Иеромонах Симеон (Бескровный): Слово о мире

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Афон. Крест

Это одна глава из новой книги афонского иеромонаха Симеона (Бескровного), подвизающегося в затворе на Святой Горе Афон. Несмотря на простоту стиля, вы сразу увидите совершенно необыкновенное содержание.

Это не только свидетельство духовного освящения старца Симеона, но и несомненный образец именно афонской литературы - простого, глубокого, подлинного выражения внутренней жизни души.

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»

Иоан. 8. 31. 32.

Посвящается архимандриту Кириллу, духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

СЛОВО О МИРЕ

«Какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей
повредит?» Мк. 8. 36.

«Иисус сказал ему: иди за Мною и
предоставь мертвым погребать своих
мертвецов» Мф. 8. 22.

 

Самая лучшая помощь миру – это отречься от него...

1. Мысли и есть этот суетный мир, оставь их – и оставишь мир с его суетой.

2. Скажешь «я» - и языки адского пламени пляшут вокруг тебя; скажешь «Ты» – и Царство Небесное окружает тебя.

3.   Жизнь – это непрестанная попытка души начать жить вечной жизнью.

4. Истинная дверь, ведущая в Жизнь вечную, всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими, и эти двери не открываются людям, ибо они никогда не могут открыться.

5. Если зерна давят с одной стороны, то с другой стороны вытекает масло;   если обстоятельства утесняют нас с одной стороны, то с другой стороны источается польза.

6. Когда нам откроется, какими мы должны быть, тогда нам откроется и какие мы есть.

7. Не все, кто торопится, спасаются, и не все, кто медлит, погибают.

8. Пока жив,  стремись в глубь своего сердца, туда, где течет живая вода Жизни, но знай, что ее таинственные глубины открываются только целомудренной и любящей Бога душе.

9. Не преследуй других, чтобы утвердить их в правде, ибо они отдалятся от тебя; преследуй самого себя, и ближние приблизятся к тебе, привлеченные твоей правдой.

10. Есть рабство мирской привязанности и Свобода небесной Любви; земная привязанность рассчитывает только на свои силы, а Любовь молитвой преодолевает всякую привязанность и открывает душе Небеса.

11. Ложь мира всегда на стороне того, кто готов ее утверждать и доказывать, жертвуя ради нее другими людьми; Правда Божия всегда рядом с тем, кто готов пожертвовать собой ради Любви к Богу и ближнему.

12. Когда найдешь тот предел, где этот мир оканчивается, то найдешь и ту грань, где Небесный мир начинается.

13. Вещи постоянно убегают от нас, неизбежно приводя нас к познанию неуловимости мира и необходимости отречения от всякой привязанности к нему.

14. Этот мир любит только своих, поэтому тем, кто не от мира сего, надлежит выйти из него полностью и не только не держаться за этот мир, но и возненавидеть его.

15. Если весь мир во зле лежит, то, значит, и все дела его – зло, ибо не имеют в себе Бога.

16. Временная жизнь – это область смерти; вневременная жизнь – это область Вечной Жизни.

17. Самое трудное в этом мире лжи –  быть честным человеком, потому что ему никто не верит, но только честный и достоин называться человеком.

18. Ненависть порождает все противоречия в мире и только Любовь, которая не от мира сего, все примиряет.

19. Друзья по несчастью: здоровый и богатый, гордый и властный, хвастливый и хитрый.

20. Друзья по счастью: бедный и больной, смиренный и одинокий, честный и милостивый. 

 

Мир постоянно призывает: «Иди к людям!»

21. Вся жизнь, по сути своей, гармонична и праведна и поэтому не может вместить хаоса и неправедности; потому все, вступившие на путь разрушения и неправедности, гибнут, ибо жизнь всегда только с добрыми и праведными.

22. Одни люди стремятся подняться как можно выше над другими людьми, а другие стараются быть как можно ниже – и пути их никогда не пересекутся, но последние всегда становятся первыми.

23. Падают в жизни только сверху, и чем выше – тем больнее падать; но тот, кто находится в самом низу, никогда не упадет, ибо ему падать некуда.

24. Мир подобен ядовитой змее, которая неизбежно, рано или поздно, укусит, и укус ее смертелен.

25. Мир подобен отравленному напитку в чаше; вкус этого напитка горек, сам напиток смертелен – и его, рано или поздно, придется выпить.

26. Признак доброго человека в том, что с ним трудно расстаться и еще более трудно – обрести, иногда на это может уйти вся жизнь.

