дает понять своим слушателям, что он, как пастух, заботится о тех, кто составляет Его стадо, и готов отдать за них Свою жизнь. Одновременно в этих словах содержится и указание, что Иисус Христос — Царь неба и земли, Сын Божий и долгожданный Мессия.
Есть тут и еще одна особенность: используя выражение «добрый пастырь», Иисус Христос дистанцируется от распространенных представлений о Мессии как о политическом вожде. Многие иудеи думали, что Мессия освободит их от римлян, под властью которых они находились, и восстановит Израильское царство. Да, Иисус говорил о Царстве, но не земном, а Небесном, которое доступно всем людям независимо от их национальности и которое способно даровать человеку не временное удовлетворение, а вечное блаженство. Митрополит Иларион (Алфеев) обращает внимание, что в греческом тексте Евангелия ὁ ποιμὴν ὁ καλός означает «пастырь прекрасный, предвещающий добро, чистый». Владыка подчеркивает, что это прилагательное указывает только на нравственные качества и не предполагает политических полномочий или амбиций. Такие представления о пастыре коренным образом отличаются от привычного иудеям образа правителя; но они наследуют представлениям о мужественном и терпеливом пастухе, готовом преодолевать опасности ради своего стада, которое идет за ним добровольно.
Христос в Евангелии использует знакомый иудеям многогранный образ пастуха, но иначе расставляет акценты. Добрый пастырь — это и истинный Мессия, Сын Божий, и любящий, заботливый пастух, готовый пожертвовать собой ради овец.
Еще один важный момент, связанный с правильным пониманием употребленных в Евангелии слов, касается определений «стадо» и «овцы» применительно к людям. Сегодня эти слова могут носить негативный оттенок и подразумевать, например, неразумную толпу, которой легко манипулировать. Такое восприятие далеко от библейского. Овцы в Евангелии обозначают праведников. Это кроткие, добрые и терпеливые существа. Когда Иоанн Креститель увидел идущего Иисуса, он сказал Своим ученикам: вот Агнец Божий (Ин 1:36), сравнив с агнцем, или ягненком, Самого Спасителя. Антиподом овец выступают козлы, которым свойственны упрямство и нетерпение. В притче о Страшном суде Иисус отделяет праведников от грешников, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф 25:32). Важно, что библейские образы овец и овечьего стада всегда используются в контексте их отношений с пастырем — Господом. При всех добрых качествах овец, без заботливого пастуха они абсолютно беспомощны: могут потеряться или стать жертвами хищников. Так и человек без связи с Богом — источником жизни, любви и всего благого — обречен на духовную смерть и становится жертвой диавола, который, как пишет апостол Петр, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8).
Автор Ульяна Фролова
https://foma.ru/iisus-nazyvaet-sebja-pastyrem-dobrym-chem-jeto-moglo-ras...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии