ИЕРИХОНСКИЙ СЛЕПОЙ И РОССИЯ. Святитель Мардарий Ускокович

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы переживаем эпоху глубокого и весьма опасного кризиса, когда Евангелие не удовлетворяет блуждающих сынов народа, эпоху новых веяний, лжеучений и расколов. Но участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических.

    

***

Я никогда не сомневался, возлюбленные братья, в вашей христианской ревности и благочестии, лучшим доказательством чего служат ваше трехчасовое молитвенное бдение, благоговейные поклоны, внимательное слушание совершения церковных служб и те многочисленные преклонные лица, часами слезно молящиеся у сей чудотворной иконы Божией Матери. Это и суть существенная, характерные черты русского народа, столь резко отличающие его от других западных и восточных христиан. В эти торжественные минуты подъема вашего религиозного духа, в эти святые минуты благоговейной настроенности и царящей глубокой тишины, в этот час, когда такое многолюдное собрание, какое не вмещает сей обширный храм, сердце мое сильно бьется, душа невольно возносится в высшие сферы духовного созерцания, уста мои невольно открываются, и я хочу говорить и говорить, проповедовать и проповедовать слово Божие. Постараюсь сократить волнующие меня в настоящую минуту чувства и мысли, чтобы не утомить и так усталое ваше внимание и слабое немощное тело.

Братья! Сосредоточьте ваше благочестивое внимание на слышанном вами сегодня Божественном Евангелии и постарайтесь вникнуть в окружающую нас действительность о существующей среди нас, христиан, духовной слепоте.

Однажды Спаситель со Своими учениками приближался к городу Иерихону, вблизи которого при пути сидел страждущий нищий, прося у проходящих милостыню.

Ежедневно он с утра до вечера сидел, как бы прикованный к крепкой скале, не видя своими глазами света Божия и не узнавая благотворителей своих. Так проходили скучные дни за днями, и ничто не вносило в его душу ни малейшего разнообразия и оживления.

Но вот в один прекрасный теплый южный день он прислушался к необычайному движению, шуму и шепоту во множестве проходившего мимо народа. Это необычайное явление вызвало в нем интерес узнать, что за причина такого большого народного движения, не появился ли какой-нибудь полководец или царь-завоеватель или не произошло ли восстание в народе. Он инстинктивно приподнимается, схватывает за край одежды первого проходившего и спрашивает его о причине небывалого явления. На свой вопрос он услышал ответ: «Иисус Назарянин идет». Тогда он, не колеблясь, громко закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Спаситель был еще на значительно большом расстоянии, до Него доносился зов слепого. Кругом Него топились тысячи. И старые, и молодые, и мужья, и жены с детьми оставили свои дома и вышли за город встретить Назарейского Пророка, о Котором так много слышали. Все хотели приблизиться и видеть Его лицо. Несмотря на толкотню и давку, в толпе царила глубокая тишина из уважения к Великому Чудотворцу. Только где-то позади, в конце тысячной толпы сидел слепец-нищий, нарушая криками своими таинственную тишину. До Спасителя и окружавшего Его народа доносились ясные и отчетливые слова: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя».

Стоявшие недалеко от слепца, возмущенные его дерзким нарушением тишины, заставили его на время замолчать. Но когда душа страждет, сердце болит и верит, молчать тяжело и даже невозможно, он еще громче кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя».

Спаситель, медленно шагающий среди многотысячной толпы, давши этим возможность всем рассмотреть Его лицо, вдруг остановился, и едва слышный топот шагов тысячной толпы утих, как в народе воцарилась еще более глубокая тишина. Все устремили взор свой на Великого Учителя в ожидании, что вот-вот уста Назарейского Пророка откроются для неслыханной проповеди о грядущем новом царстве. Толпа обманулась в своих ожиданиях. Вместо слов, которым бы они все равно не поверили, Христос дает им возможность новым чудом узнать и уверовать, что Он поистине обетованный Мессия, Сын Божий. Пока толпа в могильной тишине готовилась к слушанию проповеди, до Спасителя со старого места доносились ясные и отчетливые слова: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Спаситель велел привести его.

– Чего ты хочешь от Меня? – спросил Спаситель нищего слепца.

– Господи, чтобы мне прозреть.

– Прозри! Вера твоя спасла тебя.

И в присутствии многотысячной толпы Назарейский Пророк совершил величайшее чудо. Тот, который ежедневно стоял при пути у ворот Иерихона, прося милостыню, прозрел.