27. Что бы мы ни думали о жизни и как бы ее себе не представляли, а она все течет и течет, по своим духовным законам, неизменно спокойная и величавая и невыразимо прекрасная.

28. Одинаково бесполезно просить о помощи: бревно, мертвеца и гордеца; но всегда окажут помощь – бедный, презренный и смиренный.

29. Люди хотят заполнить пустоту своей жизни удовольствиями и развлечениями, но вместо этого, к сожалению, они только заполняют собой могилы.

30. Как бы ни была прекрасна эта жизнь, но и ее когда-нибудь придется оставить; как бы ни была неведома жизнь после кончины, но и ее когда-нибудь придется начать.

31. На земле, к сожалению, добрых людей меньшинство, и это заставляет глубоко задуматься о себе...

32. Чтобы хватать звезды с неба, нужно уметь дождаться своего звездного часа, но не у всех людей на это хватает терпения.

33. Мир предпочитает гордый и деятельный ум и смеется над смиренным и простым умом; но Жизнь всегда поддерживает только смиренный и простой ум,  и отвергает гордый и деятельный ум.

34. Сама по Себе Жизнь добра, проста и смиренна и поддерживает в мире только Добро, будучи  всегда доброй.

35. Зло может только имитировать Добро и, оставаясь злом, паразитирует на жизни, разрушая ее и погибая вместе с ней.

36. В Вечной Жизни для зла нет места, поэтому душа, избравшая для себя стяжание Жизни Вечной, побеждает зло и еще здесь, на земле, становится носительницей Добра.

37. Мир постоянно призывает: «Иди к людям!» Мы идем к людям, но они умирают, а когда люди идут к нам – умираем мы.

38. Мир не может позвать нас к Богу, потому что он не знает Его, но Бог знает нас и каждого зовет к себе лишь одним, ведомым только Ему, путем.

39. Этот мир начинается не с других людей, он начинается с тебя самого.

 

Тот, кто пытается познать мир...

40. Этот мир не заканчивается на других людях, он заканчивается на тебе самом.

41. Тот, кто пытается познать мир, все равно, что пытается познать тьму и сам становится тьмой.

42. Тот, кто пытается познать мир – далеко уходит от себя и от Бога, и потому теряет и Бога, и себя, и, в конце концов, мир сам уходит от него.

43. Тот, кто знает только этот мир, непременно узнает, что он не знал ничего, когда этот мир его оставит.

44. Чем больше мы помогаем миру, тем больше в нем открывается неразрешимых проблем; но стоит нам выйти из мира, как он сам собой успокаивается и забывает о нас.

45. Тот, кто привязан к этому миру, подобен пьянице, который обнимает мертвеца, принимая его за своего друга.

46. Тот, кто все силы вкладывает в этот мир, подобен тому, кто сам себе строит виселицу.

47. Цена этого мира полностью открывается в момент кризиса – он безжалостно выбрасывает своих приверженцев на улицу.

48. «Надо помогать людям!» - Слышится голос мира. Но чем ты будешь помогать миру, если ты еще не помог самому себе?

49. «Приноси пользу миру!» - Призывает мир. Но если твоя жизнь до сих пор была бесполезна, какую пользу принесет такая жизнь?

50. Если все бесполезные соберутся вместе, чтобы найти одну всеобщую пользу – все равно это тоже будет бесполезно; ибо нужен хотя бы один человек, который обрел эту единственную пользу – Христа, и может поделиться этой пользой с другими.

51. Самая лучшая помощь – это поделиться с ближними тем, что ты имеешь; но если ты  не имеешь в себе Христа, чем ты поделишься с ними? Пустыми обещаниями?

52. Мир в одно мгновение может десять раз обернуться вокруг себя, пока ты смотришь на него, ибо он изменчив и постоянно меняется; но если ты хочешь найти то, что никогда не меняется – что тебе делать в миру?

53. Отдели себя от мира и тогда найдешь то, что находится вне мира, но благодаря чему мир существует.

54. Забудь о мире, и если ты сможешь сделать это – забудь о себе; и когда Небо откроется в твоей душе – ты почувствуешь биение каждого сердца в мире.

55. Если живешь с Богом, то живешь, глядя в Небо; если живешь в миру – живешь, глядя в потолок.

56. Если пропустишь день жизни – то, даже если будешь каяться, не вернешь его.

57. Мир таков, что – пойдешь ли ты вперед или пойдешь назад – все  равно свалишься в яму.

