"...И в третий день воскреснет". Священник Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

В неделю 10-ю по Пятидесятнице – Мф 17: 14–23.

…подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет.

Сегодня мы празднуем память святых отцов шести Вселенских соборов; сегодня – память преподобного Серафима Саровского, которого почитают не только в России, но и во всем православном мире; сегодня – память многих других замечательных святых, среди которых – преподобная Макрина, сестра святителя Василия Великого. Мы благодарны отцам, оградившим, с Божьей помощью, Церковь Христову от ересей. Мы любим нашего батюшку Серафима и молимся ему. Мы удивляемся преподобной Макрине, которая была достойным представителем своей святой семьи и которая – более того! – направила к монашескому житию своего брата, ставшего впоследствии вселенским учителем и святителем. Однако неизмеримо выше памяти каждого из святых, значимее целых соборов угодников Божиих – празднование воскресения из мертвых нашего Спасителя, торжество Его победы над смертью.

Далеко не всякое литургийное евангельское чтение воскресного дня содержит упоминание – прямое или косвенное – об этом событии. Но сейчас – именно такой случай. В самом конце сегодняшнего отрывка говорится о смерти и воскресении Христа – точнее, об этом говорит сам Спаситель. Если бы наше соприкосновение со Священным Писанием ограничивалось храмовой службой, мы, скорее всего, не заметили бы одного важного момента. Но, к счастью, в наше время каждый христианин может прийти домой и открыть Евангелие на любом языке: греческом, церковнославянском, русском, английском… Открыть – и убедиться: сегодняшнее чтение оборвано на середине стиха. А что же там дальше? Дальше – такие слова: «И они (т. е. апостолы. – Ф.Л.) весьма опечалились». Если же у кого-то из наших читателей есть дома службеное Евангелие (т. е. Евангелие с литургической разметкой), то его ждет еще более интересное открытие: эти слова вообще не читаются в течение всего года – кроме Страстной седмицы, когда за три дня прочитывается всё Четвероевангелие. Почему так? Ответ, как представляется, лежит на поверхности: воскресный день – не время сетования и скорби, нет, это время радости и ликования, веселья и светлого торжества!

Однако воскресения не может быть без смерти – и Спаситель ясно об этом говорит. И всякий христианин – т. е. ученик Христа – должен быть готов к смерти. Более того: он должен ежедневно умирать, он должен каждый день собственноручно распинать своего ветхого человека. Это больно, это мучительно, потому что в значительной мере ветхий наш человек совпадает с нашей личностью, нашей сущностью. Нам нужно опереться на то целое, цельное, здравое, здоровое, что есть в нашем естестве, – и приступить к преобразованию нашей души. Конечно, не самим, не одним – но при содействии благодати Святого Духа.

Преобразование, преображение – красивые слова. Но на практике они означают постоянное утеснение себя – точнее, ограничение наших страстей в их проявлениях, лишение их подпитки сначала в виде поступков, затем – слов, а после – и помыслов. И здесь нам приходится с грустью, носящей отчасти философский характер, понять и признать: для достижения цели – искоренения страстей и победы над грехом – мы должны уметь отказываться от вещей, самих по себе безгрешных. Такова реальность нашего падшего мира. Например, нам полезно время от времени не есть мяса. Грешно ли есть мясо? Разумеется, нет (и мы можем вспомнить церковные каноны, которые говорят о недопустимости гнушения мясной пищей). Однако если мы сможем воздержаться от вкушения мяса (что, повторим, само по себе грехом не является), то в другой раз мы, с Божьей помощью, сможем удержать себя поступка явно греховного – воровства, лжи, супружеской измены, употребления наркотиков.

Работая над своей душой, христианин не должен полагаться на свои силы – напротив, вовсе не стыдно постоянно обращаться к Богу с просьбой о помощи, вразумлении, просвещении. Обращенность сердца к Спасителю, предстояние Богу, память о Боге – необходимое условие для подлинного искоренения страстей и стяжания благодати. Напротив, замыкание в себе, излишнее сокрушение о своих несовершествах, уныние из-за неудач в духовной жизни – свидетельство испорченности души гордостью, признак маловерия. Вот тут-то самое время воскликнуть вместе с несчастным отцом: «Верую, Господи, что можешь исцелить мой лукавый ум, мою немощную совесть, можешь очистить мою душу, запятнанную грехами, искалеченную страстями! Мало у меня веры, но Ты, Господи, помоги моему неверию!».

Пост (т. е воздержание, самоограничение) и молитва – сильнейшие орудия, которые христианин может обратить против собственных страстей и против диавола. Но, помимо отрицательного, молитва и пост имеют и несомненное положительное значение: они укрепляют нашу веру. Опыт борьбы со страстями, опыт общения с Богом являют нам реальность духовного мира, удостоверяют Божие присутствие и действие в мире, в Церкви, в нашей душе. И вера эта может быть настолько сильной, что позволит нам изгонять бесов. Однако вряд ли всем нам стоит становиться экзорцистами: гораздо полезнее позаботиться о стяжании мирного духа. И тогда, по слову преподобного Серафима, память которого мы сегодня совершаем, вокруг нас спасутся тысячи.

Господь исцелил бесноватого отрока после Преображения, спустившись в Фавора. Наше же преображение еще впереди. Но двигаясь к цели по этому нелегкому пути, падая и вновь вставая, теряя упование и вновь обретая надежду на вечную жизнь, будем помнить одну очень важную вещь: Христос воскрес!

Источник: Православие и мир