ИДОЛЫ, ТРУД И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – сказано в Книге Исход. Заповедь эта исключительна. Историки религии не находят подобных предписаний в небиблейских культурах.

Пляски вокруг золотого тельца. Никола Пуссен

Почитание родителей, запрет воровства, убийства или владение чужим имуществом знакомы многим обществам. Они обусловлены «золотым правилом нравственности». Этот этический принцип в религиозных и философских учениях Востока и Запада сформулирован так: «Не делайте другим того, чего не хотите себе». Апостол Лука приводит похожие слова Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).

Голос Синая говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3). Человечество слышит  это впервые. Раскрывая и продолжая эти смыслы, звучит вторая заповедь:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4).

Народ не дождался Моисея, говорившего с Богом, и обратился к его брату Аарону: «…Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами…». Они просят сделать им кумира. Гром, молнии и облачный мрак, покрывший гору, не вызывают трепета. Моисея перестали ждать. Народ решителен и глух к Промыслу.

Аарон боясь уступает их требованию, потому что этот народ «зол» (Исх. 32:22).

Он просит собрать женские драгоценности для изготовления идола, надеясь, по мнению Ефрема Сирина и Феодорита Кирского, что женщины не отдадут своё.

Но люди хотят видеть Бога, дающего изобилие, олицетворяющего плоть и достаток, тельца – Аписа, почитаемого их поработителями. Ещё недавно евреи видели казни египетские, расступившееся перед ними море и потонувших египтян. Буквально вчера рабство и смерть были их ближней перспективой, но сейчас уже всё хорошо. Бог, говорящий с Моисеем на каменистой вершине, не так важен. Вернее, важен, но не Бог, а его место в жизни. Люди ставят бога на место, отлив образ, воплощавший наиболее важные для них черты. Изобилие и место среди народа кажутся естественными, а огненный столп в пустыне, истекшая из скалы вода и манна – теперь уважаемая часть хоть и священной, но всё-таки уже истории. Недавно состоявшаяся неравная битва с бедуинами пустыни и чудесная победа над этими воинственными амалетикянами сейчас забыта. Евреям нужны спокойствие и ясность, которую даст культ. Ждать, пока Моисей говорит с Богом, не интересно: «…ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).

Похожее с людьми будет происходить не раз. Даже после того как Бог станет человеком, целые народы так или иначе будут предпочитать понятных «тельцов» взамен жажды знать волю Бога. Не так важно, под какой личиной прячут идола. Возможно, лозунги «только Писание», тезисы о национальной отделённости или вера в бога, дающего финансовую прибыль, – это именно такие попытки. Истинный Бог лишний на этом празднике инженерных расчётов. Понятнее, чем написал Фёдор Михайлович Достоевский в «Великом инквизиторе», сказать сложно. Кардинал не кривит душой. Он спрашивает у Христа, вновь пришедшего в мир: «Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь».

Кумиры удобны, а Бог – Личность, и в беседе с Ним исход не ясен. Возможно, как пару месяцев назад, сами прилетят перепела. Тогда ужин обещает быть вкусным, но может быть, придётся и заповеди соблюдать.

Один современный проповедник сравнил кумиров второй заповеди с этапом духовной жизни  христианина.

Воцерковляясь, переживая первую влюблённость в Церковь, человек приобретает крылья. Бог обнимает его благодатью, исполняются просьбы молитв, отступают страсти, жизнь становится иной. В этот период можно летать на крыльях веры не прилагая усилий. Пока ощутим этот голос Синая, пока очевидна неотмирность Церкви, а жизнь наполнена миром, нужные книги должны быть открыты, правила прочитаны. Молитву важно пережить не только как радость, но и как труд. 

Наступит более трезвое время, и Церковь станет семьёй, состоящей из людей близких и несовершенных. Тому, кто потрудился раньше, будет проще не заниматься сплетнями и «благородными» пересудами, не уйти из Церкви хлопая дверями, путая Божий дар с яичницей. Труд искать Бога в молитве, узнавать Его в Причастии и встречать Его в Евангелии станет под силу. Потому что прежние дела – это богатство опыта.

«Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Откр. 2:3–4).

Денис Васильев

http://pravlife.org/ru/content/idoly-trud-i-pervaya-lyubov