Иерусалимская закваска. Священник Алексий Плужников

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иерусалимская закваска

По нашим городам и весям ходит новое «православное чудо» — так называемый «иерусалимский хлеб». Причём ходит сия «благодать» большими шагами при активнейшем участии наших православных прихожаночек.

 Само существование подобного «благодатного хлеба» известно не первый год, просто вновь началась волна интереса к нему среди околоправославного населения. Что же представляет собой сей хлеб (закваска)?

 Эта закваска якобы из Иерусалима (надо признать — очень удобная версия, «высокодуховная» и совершенно непроверяемая), изготовлена во время Пасхи. Кстати, аналогичная «закваска» гуляет по Украине, только там она называется «почаевская». Интерес к закваске настолько велик среди украинского народа, что руководству Почаевской Лавры пришлось делать официальное заявление об абсолютной непричастности монастыря к данной затее. Неизвестно, пришла ли волна интереса к закваске в Россию из Украины, но явно, что для российского слуха «иерусалимское» звучит гораздо роднее, чем «почаевское».

 Эта закваска передаётся из рук в руки, передавать нужно обязательно трём-четырем хорошим людям с непременным наказом распространить её такому же количеству людей. Соответственно, число «облагодетельствованных» растёт в геометрической прогрессии. Готовится она по специальной технологии с использованием святой воды, хранится в святом углу около икон. Затем из неё печётся хлеб и съедается. Зачем? Ну, тут фантазия может быть самой широкой: «для счастья», «чтобы не болеть», чтобы получить «благодать», и, как говорится, что сами себе пожелаете. Но главное: не забыть распространить нужному количеству людей, иначе тебе будет плохо.

 По сути, это «православный» аналог «писем счастья», которые под страхом наказания свыше нужно переписать в нескольких экземплярах и подбросить другим людям.

 Закваска эта передаётся в наших храмах, на крестных ходах нашими же женщинами, многие из которых уже много лет ходят в церковь, регулярно исповедуются и причащаются, не раз были в паломничествах по монастырям. И возникает закономерный и страшный вопрос: почему? Почему духовная жизнь очень многих наших православных людей (особенно женщин) сводится в итоге к дремучему язычеству?

 Думается, тут много причин. Одна из них — психологическая установка большинства людей на то, чтобы «иметь», а не «быть». Эта тема хорошо разработана философом Эрихом Фроммом в его знаменитой книге «Иметь или быть?». Мы не пытаемся обрести осмысленность своего существования, нас не волнует проблема Гамлета: «быть или не быть». Прежде чем стать «человеком», мы становимся «потребителем», «накопителем» сокровищ на земле, какими бы эти сокровища не были: материальными или «духовными». Очень часто мы стремимся получать блага от людей и от Бога, даже не задумываясь: нужны ли нам эти блага? Ведь, как часто бывает, каждое приобретение, помимо удовлетворения, приносит и новую проблему. (Как в анекдоте: без автомобиля никак нельзя — и за шинами надо съездить, и за бензином, и в гараж...) Православная женщина не задумывается, когда берёт «иерусалимскую закваску» — зачем она ей нужна, и почему вдруг ей стало мало других благодатных «хлебов» — артоса, антидора, куличей, просфор, не говоря уже о главном Хлебе нашей жизни — Теле Христове? Наверно, срабатывает вечный принцип: кашу маслом не испортишь, благодати слишком много не бывает!

 К тому же важное значение имеет сам принцип передачи «закваски»: от хорошего человека к хорошему, от православной тётушки — к православной. А если процесс передачи происходит на крестном ходу или в храме — так это вообще снимает все вопросы. Место благодатное, хлеб благодатный, да и сама я тоже не лыком шита: десять лет охраняю подсвечник, на Валааме была, старцев целую толпу видала!..

 Как говорил один поэт (архиепископ Иоанн Шаховской): «сатана — он старый вор: не веди с ним разговор!». Сатана ловко использует внешний антураж благочестия, чтобы ещё вернее ввергнуть человека в соблазн. Мало того, соблазнённая прихожанка сама становится соблазнительницей, вовлекая трёх-четырёх простодушных человек в бесовское действо. А когда женщина разберётся в том, что она попросту сглупила, ввязавшись в «хлебную» авантюру, то она теперь ведь обязана будет найти ту, которая соблазнила её, и кого соблазнила она сама, и объявить: «дураки мы все»... Задача для совести не из лёгких.

 Но это всё не главное. Главное другое, более глубокое и куда более печальное. Как не прискорбно признать, но большинство православных прихожан, считающих себя сугубо церковными, верующими людьми, на самом деле таковыми не являются, а часто являются полной противоположностью того, чем себя считают. Многие пришедшие в Церковь реально пришли искать не Бога, не Христа, а «религию», то есть систему внешних религиозных действий, обрядов, установлений, исполняя и потребляя которые, человек надеется обеспечить себе тёплое место в Царстве Божием. Только Самому Богу нет места в этом Царстве. Рай без Бога — вот то, что ищут многие христиане (только называется это не «христианство», а «коммунистическое язычество»). Кто из нынешних христиан может воскликнуть вслед за митрополитом Вениамином (Федченковым): «Господи! Если бы мне пришлось выбирать: быть без Тебя в раю или с Тобою в аду – я хотел бы быть и в аду, но с Тобой!»?

 Мы же в нашей церковной жизни ищем и проповедуем «Устав», «Пост», «Праздники», «Молитвы», «Благочестие»— но не Христа. Именно из-за этого извращения сути христианства всё и происходит: и иерусалимские закваски, и «старцы» с «отчитками», и «кому молиться от колдунов...», и прочее. Мы приходим в Церковь и находим не Христа, а самих себя; наш первоначальный неофитский порыв к Богу быстро затихает, и мы вновь начинаем копаться в своём эгоизме, и пытаемся спрятаться от Света на покаянных крестных ходах, в «древнерусских распевах», в устройствах «общинных укладов», православных поселений и прочих выдуманных нами «духовностях». Люди годами «ходят» в храм, но в итоге их больше всего продолжают волновать вопросы: какую молитву прочитать от того-то и для этого-то; сколько дней должна лампада гореть по покойнику; можно ли в пост кушать растительное масло или нет. Многие наши прихожане твёрдо уверены, что Бог — это кнопка, надо лишь узнать, как и сколько раз на неё нажать, чтобы пепси-кола налилась в протянутый стакан. Вот лишь маленький пример такой попытки «замаслить» Бога: заздравная записка, перечислено несколько имён, а внизу приписка: «всегда быть здоровыми»... И это не случайный анекдот — это наша приходская жизнь в своей обыденности.

 Поэтому «иерусалимская закваска» — это лишь один из многих вариантов той «закваски фарисейской», от которой призывал нас храниться Христос. Имя той закваске — эгоизм и лицемерие, внешнее напускное благочестие, а вернее будет сказать — игра «в благочестие». Больше всего на свете нужно бояться стать «профессиональными православными», людьми полностью закрытыми ханжеством («религией») от Бога и ближних. Как сказал о. Александр Шмеман: «Христа любят святые и грешники, а религиозные люди Его распяли...»

 Впервые опубликовано в епархиальной газете «Православное слово» в июне 2007 г.


 Источник: Psevdo.net