58. Если похоронишь жизнь – умрут и мечты; похоронишь мечты – обретешь истинную жизнь.

59. Если строишь дом – жди, когда тебя вынесут; если строишь кладбище – жди, когда тебя принесут.

60. Если борешься за жизнь в миру – сердце само собой становится каменным; если борешься за стяжание Бога – сердце само собой становится мягким.

 

Деньги – это пыль...

61. Пока ты в миру – ты окружен друзьями и родными, но когда на твоей могиле вырастет трава, где друзья? Где родные?

62. Спрячь деньги хоть за пазуху – все равно, пропадут; ходи по улицам, раздавай честность бесплатно – никто не возьмет.

63. Если бьешься за чины и должности – не избежать досады; если трудишься над очищением сердца – не избежать радости.

64. Чем глубже погрузишься в земные стяжания – тем дальше от Неба; чем ближе к Небу – тем дальше земные стяжания.

65. Если сильно испачкаешься миром, можешь не успеть очиститься от мирской грязи, когда эта жизнь подойдет к концу.

66. Исполнять мирские желания – все равно, что заполнять бездонную яму; отречься от мирских желаний – все равно, что выбраться из бездонной ямы.

67. Если стараешься сократить дни ожидания – удлинишь их; если научишься ожидать – сократишь ожидание как в мирской жизни, так и в духовной.

68. Самая короткая дорога – дорога к могиле; самая длинная дорога – дорога к Богу.

69. Деньги – это пыль, но эта пыль страшна тем, что полностью ослепляет глаза и дочерна пачкает сердце.

70. Смерть гони изо всех сил – не прогонишь; жизнь держи обеими руками – ни за что не удержишь.

71. Жизнь подобна чистой родниковой воде и вкус у нее всегда один и тот же – вкус жизни; но наши страсти делают ее то сладкой, то горькой и даже – ядовитой.

72. Самое прекрасное в жизни – это чистота сердца, и когда она отражается в лице человека, то делает его красивым.

73. Без чистоты сердца даже самое красивое лицо кажется мертвым и уродливым.

74. Пройдешь мимо честных – попадешь к обманщикам и от них уже трудно вернуться к честным.

75. С честными – трудно жить, но они никогда не предадут и незаметно с ними станешь такими же, как и они.

76. С обманщиками – жить легко, но когда они тебя обманут, окажется, что тебе уже трудно жить честно.

77. Для мира – честный подобен посмешищу, но только на честных держится мир.

78. Всякое зло все равно рухнет в свое время, а то, что не зло – останется и укрепится.

79. Если устремишься навстречу миру – погибнешь; устремишься подальше от мира – спасешься.

80. Не ищи встречи с миром, - ищи встречи с Богом.

81. Окружишь себя вещами – пропадешь вместе с ними; отбросишь от себя вещи –      найдешь и себя, и Бога.

 

Богатство и власть – это мусор

82. Какой мир есть – узнать никогда невозможно, а познать Бога, как Он есть – всегда возможно.

83. Пока успеешь понять, что такое мир – погибнешь от похоти; если будешь стремиться познать Бога – не умрешь никогда.

84. Смотри на мир всю жизнь и слушай его всю жизнь – ничего не приобретешь, а жизнь потеряешь.

85. Все, что ты успеешь узнать о мире, положат с тобой в гроб; но то, что твое сердце успеет приобрести в Боге, останется с тобой навсегда.

86. Выйдешь из своего дома – вся земля станет твоим домом; отвергнешь самого себя – и Бог целиком станет твоим.

87. Сумеешь оставить вещи этого тленного мира – Сам Господь станет твоим достоянием.

88. Если захочешь удержать этот тленный мир, он сокрушит тебя; если сможешь вменить его ни во что, он пойдет за тобой.

89. Чем больше человек богат и властен – тем больше он погружен в глупость мира сего, и чем меньше человек богат и чем дальше от власти – тем ближе он находится к возможности поумнеть.

90. Самые богатые и властные люди в понимании мира сего – самые умные, но в истинном духовном понимании – они самые несчастные среди подобных им людей, ослепленных лживыми вещами этого тленного мира.

91. Не ищи мудрых среди богатых и властных, но ищи среди смиренных и незаметных.

92. Богатство и власть – это мусор мира сего, но смирение и скромность – это истинное сокровенное богатство души, которое нелегко отыскать.

93. Богатый и властный человек, без своего богатства и власти, не нужен никому, ибо потеряй он богатство и власть – и его будет трудно назвать человеком.