Братья! Разве можно без слез и умиления слышать такую трогательную историю? Она никогда не в состоянии изгладиться из верующих сердец миллионов верных последователей Христа. Я не могу себе представить без сердечного умиления той торжественной минуты, когда Спаситель, окруженный многотысячной толпой, у ворот города Иерихона, под роскошным южным небом, среди природных красот, совершил величайшее чудо. Тут все говорят, что Он – Сын Божий. Воистину Он – Богочеловек! И я не могу в порыве своего пастырского служения не возвещать о Сладчайшем Иисусе Христе, что Он воистину Сын Божий. Я в этом никогда не сомневался и не сомневаюсь, ибо «я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1: 12), – скажу словами святого апостола Павла. Да, воистину Он – наш Спаситель, Он – Богочеловек, Сын Божий, Бог. И вы, братья, вместе со мной верите, что Он – Сын Божий, Бог. И в кого же нам веровать, как не в Него? У Него, только у Него «глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68).

Вы слышали веру иерихонского нищего слепца. Воистину велика была вера у него, он примером своим многих колеблющих со дня исцеления своего привлек ко Христу. Такой веры теперь среди христиан нет или очень мало; вера есть, но она для большинства современного поколения не служит источником, из которого ключом бьет и разливается по лицу земли Русской живая спасительная и освежающая вода. Вот почему многие цветы веры, посеянные на Руси ревнителями благочестия, вянут и в конце концов совершенно пропадают.

Братья! Слепота евангельского нищего была чисто физическим недостатком, физическою, телесною слепотой. Люди слепые, подобно иерихонскому нищему, лишены возможности наслаждаться чудесами окружающей природы, для них не существует дня и ночи, солнца, звезд и луны, они тяготятся своей жизнью, томятся, и кругом них царит мрак, но зато в душе их теплится искра надежды и веры, что они увидят Истинный Свет – Бога в потустороннем мире.

Братья! Вы знаете, что кроме физической, телесной слепоты есть еще слепота духовная. Участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических. Они видят окружающий мир Божий, смену дней и ночей, разнообразие природы во все четыре времени года, видят звезды, луну и солнце, но, увы, они не видят Вечного Солнца – Христа, у них ум поражен духовною слепотой, у них нет духовного, истинного просвещения, у них нет искры веры, надежды и любви, они живут согласно влечениям своего животного инстинкта, влечениям страстей и по стихиям мира сего, живут в общении с людьми, «сидящие во тьме и тени смертной» (Мф. 4: 16).

Участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических

Возлюбленные братья! Мы переживаем эпоху глубокого и весьма опасного кризиса, эпоху, когда не желают и не хотят «верою ходить, а видением» (2 Кор. 5: 7), эпоху, когда Евангелие не удовлетворяет блуждающих сынов народа, когда хотят, чтобы не одною верою, а видением уверовали в Сына Божия, то есть хотят, чтобы повторилась Его земная жизнь со всеми чудесами и даже самой Голгофой и воскресением, чтобы они все это увидели своими собственными очами и только тогда, увидевши, уверуют. Повторяю, мы живем в то время, когда все элементы нашей веры подвергаются самому строгому, тщательному и беспощадному анализу. Переживаем эпоху новых веяний, лжеучений и расколов со всеми многочисленными сектами, и какова бы ни была крепка наша вера в Сына Божия и в Его непоколебимые устои Святой Церкви, какой бы ни была высокой степень нашей богословской образованности, нам весьма трудно избегнуть опасного влияния духа времени. Не говорит ли нам об этом история постоянных отпадений блуждающих сынов русского народа в различные новые, неведомые православию отцов и предков наших лжеучения?

Братья! И между вами, слушающими меня, найдется немало таких, на которых влияние духа времени сделало свой пагубный отпечаток и для которых удержаться в лоне родного Православия не так легко.

