Иерарх РПЦ рассказал греческим СМИ о «хиротониях» украинских раскольников

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Иларион (Алфеев). Фото: iz.ru

Митрополит Иларион отметил, что со стороны Константинопольского Патриархата не было проявлено необходимого интереса к вопросу о хиротониях украинского раскола.

Председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в интервью греческому изданию «Ромфея» рассказал о «хиротониях» украинских раскольников, сообщает сайт ОВЦС РПЦ. 

Комментируя статью профессора Афинского университета и иерарха Фанара епископа Авидского Кирилла о «линии апостольского преемства в хиротонии Макария Малетича» митрополит Иларион отметил, что Малетич  «имеет преемство от так называемых чекалинских "хиротоний", совершённых мирянином Виктором Чекалиным и бывшим епископом Иоанном Боднарчуком во Львовской области в 1990 году».

Митрополит Иларион подчеркнул, что «преосвященный Авидский в защиту чекалинских "хиротоний" предлагает сразу три версии, притом противоречащие одна другой».

«Сначала он утверждает, будто трое раскольнических «иерархов», рукоположивших Макария Малетича: Дмитрий Ярема, Игорь Исиченко и Мефодий Кудряков – имели хиротонии от Мстислава Скрыпника. Это неправда. Все трое были "рукоположены" уже после смерти Мстислава Скрыпника, который умер в Канаде 11 июня 1993 г. Ни один из них не имеет преемственности ни от Скрыпника, ни от поставлявшихся Скрыпником. Из трёх лиц, "рукоположивших" Макария Малетича, только Мефодий Кудряков имел условную "преемственность" от Филарета. Остальные двое: Ярема и Исиченко – получили свои "хиротонии" от чекалинской "иерархии"», – напомнил митрополит Иларион.

Он также отметил, что «преосвященный Авидский допускает, что Макарий Малетич всё же имеет преемство от "хиротоний" Чекалина. Но заявляет, будто в этой хиротонии принял участие ещё один канонический епископ – архиепископ Днепропетровский и Запорожский, а ранее Симферопольский и Крымский Варлаам Ильющенко. И ссылается на несомненно фальшивый документ, предъявлявшийся когда-то Боднарчуком».

«Это очень слабая версия, она была убедительно опровергнута историком Сергеем Шумило. Его статья "Самозваный «епископ» Викентий Чекалин и его участие в первых хиротониях УАПЦ в 1990 г." опубликована на сайте "Ромфея". Более того, автор направил текст статьи самому Патриарху Варфоломею. На неё не было ответа до сих пор», – сказал владыка.

Митрополит Иларион напомнил, что «Боднарчук, во-первых, признаёт совершённые им в 1990 г. "хиротонии" недействительными. А во-вторых, сознаётся, что собственноручно подделал подпись Варлаама на документе вскоре после того, как тот умер и уже не мог опровергнуть подделку».

«Думаю, Преосвященный Авидский прекрасно понимает, что апостольское преемство чекалинских "иерархов" доказать невозможно. Поэтому он выдвигает третью линию аргументации – экклезиологическую, и она выглядит ещё хуже. Он заявляет, будто вопрос апостольского преемства при принятии из раскола вообще не имеет значения. При этом он крайне пристрастно толкует ряд исторических примеров. Например, ошибочно говорит, будто мелитиане были приняты Первым Вселенским Собором без рукоположения, тогда как в соборном послании Собора прямо сказано, что их «утверждали более таинственным рукоположением» (μυστικωτέρᾳ χειροτονίᾳ βεβαιωθέντας)», – подчеркнул митрополит Иларион.

Он уверен, что все аргументы иерарха Фанара восходят к старой брошюре митрополита Анхиальского Василия, на которую «уже давала развёрнутый, подробный ответ Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Церкви.»

«Нам, по сути, предлагают поверить, будто любой мирянин, побывавший в расколе и не имеющий даже апостольского преемства, может быть принят в сане "епископа" одним лишь росчерком пера. Архиепископ Авидский при этом утверждает, ссылаясь на житийный материал сомнительной богословской ценности, будто и Евхаристия может быть совершена мирянином», – отметил представитель РПЦ.

Архиерей высказал сожаление, что «со стороны Константинопольского Патриархата не было проявлено необходимого интереса к вопросу о хиротониях украинского раскола. Не было изучения архивных документов и канонического исследования: до сих пор его пытаются заменить легендами и фальшивками либо пустой риторикой».

Он также рассказал, что «ещё в 1989 году, до того, как создать лже-иерархию на Украине, тот же самый Викентий Чекалин ездил в Нью-Йорк и пытался присоединиться к РПЦЗ, выдавая себя за епископа. Но Архиерейский Синод РПЦЗ отказал в признании не только его "епископского", но и "пресвитерского" сана. После этого авантюрист попытался украсть в алтаре собора РПЦЗ в Нью-Йорке антиминс, архиерейскую панагию и литургические сосуды, но был с позором изгнан».

Ранее СПЖ писал, что митрополит Иларион рассказал, почему РПЦ не участвовала в Критском соборе.

Елена Константинова

https://spzh.news/ru/news/77249-ijerarkh-rpc-rasskazal-grecheskim-smi-o-...