94. Оставь другим то, к чему стремится большинство – гордость и тщеславие; себе возьми то, что никому не нужно – смирение и уничижение.

95. Оставь другим то, что люди вырывают друг у друга – мир страстей и злобы; себе возьми то, к чему никто не стремится – мир покоя и Небесной радости.

96. Если ты ищешь Бога, успей забыть этот мир и мир сам забудет о тебе.

97. Жизнь – это путешествие в один конец, из которого нет возврата; сумей добраться к концу путешествия спасенным.

98. Если глубоко осознаешь, что богатство – это грязь, власть – это отрава, чины и должности – это пыль, то сможешь познать Любовь Божию, которая ожидает тебя.

99. Мир прославляет непреклонное, расчетливое и своевольное сердце; Бог прославляет сердце милующее, негневливое, любящее.

100. Ориентиром для мира служит властный, гордый и жестокий ум; ориентиром для Царства Небесного является незлобивое, безгневное, чистое сердце – сердце ребенка.

 

Не бойся доверять добру

101. Мир все дает через боль и только за деньги; Бог дает все легко и даром – как же не возлюбить Его всем сердцем и не отвергнуть мир жестокости и лукавства?

102. Не выискивай недостатки в этом мире, которые свяжут тебя по рукам и ногам; но всем сердцем стремись ко Христу, Который освободит тебя от преследования этого преходящего мира.

103. Не ищи опору в этом неустойчивом мире – только тогда, когда прекратишь свои бесплодные попытки, ты найдешь истинную опору – Христа, Который придет к тебе, чтобы принять тебя в Свои объятия.

104.  Не ищи богатства и власти в этом мире ценой своего Спасения; но всегда ищи одно лишь Спасение, ни во что вменяя весь этот мир с его лживыми приманками.

105. Мир – это боль, и если ищешь от нее избавление  – ищи Христа, ибо в Нем одном не только избавление от боли, но и обретение истинной Жизни в невыразимом беспредельном покое.

106. Чем больше мы погружаемся в мир, тем быстрее он пожирает нашу жизнь; чем дальше мы от мира, тем ближе к Вечной Жизни.

107. Не так опасно, когда мир цепляется за нас, а когда мы сами цепляемся за этот мир.

108. Люди так отчаянно борются за свое мирское счастье, что от него, в конце концов, ничего не остается.

109. Мир делает богачей и убивает их деньгами; а Бог творит людей и спасает их трудами.

110. Рядом с Христом не было ни одного богача, и это заставляет глубоко заглянуть в свое сердце...

111. Смерть ради «интересов» государства и правителей – такая же духовная смерть, когда человек умирает из-за стремления к богатству, похоти, славе и власти – всего того, что не есть Христос.

112. Жизнь есть цельное явление, которое тем прекраснее, чем меньше мы к ней прикасаемся, пока мы пребываем в состоянии греха и заблуждений.

113. Мир, безусловно, прекрасен, но только для безгрешной души, живущей с Богом и в Боге.

114. Пока человек не узнает, что такое мир – не узнает и того, почему от него следует убегать.

115. Если ты хочешь победить этот мир – побеждай его смирением и чистотой сердца, ибо «чистые сердцем Бога узрят».

116. Если ты хочешь, чтобы грязь мира сего не пристала к тебе – пройди по жизни, как странник,  никогда не удаляясь от смирения и чистоты сердца.

117. Если хочешь преодолеть все трудности и неразрешимые обстоятельства – храни смирение и чистоту сердца и пройдешь все беспрепятственно.

118. Если мы не видим в людях добра – остается стяжать его в себе, и тогда мы увидим это добро и в других людях.

119. Не бойся доверять добру, ибо ему открыты в жизни все пути, а зло прокладывает себе только один путь – путь гибели.

120. Если следовать добру, то оно устранит все препятствия с твоих путей, а если следовать злу – то оно их только создает.

121. Познавшие Истину оставляют мир, и устремляются к Единому Богу, ибо Истина не живет в мире суеты.

122. Познание Истины состоит в отречении от всяких связей с миром и в отрешении самого себя.

123. Для того, кто отрешится от самого себя, мир теряет всякую ценность, как и он – для мира.

124. Овладеешь чистотой сердца – и весь мир станет для тебя чистым; обретешь святость – и все в мире для тебя станет святым.

 

Духовное здоровье – это полное отделение от мира

125. Если сможешь отречься от мира – то тебе не за что  будет бороться в суетном мире; если тебе незачем тратить свою жизнь на борьбу за вещи этого мира и мирские цели -  все твое сердце будет принадлежать тебе.

