Иезуитское издание проанализировало успехи Ватикана в отношениях с Китаем в канун продления соглашения стран
РИМ. Иезуитское издание проанализировало успехи Ватикана в отношениях с Китаем в канун продления соглашения стран – так, католиков перестали считать «сторожевыми псами империализма», а их численность постепенно растет, напоминает иезуит Джанни Валенте (Gianni Valente) в своей статье в издании Fides.
Всего четыре года назад, 22 сентября 2018 года, представители Ватикана и правительства Китайской Народной Республики подписали Временное соглашение о назначении китайских католических епископов в Пекине. Соглашение действовало «в экспериментальном порядке» (ad experimentum) в два года, а в октябре 2020 года его срок действия продлили еще на два года.
В эти дни приближается срок нового продления этого соглашения, и публичные заявления Папы Римского Франциска и кардинала-госсекретаря Пьетро Паролина свидетельствуют о намерении Ватикана продолжить переговоры, продлить соглашение и придать ему новое качество. Для этого планируется «обсудить границы его прогрессивного совершенствования» ради главной цели – «назначения достойных и подходящих епископов для пастырского служения» в стране.
Чтобы понять основы политики Папы Римского и видных иерархов Святого Престола, следует проанализировать современную историю католицизма в Китае и определить главные приоритеты работы Ватикана с китайскими католиками. Важно отметить, что с момента подписания соглашения с Китаем в стране больше не проводились незаконные епископские хиротонии без согласия Папы – а именно они были главной причиной болезненных расколов среди китайских католиков с конца 1950-х годов.
За последние четыре года в Китае состоялось шесть новых католических епископских хиротоний с вручениями папских булл, подтверждающих их назначение. В то же время шесть так называемых «подпольных» епископов, рукоположенных ранее Ватиканом без одобрения китайского партийного аппарата, также запросили и получили публичное признание от политических властей в Пекине. Это очень скромное число – с учетом реального количества католических епархий в Китае, оставшихся без глав и нуждающихся в епископах, либо возглавляемых престарелыми епископами. Важно отметить то обстоятельство, что в результате соглашения все китайские католические епископы в Китае сегодня находятся в полном официальном общении с епископом Римским.
Действующее соглашение Ватикана с китайскими властями радикально отличается от моделей соглашений с прочими правительствами (последним можно считать соглашение, подписанное с Казахстаном во время недавнего апостольского визита Папы Франциска в эту страну Центральной Азии). Все подобные соглашения обеспечивают юридическое признание и пространство для маневра для церковных учреждений и пастырских служителей с учетом различных «национальных контекстов». Однако соглашение о назначении китайских епископов затрагивает самые глубокие аспекты апостольской природы Церкви и динамизма ее сакраментальной жизни. Соглашение с Китаем касается многих вопросов веры китайских католиков и врачует их страдания, вызванные церковными расколами, которые в последние десятилетия разделяли духовенство и мирян, общины и даже отдельные семьи. Оно регулирует и вопросы почитания памяти мучеников и действительности таинств, совершаемых в приходах, часовнях и надомных храмах в Китайской Народной Республике. Иными словами, соглашение с Китаем регулирует очень тонкие и чувствительные вопросы, далеко выходящие за рамки подобных – более или менее стандартных – соглашений Святого Престола с прочими правительствами и суверенными образованиями.
Теперь каждый китайский приход признает, хранит и свершает таинства Церкви, причастен к ее апостольству, а все китайские епископы находятся в полном общение с епископом Римским, и потому соглашение никак нельзя считать «разочаровывающим» для ватикана, как уверяют критики, особенно если обратиться к нелегкой истории строительства этих отношений. Критики обычно обходят и скрывают в своих упрощенных описаниях отношений Китая с Ватиканом те факторы, которые побудили Святой Престол пойти избранным им путем, а также критерии выбора им вопросов, жизненно важных для sensus Ecclesiae («сознания веры», «духовного чувства») китайских католиков.
Критики, принижающие это историческое соглашение как «сделку с посредственными результатами» или даже «достойную сожаления ошибку», явно игнорируют сакраментальную динамику развития Церкви и закрывают глаза на тернистую историю китайского католицизма за последние семьдесят лет. В прежнее время официальные средства массовой информации китайского партийного аппарата нередко именовали епископов и Ватикан «сторожевыми псами западного империализма». А в наше время, несмотря на растущую международную напряженность в отношениях КНР и западных геополитических сил, никому в Китае уже не приходит в голову оскорблять Папу Римского и Католическую церковь как агентов враждебных государств.
Следует трезво, с верой и надеждой, оценивать деликатное и хрупкое положение малой паствы китайских католиков в обстановке эскалации международной напряженности и нарастающих столкновений могущественных сил за власть и влияние. Сохраняя единение со своими соотечественниками, они проходят сложным путем исповедания веры в Христа в сегодняшнем Китае, воспринимая его таким, какой он есть, и ничем не выделяясь, чтобы на них указывали как на чужаков, странных последователей инородной далекой культуры. Китайские католики, как и все граждане Китая, полностью лояльны гражданским мирским властям, и в то же время, будучи крещеными, они следуют апостольской вере, неотъемлемой частью которой является общение с епископом Римским, гарантом единства Церкви. Это противоречие мирского и духовного опыта может вести к усталости, разочарованию и страданию; однако, укрепляясь в вере, они свидетельствуют и исповедуют веру во Христа, живут с Ним в сегодняшнем Китае, и совершают должное во имя спасения, дарованного им Иисусом. Они провозглашают Евангелие, следуют катехизису, свершают таинства и усердствуют в делах милосердия, помогая нуждающимся братьям и сестрам. То, что происходит в их христианских общинах, всегда открытых для соотечественников, свободных от всяких подозрений, находит свое отражение во многих новостях издания Fides.
В счастливых событиях и бедствиях, которыми были отмечены последние семьдесят лет китайского католицизма, решающим фактором всегда была именно апостольская вера, исповедуемая епископами, священниками и мирянами Церкви – не из героизма, упрямства или свободомыслия, а по милости Божьей. Преемники Петра сами испытали и засвидетельствовали, что их общение с Католической церковью в Китае не должно строиться с помощью инструментов юридического превосходства, поскольку через такой опыт уже довелось пройти, и он чуть не привел к расколу католической веры в этой стране. А это единственное сокровище, которое китайские католики хранят, проживая самые бурные, непостижимые для ума и противоречивые события современности.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии