Игумен Лука (Степанов): «Вопрос о православном образовании очень актуален»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов) — заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татианинского университетского храма, директор православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского — прибыл в Саратов на торжества по случаю 100-летия СГУ. Он встретился со студентами и преподавателями экономического и механико-математического факультетов и ответил на вопросы нашего издания.

— Отец Лука, православные гимназии в регионах есть, но, как показывает практика, они очень разные: каких-то унифицированных стандартов, единообразия пока не существует. Расскажите, пожалуйста, про рязанскую гимназию. Давно она работает?

— Она была создана пятнадцать лет назад по благословению Правящего Архиерея, в числе ее учредителей был один из отцов города, а у истоков нового педагогического подхода, где во главу угла была поставлена церковность как главное воспитательное содержание, стояли замечательные учителя. Тогда, в 1995 году, православная гимназия, с ее стоголосым хором учащихся на главных площадках города, с формой, похожей на кителя семинаристов, с кружевными воротничками девочек, явилась настоящим торжеством Православия на рязанской земле. Своими крестными ходами, краеведческими акциями гимназия была очень заметна. В то время Иоанно-Богословскому монастырю, при котором было открыто это учебное заведение, передали типовые садики, что решило проблему с помещениями. Так что свое существование православная гимназия начинала на достаточно мощной мажорной ноте. Ну, а потом в ее истории были разные времена… Меня назначили директором гимназии полтора года назад. В трудное, точнее сказать: в критическое для нее время. Было прекращено финансирование негосударственных учебных заведений. Сменились интересы главного благотворителя…

— То есть причина кризиса стандартная — финансы?

— Финансовая составляющая играет, конечно, большую роль, но причиной кризиса была не только она. К моменту моего назначения в гимназии сменилось несколько директоров; покинули гимназию педагоги, которые стояли у ее истоков… В последние годы до моего директорства богослужения совершались непостоянно. И я главным делом возрождения поставил прежде всего еженедельное совершение Божественной литургии. Для старших классов — по пятницам, для младших — по четвергам. Стараюсь служить сам. Поэтому гимназисты меня знают в первую очередь как священника, а не как администратора. Административной работой больше занимается мой заместитель — хороший, опытный педагог (он также преподает в Рязанской православной духовной семинарии). Я же по преимуществу обслуживаю две стороны гимназической жизни: самую высшую и главную — литургическую и самую низшую, но тоже главную в каком-то смысле,— финансовую. Долги гимназии были велики настолько, что был арестован счет, ситуацию надо было незамедлительно исправлять; кроме этого, надо выплачивать и текущую зарплату учителям. Гимназия — достаточно финансовоемкая организация, но со следующего года мы надеемся решить вопрос о ее неубыточном существовании.

— Получается, что на данном этапе Вы — фактически антикризисный управляющий!

— На данном этапе — да, но, думаю, в дальнейшем необходимость во мне как в администраторе отпадет. Потому что главная моя задача все же другая: создать в учебном коллективе такую обстановку, чтобы помочь детям получить максимально качественное современное образование и переплыть бурное море юности с минимальными потерями — чтобы время, проведенное в школе, не стало временем расставания с Церковью.

— Для любого образовательного учреждения важен вопрос набора. Есть ли эта проблема в рязанской православной гимназии?

— Если имеется в виду демографическая яма, то мы сейчас находимся на выходе из нее: к школьному возрасту подошли новорожденные третьего тысячелетия. Так что мы в следующем учебном году думаем набирать не один, а два первых класса. Проблема не в количестве. Вопрос в другом: бывает, что в гимназии учатся те, кто пока не вполне соответствует нашему представлению о том, каким должен быть гимназист. Совершенно неприемлемо состояние или, если хотите, настроение цинизма, к сожалению, свойственного молодежи. Прежде всего потому, что в коллективе оно очень заразительно.

— Отчисляете?

— Бывает и такое. Хотя, конечно, здесь важно вместе с плевелами не удалить зерна. Потому что ясно, что в это время кто-то меняется, кто-то переживает трудный период в своей подростковой жизни. Ну, а в первый класс отбираем после тщательного собеседования с родителями — решение принимаем в зависимости от их готовности помогать педагогам в той стратегии, которую мы в нашей гимназии проводим.

— Хорошо, с набором понятно, а с выпуском? Куда и как поступают гимназисты?