126. Если твое сердце занято суетным миром, то оно не принадлежит тебе, а целиком принадлежит миру суеты и тщеславия.

127. Если твое сердце станет целиком принадлежать тебе – то все, что пребывает в сердце, станет твоим достоянием.

128. Сердце, которое перестает принадлежать миру, становится обителью для Христа и Христос становится Жизнью такого сердца.

129. Отдалишься от мира – и ничто не сможет тебя смутить и подчинить; увязнешь в миру – преисполнишься сомнений и неуверенности и станешь служить миру, как его узник.

130. Отдалишься от мира – и ничто не сможет тебя обмануть; увязнешь в миру – увязнешь в обмане, ибо мир и есть обман.

131. Отдалишься от мира – принесешь пользу и себе и всем; запутаешься в миру – запутаешь и себя и других.

132. Отдалишься от мира – сможешь помочь себе и мир придет к тебе за помощью; увязнешь в миру – повредишься сам и повредишь других людей.

133. Отдалишься от мира – узнаешь новую жизнь, которая не имеет конца; увязнешь в миру – потеряешь и свою жизнь, и этот мир, который сам всегда готов отказаться от тебя.

134. Предоставь миру идти своим чередом и увидишь, что он в тебе не нуждается.

135. Чем больше мирской суеты, тем меньше духовной жизни; чем дальше от мира – тем яснее ум, здоровее душа и тем ощутимее веяние благодати в сердце.

136. Тишина и покой сердца, отсутствие образов и воспоминаний, исчезновение помыслов и умиротворение страстей, восход духовной зари в себе самом – никогда не найти этого в мире, даже если исходить его вдоль и поперек.

137. Целомудрие и твердость духа, отсутствие забот и попечений, познание воли Божией и чистота сердца – никогда не приобрести этого в мире, даже если искать это днем и ночью.

138. Жизнь с ближним одним сердцем и душой, жизнь с Богом и в Боге всей душой и всем сердцем – никогда не узнать этого в мире, даже если спрашивать об этом у всех людей всю свою жизнь.

139. Испытать истинное счастье, узреть Бога как Он есть, постичь сокровенное – Жизнь самой жизни и вместить в свое сердце весь мир и всех людей – все это возможно лишь вдали от мира.

140. Не ставь мир на первое место – и увидишь Бога.

141. Поставь себя ниже всех людей – и Христос откроет тебе свои объятия.

142. Спасаться в миру – это все равно, что пытаться избежать гибели, вися на    паутинке над пропастью, полагая, что хорошо устроился.

143. Спасаться в миру – это все равно, что пытаться доплыть до берега, ухватившись за крокодила, полагая, что это бревно.

144. Спасаться в миру – это то же самое, что идя по рельсам, увидеть поезд и пытаться убежать от него, полагая, что тот не догонит.

145. Спасаться в миру – это то же самое, что купить билет на свою казнь, полагая, что это билет на представление.

146. Спасаться в миру – это то же самое, что быть рыбой, которая заглотила крючок с наживкой и думает отсидеться на глубине, полагая, что ее не заметят.

147. Деньги – это тот самый крючок с наживкой, который мир предлагает своим жертвам.

148. Быть человеком мира сего – это жить в глубоком обмороке греха и страстей, полагая, что живешь нормально, и  впадать еще более в этот страшный обморок.

149. Быть человеком не от мира сего – это жить, понимая, что находишься в глубоком обмороке греха и страстей, и прилагать крайние усилия, чтобы стать духовно здоровым.

150. Находясь в миру, невозможно стать духовно здоровым человеком, ибо мир – это и есть духовное нездоровье.

151. Духовное здоровье – это полное отделение от мира и совершенное исцеление от болезни греха и страстей.

152. Сколько бы в мире ни существовало бы путей, все они – пути смерти. И лишь один путь из мира сего – путь Жизни, и это – Христос.

  

            Заключение

 

   О, мир – закваска лукавства, льстец, обманщик и вор, пристрастие к ничтожным вещам, любовь к беззакониям и злодеяниям, погубление всех надеющихся на него, враждебное Богу мирское мудрование, отчуждение от Бога, ослепление и ненависть к Богу, ниспадение в ад и потеря Жизни вечной! Тот, кто убоится служения тебе и начнет всем сердцем служить Христу, возлюбив Христа и Заповеди Его – спасется!   

 

Духовное здоровье – это полное отделение от мира.


isihazm.ru

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=2664