Возлюбленный брат! Разве тебе не случалось быть задетым опасной струей религиозного блуждания? Ты, сначала смутившись и поколебавшись в вере предков своих, в вере православной, доходил до крайних пределов сомнения, был на краю гибельного неверия и затем, очнувшись от опасного сомнения, должен был путем напряженных терзаний и мучительной душевной борьбы опять приобретать и возобновлять каждое из своих расшатанных и, быть может, совсем потерянных убеждений. Ты вместе с заблудшими сынами русского народа гнался во мрак за поисками Лика Христова в надежде найти Христа лучшего, чем тебе Он Сам открылся в Своем Божественном Евангелии, и, не найдя Его, ты с израненной и истерзанной душой вернулся назад и бросился в объятия любящей и прощающей Матери-Церкви. Но сколько горьких минут, сколько бессонных ночей пришлось тебе пережить, и теперь от бывшего заблуждения и душевного волнения ты еще совсем не успокоился. Ты испытал, скольких трудов, терзаний и опасностей пришлось тебе перенести вне ограды родной Православной Церкви, под безопасным кровом которой ты жил мирно и спокойно, держась одного направления, предлагаемого ею, а там, вне ее ограды, ты убедился в постоянной смене религиозных убеждений. Ты видел там печальное зрелище мятущихся душ, которые гнались за поисками Вечной Истины, и, не находя Ее, они делались безнадежными, видели полное свое банкротство и крушение своих исследований и исканий, а ложное чувство стыда не позволяло им вернуться в отчий дом – в лоно родного Православия, и они, озлобленные и ожесточенные, падали в крайности и распинали нашего Бога и Христа на всемирной Голгофе.

О несчастные сыны плачущего о нас народа, во что хотите превратить Царство Божие на земле, которое есть «правда и мир и радость в Духе Святом» (Рим. 14: 17)! Пожалейте измученную родину свою, многострадальную Россию, просите у нее прощения и вернитесь под ее любящий материнский кров.

Обуреваемые волнами человеческих страстей, вы уходите все дальше и дальше в холодные глубины царства тьмы.

Кто избавит вас от неминуемой грядущей опасности и верной пропасти? Церковь вам протягивает руку помощи, а вы дерзко ее отталкиваете. Вчера вы ползали у ног вашего бога, имя которому хлыстовщина, сегодня вы его отталкиваете и выбираете себе других, имя которым баптизм, штундизм, молоканство, а завтра будет называться пашковщина, толстовщина и так далее без конца.

О непостоянство человеческое, ушедшее от заветов Господа Христа!

О жалкие отступники родного Православия! Ваши боги мертвы, в них нет духа жизни, духа премудрости, духа разума Божия; ваши храмы нечестивы и немы, а обожаемые вами боги – потомки падших ангелов, «порождения ехиднины» (Мф. 23: 33). Они, эти ваши боги, убили в вас в самом корне всякое представление о Личном Боге, о Христе Спасителе, а дали вам пантеистическое учение о безличном боге, которого отождествляют с миром, с разумом и т.д. Они вам говорят, что всякая ассоциация, союз есть зло, семья – зло, гражданская администрация – зло, народная школа всех образцов – зло, но самое большое зло – это Церковь, которая развращает народ, служа грязным целям государственного организма. Они дерзновенно поднимают руку свою на святыню народа. Они хотят потрясти и разрушить веками освященные основы церковного, государственного, общественного и семейного строя русской жизни.

Вот принципы ваших новых богов, возглавляемых Толстым. Девизом многих ваших богов служит: разрушить все существующее, чтобы на его развалинах создать все новое.

Сыны русского народа! Неужели вы не видите, куда вас ведут ваши боги и лжеучителя?

Посмотрите на двигателей современного вашего лукавого просвещения. Какой контраст между их громогласным учением и собственной жизнью! Разве в перспективе вы не видите мрачные долины со скалистыми ущельями и бездонными пропастями, в которых слышится холодный ветер далекой шумной ожесточенной борьбы, результат которой – вечная гибель? Вот куда вас ведут ваши учителя. А там – на развалинах ваших трупов боги ваши будут торжествовать свою победу.

Но подождите, остановитесь, несчастные заблудшие сыны многострадального русского народа, услышьте сердечное слово, выливающееся из страждущего сердца молодого проповедника Евангелия Христова! Слышите: для вас еще не настал последний час. Возожгите вновь ваш мерцающий светильник, загасающий от гибельного влияния духа новых веяний, возвратитесь всем сердцем к Богу, призовите Его благословение слезным раскаянием, да пошлет Он вам снова благодать Свою. Принесите себя в жертву Ему, сложите оружие богоборственного ума своего у подножия Его Креста, примиритесь с Ним, и тогда только упокоится ваша волнующаяся совесть и исчезнут все ваши тревоги. Я верю, твердо верю в добрые задатки вашей души, и я знаю, что благодаря им вы окончательно не погибните.