— Уровень образования наша гимназия дает высокий, что подтвердили в этом году результаты ЕГЭ, и в нынешнем же году мы получили аккредитацию как учебное заведение повышенного образовательного уровня по предметам гуманитарного цикла. Кто-то едет поступать в Москву, кто-то поступает в семинарию. Для меня особенно дорого, когда выпускники идут учиться к нам. Кстати, возглавляя православную гимназию и оставаясь завкафедрой теологии в университете, я вижу, что в общении гимназистов и студентов-теологов есть большая польза. Этим летом наше региональное министерство образования выделило нам финансирование, и мы провели три смены в помещениях бывшего Свято-Преображенского монастыря. Это был такой летний лагерь, где вожатыми были студенты-теологи, а воспитуемыми — и гимназисты, и негимназическая молодежь. Многие потом решили поступать именно на теологию. Так что гимназию можно рассматривать в том числе и как источник для пополнения славного отряда теологов, служение которых я вижу краеугольным камнем для возвращения людям догматического сознания.

Почему сейчас страдает Отечество? Не потому, что нет открытых храмов, а потому что, к сожалению, невежество можно найти и вне, и внутри храмов среди прихожан. Возвращение к правильным понятиям христианского мировоззрения, к здоровому догматическому сознанию — условие для правильно функционирующей политической и экономической систем, для педагогической стратегии. Теологи — это как раз та сила, которая, будучи вооружена богословскими знаниями, имея признанное государством образование, может повлиять на изменение ситуации. Мы стремимся к тому, чтобы это были очень образованные и при этом воцерковленные люди — не на уровне поверхностных признаков православного колорита, а глубоко знающие историю Церкви, историю Ветхого и Нового Завета. Кстати, храм, построенный на территории университета, по нашей рекомендации был зарегистрирован как учебно-практическая база кафедры теологии — это вполне оправданно, поскольку теологи проходят там практику по литургике, на клиросе поет хор кафедры, при храме работает миссионерский отряд, выпускается молодежный православный журнал. При этом храм, безусловно, является духовным сердцем нашего университета.

— Интересно, а куда трудоустраиваются выпускники РГУ с дипломом теолога?

— Лучших оставляем на кафедре. Кто-то пополняет епархиальные отделы — миссионерский, катехизации, по работе с молодежью. Еще у нас в Рязани замечательно развито православное телевидение. Вещание — еженедельное, по несколько часов. Эти программы делают съемочные группы, в штате которых есть и наши выпускники. Работают они и в структурах правительства области в качестве консультантов. Востребованы также в министерстве образования, причем наш министр образования Надежда Константиновна Бушкова говорит, что теологи должны преподавать не какой-то отдельный предмет в школах, а вместе с директором определять стратегию воспитательной работы.

— Работа с молодежью — одно из приоритетных направлений работы Русской Православной Церкви сегодня. Вы с молодежью работаете не первый год. На Ваш взгляд — меняется ли она как-то сегодня?

— У нас в Рязани молодежь с симпатией относится к Церкви. Но при этом жизнь церковную ведут — единицы. Я давно расстался с иллюзиями, что, произведя благоприятное впечатление на поточную аудиторию, увижу всех этих 150 юношей и девушек в храме. В целом молодежь с точки зрения веры ужасно безграмотная. Поэтому вопрос о православном «всеобуче и ликбезе» очень актуален. Более того, я бы поставил вопрос о смене содержания гуманитарных дисциплин — исторических, литературоведческих и т.п., ведь после 1917 года из учебного процесса были изъяты элементарные понятия о мире, о его происхождении. Если подобное отношение не менять, можно дойти до той ситуации, к которой пришли в Европе, где храмы, по сути, превратились в концертные залы с необременительной по времени мессой «в удобном формате». Конечно, надо бежать от такой перспективы. Выход — взаимодействие Православия со сферой образования, со СМИ.

— Как Вам удается совмещать работу в вузе, миссионерство, директорство в гимназии с пастырством? Реально ли это?

— Да, ведь все это — «одного поля ягоды». Вот если бы я был, скажем, одновременно и химиком и поваром… Да и то можно было бы «схимичить» что-нибудь съедобное, наверное. А здесь — священник он и есть священник: и в вузе, и в гимназии, и на ТВ. Тем более что я монах, и ко всем этим обязанностям отношусь как к послушанию.

 

Беседовала Маргарита Крючкова
Фото Дениса Каменщикова

Газета «Православная вера» № 1 (405) 2010 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=...