Слышите, вернитесь в свой отчий дом, традиции которого таковы, что ваши новые боги всячески стараются прикрыть их завесой мрака, дабы вы не прельщались их преимуществами и высокими достоинствами. Вернитесь в лоно Христовой Церкви, проснитесь от сна, бросьте свое постыдное рабство и обратитесь ко Христу, желающему спасти вас. Вернитесь, в ваших душах еще есть мерцающая искра веры. Идите к нам, искра эта осветит первые шаги вашего мрачного пути, а, придя к нам, вас Святая Церковь встретит с любовью и радостью. Вам тяжело возвращаться назад по вашему скользкому пути, но вы упорно преодолевайте все трудности, поддерживаемые голосом своей пробудившейся совести: вы должны быть спасены. Верьте этому голосу, следуйте его упованиям, и он, несмотря на все препятствия, благополучно приведет вас к подножию Креста Христова, с высоты которого вы услышите Его любвеобильный голос: «Я вас прощаю, ибо вы не знали, что делали». «Отвергните дела тьмы и облечитесь в оружия света» (Рим. 13: 12). Достигши избавления и начавши снова идти по пути спасения, вы с отвращением будете вспоминать свое прошлое. Тогда-то вы, возрожденные, обратите свой взор на Крест и от всей души скажете:

«О Христос, наш Спаситель, согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою. Мы знаем, что Ты, только Ты – Путь, Истина, Жизнь; мы торжествуем, что Ты не допустил людям окончательно отнять все святое у нас, оторвать нас от Тебя; Твоими стопами Ты освятил нашу грешную землю, оросив ее кровью Твоею, а мы хотели на ней сеять злое. Призри на слезы наши и лучезарным светом Твоим озари потемневшие души наши. Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

Братья! Как душа моя радуется, видя заблудших сынов русского народа, возвращающихся из далекой блудной страны – царства тьмы – в свой родительский дом – в страну Вечного Солнца. Это не только предмет моего пастырского желания, это непреложное обещание Христа Спасителя, не хотящего смерти грешника.

Братья! Господь наш Иисус Христос, наш Пастыреначальник, повелел нам, пастырям Церкви Своей, пасти стадо Его и возвращать заблудших овец дома Израилева. Тысячи поставленных Богом иереев по необъятной русской земле благовествуют Евангелие Его. Но, братья, нам, пастырям, хоть и «Господу поспешствующу» (Мк. 16: 20), трудно бороться с надвигающейся страшной бурей неверия и религиозного шатания. Необходимо, братья, и ваше слово вразумления, слово братского участия, если не с церковной кафедры, то в частных домах, в собраниях и во всяком удобном случае, а главное – своим примерным образом жизни.

Скажите своим заблудшим братьям и сыновьям, что Христова Церковь ждет их возвращения. Приведите их к подножию Креста Христова и скажите им, что Он обратится к ним не с громами и молниями, не с голосом карающего судьи и мщения, а голосом Божественной любви и прощения.

Отцы и матери! Спасайте ваших детей, эту надежду России, от гнилых учений

Братья! Посмотрите вокруг себя, и вы увидите наряду с верующими и неверующих, наряду с благодатью – грех. При блеске распространенного света веры, озаряющего самые отдаленные и противоположные концы вселенной, вы при внимательном наблюдении заметите поднимающиеся из недр земли пагубные и заразные испарения, которые сгущаются в густые мрачные тучи, затемняющие своими толстыми слоями Солнце Истины, Любви и Правды.

Отцы и матери! Я не сомневаюсь, что благо и будущее России вам дорого, поэтому спасайте ваших детей, эту надежду России, от гнилых учений. Знайте: как только в среду народа вторгается разлагающий дух сомнения, блуждания и неверия, как только теряется уважение к родной религии, тотчас наступает падение не только нравственности, но падение и общества и самого государства.

Поэтому, о жены, о матери! Спасайте наших детей – этот оплот светлого будущего России, спасайте их от пагубных веяний современных лжеучителей, которые с таким жаром, с такой энергией завлекают ваших сыновей и дочерей в свои сети. Им нужны молодые силы и свежие умы, и ими они хотят создать крепкий фундамент для дальнейшей пропаганды своей. Учите же ваших детей преданности заветам Христовым, заветам предков своих и готовьте их для величия Православия, для славы и могущества России. Наберем же силы и бодрости, братья мои, для предстоящей борьбы с врагами веры и будем крепкими защитниками родного Православия, ибо только тогда сильна будет возлюбленная Россия и над ней снова после тяжких испытаний воссияет новая заря истинной свободы, мира, любви, правды и возможного счастья. Да наступит же эта заря скорее, и да воскреснет былое могущество России скорее. Аминь.

***

Слово в Неделю 31-ю, сказанное в Кишиневской митрополии 9 января 1911 года
Впоследствии оно вошло в сборник его бесед под общим названием «Завет русскому народу», выпущенный в 1912 году в Одессе.